Задача изучения дальнего космоса людьми сегодня по-прежнему актуальна

МонокльНаука

Натан Эйсмонт: «Ракета Н-1 сильно превысила 30-процентный порог допустимой новизны»

Лунная ракета оказалась сгустком инноваций, и для ее доводки на Земле не хватило времени и ресурсов. Но задача изучения дальнего космоса не только автоматами, но и людьми сегодня по-прежнему актуальна

Александр Ивантер

Ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт. Фото: Олег Сердечников

Обсудить советский фальстарт в лунной гонке и выяснить значение проекта Н-1 в настоящем и будущем космонавтики с «Моноклем» согласился Натан Эйсмонт, ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН.

Натан Андреевич знает об этой программе не понаслышке. После окончания Московского авиационного института в 1962 году Эйсмонт начал работу в конструкторском отделе королёвской космической «фирмы» ОКБ-1 в подмосковных Подлипках и сразу же влился в команду проектантов ракеты.

— Знакомство с мемуарами и документами советского космического проекта конца 1950-х годов создает впечатление, что у СССР в тот период не было исключительной фокусировки на Луне как приоритете исследования космоса. Луна, Венера, Марс перечислялись через запятую. Сергей Павлович Королев, кажется, больше мечтал об освоении не Луны, а Марса?

— Я бы так не сказал. Во всяком случае, целеполагание исследования Луны в СССР и в США возникло практически одновременно — на этом «нулевом» этапе никакого нашего отставания не было.

К тому же с инженерно-конструкторской точки зрения лететь что на Луну, что на Венеру примерно одно и то же. Да и на Марс принципиальной разницы нет: в любом случае нужен носитель, способный сообщить полезной нагрузке, кораблю вторую космическую скорость.

— Общим местом в обсуждениях причин проигрыша СССР в лунной гонке считается конфликт Королева с главным ракетным двигателистом Валентином Глушко вокруг выбора топлива для двигателей ракеты Н-1. В результате движки для лунной ракеты создавала куйбышевская фирма Николая Кузнецова, делавшая до этого авиадвигатели. А тут получили заказ не по профилю и не справились. Вы согласны с такой трактовкой?

— Такая точка зрения выглядит чересчур упрощенно. Кузнецов делал отличные авиационные двигатели. А если сравнивать авиационные и жидкостные реактивные двигатели как инженерные изделия, то первые существенно сложнее. И Николай Дмитриевич смело взялся за дело. Я категорически не согласен с тем, что «кузнецовцы» не справились. Двигатели НК-15 для проекта H-1 по своим качественным характеристикам, прежде всего по удельному импульсу, существенно превосходят двигатели первой ступени американской лунной ракеты.

— Но ракета «Сатурн-5» с двигателями F1 выполнила свою задачу — доставила астронавтов на Луну, а наша Н-1 с отличными кузнецовскими двигателями так ни разу и не вышла в космос.

— Каждый двигатель рождается «сырым» и нуждается в доводке путем долгих испытаний. Характерный срок создания ракетного двигателя — от технического задания до надежной работы в составе ракеты-носителя — составляет десять лет. К моменту четвертого испытательного пуска Н-1 в 1972 году двигатели НК-15 уже были доведены до необходимого уровня надежности, авария ракеты случилась по другим причинам. Кстати, считающийся до сих пор непревзойденным в мировом ракетном двигателестроении РД-170 Валентина Глушко, безупречно показавший себя на двух пусках нашей сверхтяжелой ракеты «Энергия», создавался тоже десять лет, с 1976-го по 1986-й.

— Тогда возникает вопрос: а почему прекрасные двигатели НК-15 не довели — по отдельности и в связке из 30 штук первой ступени — до нужной кондиции на Земле? Почему отказались от стендовых огневых испытаний? Разве это решение не было похоже на авантюру?

— У Глушко было десять лет, а у Королева с Кузнецовым — нет. Из нашего спокойного далека легко раздавать нелицеприятные оценки. Перенеситесь в ту эпоху, поставьте себя на место Королева и его соратников, которые находились под жесточайшим прессом ответственности и давления руководства космической отрасли и политических лидеров страны. Наземные огневые испытания — это дорого и долго. А проигрыш в лунной гонке смерти подобен! Просто немыслим.

— Но пятнадцать лет спустя была такая же гонка с многоразовой транспортной космической системой. Мы торопились создать систему «Энергия» — «Буран», которая по своим возможностям ни в чем не уступала бы американским «Шаттлам». Но тогда Глушко сумел настоять на программе огневых испытаний РД-170 и первой ступени ракеты, а Королев с Н-1 не стал этого делать. Почему?

— Мне трудно сказать. Возможно, Валентин Петрович усвоил печальный урок лунного проекта.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Казус Донского Казус Донского

Как завещание Дмитрия Донского привело к междусобице на Руси

Дилетант
Практические вопросы: Как подобрать моторное масло? Практические вопросы: Как подобрать моторное масло?

Менять масло по пробегу? В зависимости от условий эксплуатации? И другие вопросы

4x4 Club
Имел несчастие быть немцем… Имел несчастие быть немцем…

Кто такой был Эрнст Иоганн Бирон и как он был связан с Анной Иоанновной?

Дилетант
Коломеец и Ко. Молодые режиссеры, за которыми стоит следить в этом году Коломеец и Ко. Молодые режиссеры, за которыми стоит следить в этом году

Фильмы каких российских режиссеров стоит посмотреть?

СНОБ
Контрибуция за победу Контрибуция за победу

Уникальный случай в истории, когда победитель компенсировал проигравшему ущерб

Дилетант
Ужасы в вашей тарелке: 6 опасных для здоровья пищевых фобий Ужасы в вашей тарелке: 6 опасных для здоровья пищевых фобий

Откуда у людей возникают страхи перед едой и как их вылечить?

Psychologies
Продолжительность жизни собак связали с породой и формой головы Продолжительность жизни собак связали с породой и формой головы

Группы пород, которые сталкиваются с высоким или низким риском ранней смерти

N+1
Кто такая Милана Стар: как 14-летняя девочка покорила шоу-бизнес и в чем тут опасность Кто такая Милана Стар: как 14-летняя девочка покорила шоу-бизнес и в чем тут опасность

Милана Стар в шоу-бизнесе с детства — недавно отметила 10-летие карьеры

Psychologies
Чувство локтя: как братья Константин и Владимир Маковские создавали русский стиль Чувство локтя: как братья Константин и Владимир Маковские создавали русский стиль

Братья Маковские: как различить творчество двух братьев?

Forbes
«Я беден и уродлив. Ищу полнейшего контраста»: как знакомились в России в начале ХХ века «Я беден и уродлив. Ищу полнейшего контраста»: как знакомились в России в начале ХХ века

Как сто лет назад люди искали себе пару

Правила жизни
По любви По любви

История безответной любви – для думающих людей, которые прожили жизнь

Grazia
Автосохранение Автосохранение

Проекты советских гаражей столетней давности

Автопилот
Потустороннее ископаемое Потустороннее ископаемое

«Спуск в бездну»: клаустрофобический ретрохоррор о столкновении с древним злом

Weekend
Что происходит с китайскими электрокарами после ДТП. Лайфхак от экспертов Что происходит с китайскими электрокарами после ДТП. Лайфхак от экспертов

При авариях китайские электрокары отключаются, как их чинить?

РБК
Ешь, варись, люби Ешь, варись, люби

«Рецепт любви»: гимн кухне и жизни

Weekend
Валя Карнавал: «Это было невероятно!» Валя Карнавал: «Это было невероятно!»

Валя Карнавал — о том, как стала ведущей огромного мероприятия

ЖАРА Magazine
Фантазии Молчанова Фантазии Молчанова

Какими могли быть советские автомобили

Автопилот
Как детские травмы влияют на то, какой вы родитель: 8 последствий Как детские травмы влияют на то, какой вы родитель: 8 последствий

То, что вы сами пережили в детстве, может негативно отражаться на ваших детях

Psychologies
«Там темно»: как женщин может сблизить общее горе «Там темно»: как женщин может сблизить общее горе

Отрывок из романа Марии Лебедевой «Там темно»

Forbes
Вера Алентова: «Мы с Меньшовым совершенно разные: он человек «да», а я человек «нет» Вера Алентова: «Мы с Меньшовым совершенно разные: он человек «да», а я человек «нет»

Вера Валентиновна Алентова о своей жизни накануне 70-летия

Караван историй
В каких странах принято пить с утра В каких странах принято пить с утра

Есть страны, в которых немного выпить за завтраком абсолютно нормально

Maxim
10 ошибок при организации кухни, которых следует избегать: мнение экспертов 10 ошибок при организации кухни, которых следует избегать: мнение экспертов

Что можно скорректировать, сделав кухню гораздо удобнее и красивее

VOICE
11 фильмов ужасов о зубах и дантистах 11 фильмов ужасов о зубах и дантистах

Ищете, чем бы взбодриться перед визитом к пугающему с детства врачу?

Maxim
Присутствие сородичей заставило лягушек быстрее стучать пальцем во время кормления Присутствие сородичей заставило лягушек быстрее стучать пальцем во время кормления

Постукивание пятнистых древолазов действительно усиливается во время кормления

N+1
Детектив, боец и вышибала: лучшие фильмы Джейка Джилленхола Детектив, боец и вышибала: лучшие фильмы Джейка Джилленхола

Предлагаем пересмотреть работы Джейка Джилленхола

Правила жизни
«Поскребись своим телом по истории XX века — и никогда не захочешь ее повторять» «Поскребись своим телом по истории XX века — и никогда не захочешь ее повторять»

Тома Селиванова о своем фильме «Пепел и доломит»

Weekend
Последний поход генерала Юденича Последний поход генерала Юденича

Осенью 1919 года гражданская война в России достигла кульминации

Дилетант
Что смотреть вечером: 6 главных фильмов Вима Вендерса Что смотреть вечером: 6 главных фильмов Вима Вендерса

Фильмы Вима Вендерса, которые отлично подойдут для знакомства с его творчеством

Правила жизни
«Разговоры с таксистами об устройстве Вселенной» «Разговоры с таксистами об устройстве Вселенной»

Почему для выживания людям, вероятно, потребуется расселиться за пределы Земли

N+1
Шампанское, бароло и пино-нуар: каким вином запивать трюфели Шампанское, бароло и пино-нуар: каким вином запивать трюфели

Как правильно подобрать вина под черные, белые и летние трюфели.

СНОБ
Открыть в приложении