Дизайнер Наталья Белоногова — о том, как превратить ресторан в театральную сцену

Правила жизниДизайн

«Тренд – опасное слово»

Наталья Белоногова, один из самых известных архитекторов и дизайнеров Москвы, поговорила с главным редактором «Правил жизни» Трифоном Бебутовым о том, как выбрать хорошего заказчика, превратить ресторан в театральную сцену и почему тяжело построить хорошую избу.

Фотограф Арсений Несходимов

Трифон Бебутов: Вы уже давно работаете. Как вам кажется, ментальность заказчика поменялась за последние 10–15 лет? Новая культура заказа на интерьер появилась?

Наталья Белоногова: Действительно, пока еще встречаются люди, полагающие, что работа с архитектором – это «я вам говорю, а вы то, что я говорю, исполняете». Либо: «Я сейчас пришлю то, как я хочу. Вы там имейте в виду, что я выбираю». А я отвечаю: «Прошу прощения, но на данный момент я тоже выбираю».

Трифон: Клиента?

Наталья: Ну конечно. Я внимательно слушаю потенциального клиента и анализирую, какие у него предпочтения, как вообще все устроено. Мне это интересно. Но тут же я подписываю договор, содержащий пункт о том, что заказчик знает, к кому обратился, знает мой стиль и мое портфолио. Сложно меня просить делать что-то, сильно выходящее за рамки моего видения и моего стиля. Я не делаю золотые диваны. Нет, я их делаю, но они все равно будут в моей стилистике. И я хочу остаться в ней. И когда вы будете говорить мне «а я хочу вот это!», «вот я вам присылаю», «я был на дискотеке в Дубае и увидел там вот такое»... К сожалению, порой такое встречается до сих пор в моей практике.

Трифон: В этом смысле архитектор созвучен художнику, несомненно. Если хочешь Айвазовского, вряд ли надо смотреть в сторону Джеффа Кунса.

Наталья: Да. Я и спрашиваю: «Зачем вы мне присылаете это? Вы же знаете, что я в этой стилистике не работаю, я такое делать точно не буду».

Или так: «А зачем вы ко мне-то пришли? Это же вообще не мое. Я могу вам дать телефон дизайнера, который отлично работает в этой стилистике, вам понравится».

Трифон: Видимо, у состоятельных людей не всегда есть понимание, что у архитектора или дизайнера интерьеров может быть свой стиль. Я думаю, они к архитектору относятся скорее как к исполнителю, который поможет красиво расставить мебель.

Наталья: Да, и работает с чертежной программой. Мне такое говорили. Знаете, в начале моей карьеры приходил банкир, очень обеспеченный человек, который сказал: «Я так тоже могу нарисовать. Я же к вам пришел, потому что у вас эта программа есть». А я ему: «Так пойдите на «Горбушку» (в те времена все там покупали программы), купите диск, установите себе программу – и давайте, замечательно».

Люди не всегда понимают, что творческие профессии – это тоже профессии. Да, ты зарабатываешь деньги таким образом, я зарабатываю деньги другим образом. Ты профессионал здесь, а я профессионал там.

Трифон: Ваш профиль – рестораны. Как и когда вы поняли, что ресторан – это не только кухня и еда, но еще и атмосфера? Запрос-то был всегда, но все казалось слишком вычурным. Когда появилась нынешняя эстетика? Годам к 2010-м?

Наталья: Наверное, да. Мы как раз начали заниматься этим. Раньше что у нас было? Одним из первых настоящие современные рестораны и кафе начал делать Аркадий Новиков. Все остальное – банкетные залы со скатертными столами и такими же примерно стульями. И это объясняется исторически, ведь до начала десятых был долгий период столовок. Рестораны вроде как были…

Трифон: Но для иностранцев. Они были сложнодоступны, назовем это так.

Наталья: Да. Мои родители рассказывали, как ходили в какой-то ресторан. И когда я расспрашивала, как он выглядел, что в нем было, они отвечали: «Ну, столы, скатерти, салфетки на столах». И все, больше нечего было описывать.

Раньше были ресторан «Яръ» и ему подобные. Ими всегда занимались. Исторически рестораны всегда были при гостиницах. А еще раньше – таверны. Потом был период «безресторания» – с вот этими столовками, кафешками.

Трифон: Думаю, сами рестораторы к 2010-м уже везде поездили, посмотрели. Да и гости поездили, у них появился запрос.

Наталья: Я время отмеряю от «Уголька». «Угольку» десять лет, открылся в 2013-м. До него был Аркадий Новиков со своей «Сиреной», которой – на секундочку – 25 лет. Он привез поваров, технологии. Он сам повар, прошел весь путь становления – от самых низов до империи. Он рассказывал, как приезжал за границу, приходил с друзьями в рестораны и везде просил показать, как устроена кухня. Не только сидел, смотрел на эти скатерти, впитывал дизайн. Ему было интересно, как люди это делают, что внутри?

Для моей работы это тоже очень важно. Я же не могу сказать: «Ой, вы технологию сами разрабатывайте, меня это не интересует, я вам тут все красиво нарисую, а что там дальше, меня не волнует».

Мне важно все: где будет бар, где – открытая кухня, что увидит человек, когда зайдет, каким будет его первое впечатление. Поэтому мы обсуждаем с шефами и технологами, где будет размещено оборудование, чтобы это было красиво. Мы сразу представляем: так, гость сидит здесь, видит вот это. Бывает до 30 вариантов планировки. И только потом я начинаю работать полноценно.

Трифон: А почему важно не прятать процесс готовки?

Наталья: Открытая кухня дисциплинирует. Если она закрыта, там может происходить что угодно – как в сериалах, когда летают сковородки.

Я, кстати, помню первый ресторан Аркадия Новикова, который я открыла, – это был Chips в Москве. На Петровке, три этажа – ресторан, бар и терраса. Они сделали открытую кухню. Все уже было построено, а он пришел ко мне и спрашивает: «А вы рестораны делали?» Я отвечаю: «Никогда рестораны не делала». А он: «Ничего страшного, сейчас начнем, вы все поймете». Идеально! Человек ведь мог испугаться, убежать.

Трифон: Почему он именно к вам пришел?

Наталья: Он пришел сначала в магазин «3.14» на Петровке и увидел дизайн. Две недели бегал по городу, меня искал. Нашел и говорит: «Я в Москве такого не видел! Хочу с вами поработать!» Пел мне дифирамбы минут двадцать. А я: «Аркадий Новиков? Правда?» Смотрела в телефон и не могла поверить.

Мне хотелось делать рестораны. Я гостеприимная, люблю готовить, у меня огромные застолья собираются. И все мне твердили: «Наташа, почему ты не делаешь рестораны?» А я: «Да не знаю почему». И когда он пришел, подумала: «Господи, это просто счастье какое-то!»

Так вот, открывается ресторан с открытой кухней, а шеф – абсолютнейший истерик, орет на поваров, рядом стоят столы с гостями… И все, они приняли решение, что с ним расстаются, потому что это невыносимо. Негостеприимно. Это потом уже в Москве появилась культура открытых кухонь и шефов, которые прекрасны, эмпатичны и зрелищны, как актеры. На них приятно смотреть. Они шикарны в кадре. А за счет того, что их вывели на сцену, их стоимость поменялась, скажем так.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Глобальная инфляция не отступает Глобальная инфляция не отступает

Помогут ли правила Пола Волкера в эпоху невообразимо дешевых денег

Деньги
Ряженка: не путать с кефиром! Ряженка: не путать с кефиром!

Ряженка — продукт, которого больше нигде нет — ни на Востоке, ни на Западе

КАНТРИ Русская азбука
«В мире еще есть что-то, способное заинтересовать» «В мире еще есть что-то, способное заинтересовать»

Отец Андрей Щенников рассказал о том, как живет церковь в эпоху потребления

Правила жизни
Зеленая скульптура Зеленая скульптура

Учимся создавать топиари с помощью фигурной стрижки растений

Лиза
С того цвета С того цвета

«Правила жизни» разбираются в истории цвета

Правила жизни
Сталкер, топор и подземные боги: Игорь Яковенкo выпустил языческий альбом «Пантеон» Сталкер, топор и подземные боги: Игорь Яковенкo выпустил языческий альбом «Пантеон»

Композитор Игорь Яковенко и барабанщик Петр Ившин выпускают альбом «Пантеон»

СНОБ
Софья Синицына: «Моя Фрида в «Мастере и Маргарите» — это посвящение папе...» Софья Синицына: «Моя Фрида в «Мастере и Маргарите» — это посвящение папе...»

А папа посоветовал: «Иди в артистки! Они всегда интересно и красиво живут»

Коллекция. Караван историй
Почему у клубники семена снаружи Почему у клубники семена снаружи

То, что кажется «семенами» клубники, на самом деле её плоды

ТехИнсайдер
Спасибо, что неживой Спасибо, что неживой

Как в мировом кинематографе менялись отношения людей и их разумных созданий

СНОБ
С видом на будущее С видом на будущее

Загородный дом с футуристичным фасадом эклектичным интерьером

SALON-Interior
Выгорела, но не могу остановиться: почему мы продолжаем пахать, даже если сил больше нет Выгорела, но не могу остановиться: почему мы продолжаем пахать, даже если сил больше нет

Почему наш внутренний супергерой продолжает спасать мир наизнос?

Psychologies
Нелли Гаранян: «Он говорил: «Я не могу дирижировать голодными музыкантами» Нелли Гаранян: «Он говорил: «Я не могу дирижировать голодными музыкантами»

«Цветов у тебя не будет никогда, но колбасы и всего остального — сколько угодно»

Коллекция. Караван историй
Поднять паруса: проложат ли нанотехнологии путь к звездам Поднять паруса: проложат ли нанотехнологии путь к звездам

Скоро ли начнутся регаты в межзвездном пространстве?

Forbes
Окно в Арктику Окно в Арктику

5 причин отправиться уже сейчас в теплые объятия Русского Севера

Лиза
Чувствовал себя лишним: Джинён из GOT7 едва не покинул группу на пике ее популярности Чувствовал себя лишним: Джинён из GOT7 едва не покинул группу на пике ее популярности

Пак Чинён, или Джинён, всерьез рассматривал вариант покинуть k-pop сцену

VOICE
Портал в прошлое Портал в прошлое

Как выглядели туристические точки больше ста лет назад – путешествие во времени

Вокруг света
«Пульс и сердце, свет в зрачки, череп, руки, ноги, разрядики тока»: отрывок из романа Дании Жанси «Путешествия Лейлы» «Пульс и сердце, свет в зрачки, череп, руки, ноги, разрядики тока»: отрывок из романа Дании Жанси «Путешествия Лейлы»

«Путешествия Лейлы» — о самоопределении, памяти и гранях «нормальности»

Правила жизни
Помнить все! Помнить все!

7 привычек, которые помогут снизить риск деменции

Лиза
Что не продать — переработать Что не продать — переработать

Стоит ли садоводам создавать собственные перерабатывающие мощности

Агроинвестор
Отчимы и мачехи: как воспитывать «чужих» детей Отчимы и мачехи: как воспитывать «чужих» детей

Как принять и полюбить детей партнера из прошлых отношений?

Psychologies
Мнение эксперта: Фрейда «неправильно поняли»! Он не был одержим сексом, как принято считать Мнение эксперта: Фрейда «неправильно поняли»! Он не был одержим сексом, как принято считать

Зигмунд Фрейд не считал, что все фантазии во сне — это подавленная эротика

ТехИнсайдер
Вопрос века Вопрос века

Как правильно ухаживать за кожей вокруг глаз, чтобы не было «вековых» проблем?

Лиза
Как на Дальнем Востоке решают  проблемы кадрового дефицита Как на Дальнем Востоке решают  проблемы кадрового дефицита

Российская экономика активизировалась на азиатском рынке

РБК
Владимир Пахомов: «Любой язык – саморазвивающаяся сущность» Владимир Пахомов: «Любой язык – саморазвивающаяся сущность»

Беседуем с научным сотрудником Института русского языка им. В. В. Виноградова

Зеркало Мира
Почему принято пить коровье молоко? Вот что нужно знать о любимом напитке! Почему принято пить коровье молоко? Вот что нужно знать о любимом напитке!

Почему люди выбрали именно коровье молоко около 9000 лет назад?

ТехИнсайдер
Солнечные гибриды Солнечные гибриды

Как прокладывается путь к созданию серийных солнцемобилей

ТехИнсайдер
«У нас нет хороших решений» «У нас нет хороших решений»

Денис Соловьев — о ситуации на валютном рынке и проблемах с внешними платежами

Монокль
Винодельня, одежда и веганский ресторан: как Новак Джокович заработал $340 млн Винодельня, одежда и веганский ресторан: как Новак Джокович заработал $340 млн

Бизнес-проекты великого теннисиста Новака Джоковича

Forbes
Вот где ответ Вот где ответ

Вероника Сидорова: как меняются отношения родителей и детей в современном мире

Grazia
Три митрополита Три митрополита

Роль церкви в период правления Ивана Калиты

Дилетант
Открыть в приложении