Как изменилась моя жизнь после того, как я «проснулся знаменитым»? Да никак!

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Юрий Соломин: «Понадобилось 25 лет работы в театре, чтобы Царев спросил, какая у меня мечта...»

Подготовила Анжелика Пахомова. 2016 год

Фото: пресс-служба Малого театра

В январе от нас ушел Юрий Соломин, одна из самых ярких звезд советского кинематографа. Зрители всех поколений любят «Адъютанта его превосходительства», «Обыкновенное чудо», «Летучую мышь», «Дерсу Узала» и еще десятки кино- и театральных ролей необыкновенного артиста, обладавшего неповторимым обаянием. Он много лет возглавлял Малый театр, который стал для него, без преувеличения, родным домом. Сегодня мы публикуем интервью с Юрием Мефодьевичем, которое он давал главному редактору журнала Анжелике Пахомовой.

Когда я пришел в Малый театр, молодежи в труппе было очень мало. Репертуар держался на таких теперь уже легендах, как Игорь Ильинский, Борис Бабочкин, Михаил Жаров, Елена Гоголева, Вера Пашенная... Кстати, именно к легендарной русской артистке Вере Николаевне Пашенной, которая в 1953 году набирала в Училище имени Щепкина свой последний курс, я тогда и поступил. Конкурс в тот год был жуткий! Подавали заявление до пяти тысяч человек, а принимали всего человек двадцать пять. Я, ехавший восемь суток на поезде из Читы и боявшийся Москвы до такой степени, что ходил по улицам с отцом, не слишком надеялся... Но прошел два тура! Однажды отец сообщил мне, что, пока я сдавал экзамены, его обворовали. Пропали документы, деньги, билеты на поезд — в общем, все! Чудом ему удалось получить бесплатные обратные билеты, и он пришел за мной: «Надо уезжать. Иди к Пашенной и скажи ей: если она тебя берет, то пусть берет. А если нет, то уедем обратно в Читу...» А надо было пройти еще два тура. Я разыскал в училище Веру Николаевну, вызвал ее. «Что тебе, деточка?» Я ей все рассказал и добавил: «Если вы меня берете, то берите!.. А не возьмете — я тогда уеду в Читу!» Она задумалась. Потом сказала: «Оставайся». И одно это слово, сказанное Пашенной, решило всю мою дальнейшую судьбу. Я побежал к отцу, проводил его на Ярославский вокзал. На последние деньги мы купили с ним два килограмма знаменитых московских сухарей. Килограмм он взял с собой в поезд, а второй остался мне... Так началась моя жизнь в Москве.

Юрий Соломин и Игорь Ильинский в спектакле «Ревизор», 1966 год. Фото: Соболев Валентин/ТАСС
Вера Пашенная и Юрий Соломин с коллегами, 50-е годы. Фото: пресс-служба Малого театра

Даже после ограбления Яблочкина вышла на сцену

Со второго курса мы, студенты, начали выходить на сцену в массовке. За выход получали полтора рубля, что, если честно, было для нас очень важно. Тем более что в театре для актеров работал буфет, где мы могли «погулять» и позволить себе даже сосиски. Буфетчицы нас знали и могли покормить в долг. Так что даже если совсем не было денег, голодными из театра мы не уходили... Но это мелочи. Главное — ЧТО это был за театр! Я ведь застал времена, когда наши «старухи» (мы их с любовью так называли: «старухи из императорского театра») приходили в гримерку с иконами. Рыжова, Турчанинова, Яблочкина... Рыжова рядом с иконой на гримировальный столик клала разные вещички памятные, мамины — ритуал у нее такой был. А когда костюмерша (или, по-старому, одевальщица) помогала Рыжовой облачиться в костюм, та давала рубль — на чай... По привычке. Для старой актрисы рубль означало — еще тот рубль, прежний, золотом, то есть солидное вознаграждение. Но времена изменились, и рубль тоже, он давно обесценился. И одевальщица, от души поблагодарив, выходила за дверь и говорила нам: «Ну что? Опять рубль дала!»

Великая артистка Александра Яблочкина, блиставшая в конце XIX века вместе с Ермоловой, была нашей «госпожой». Когда я пришел в театр, ей было уже под 90 лет, но она все еще играла. В спектакле «Ярмарка тщеславия» ее вывозили на сцену в кресле негры. Иногда таким негром бывал я. Так вот, ее всегда волновал вопрос, кто ее сегодня вывозит. Она просила «негров» приходить задолго до спектакля и проводила с нами долгую беседу: с какого курса, кого хотите играть? Представляете, какое отношение у нее было к профессии?.. Как-то с Яблочкиной произошел очень неприятный случай — ее обворовали. Пришли к ней домой молодые люди, представились драматургами. Она была одинокой, вместе с ней жила такая же пожилая суфлер Малого театра. Они открыли молодым людям дверь, те тут же их связали. Яблочкину положили на диван, все-таки народная артистка, известная... А суфлера заперли в ванной комнате. Конечно, у Александры Александровны было много ценных вещей, много подарков. Она внимательно наблюдала, как грабители складывают в сумку ее драгоценности, украшения, а потом говорит: «Ребятки, я же актриса, это все бутафория». И они ей поверили, взяли какие-то старинные часы, еще что-то и ушли. А Яблочкина с суфлером так и остались связанными. Только через несколько часов кто-то к ним пришел и освободил их. А вечером Яблочкина должна была играть в «Ярмарке тщеславия» ту же роль, что играли еще две актрисы — Фадеева и Гоголева. Когда в театре узнали о происшествии, то позвонили Яблочкиной и сказали: «Александра Александровна, вы, наверное, сегодня не сможете играть, переволновались, мы вызовем Гоголеву...» Она ответила: «Нет-нет-нет, Леночка еще наиграется». Они никак не могли наиграться, эти «старухи».

Что касается Елены Гоголевой, она славилась строптивым характером. Но у меня, после того как я играл ее сына в пьесе «Пучина», сложились с ней добрые отношения. Меня поразило, что она никогда не выходила на поклоны, пока я не откланяюсь. И сколько я ни сопротивлялся, она прямо выталкивала меня на сцену: «Нет-нет, я — после вас!» Когда, много позже, у меня появился первый автомобиль и я всем с гордостью предлагал: «Подвезти?» — меня, как молодого водителя, боялись, никто не соглашался. И только Елена Николаевна, смелая женщина, рискнула: «Пойдем! Посмотрю, как ты водишь...» А вот с другим корифеем нашего театра, Борисом Бабочкиным (знаменитым Чапаевым), у меня не сложилось... Как-то он раскритиковал меня за ту самую роль в «Пучине», которую я играл с Гоголевой. Он так завелся на худсовете, стал показывать, как надо играть. Наша старейшая актриса Елена Шатрова даже сказала: «Борис Андреевич, перестаньте, это вы бы так сыграли, а он сыграл по-другому». Вскоре после этого Бабочкин поставил «Грозу» Островского и предложил мне главную роль. Я отказался, все еще был обижен на его критику... Потом боялся даже встречаться с ним, мне было как-то неудобно. Когда я его видел в коридоре, то быстро проходил, лишь бы не общаться. Слава богу, незадолго до его смерти мы помирились. Встретились случайно на Московском кинофестивале, где меня награждали за фильм «Дерсу Узала», он поздравил меня. И я вдруг понял, что обижаться было глупо. Мы даже сели рядом. А буквально через несколько дней Бабочкину стало плохо с сердцем, когда он вел машину, он успел заглушить двигатель и умер...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игорь Золотовицкий: «Ефремов и Табаков всю жизнь были рядом, притом что они могли ссориться, годами не разговаривать» Игорь Золотовицкий: «Ефремов и Табаков всю жизнь были рядом, притом что они могли ссориться, годами не разговаривать»

Наше актерское дело трудное и непредсказуемое

Караван историй
Как выбрать беспроводные наушники: главные характеристики Как выбрать беспроводные наушники: главные характеристики

Как выбрать качественные беспроводные наушники и уложиться в бюджет?

ТехИнсайдер
«Не романтик никогда не захочет в плавание» «Не романтик никогда не захочет в плавание»

Михаил Кожухов полюбил море и не представляет теперь без него своей жизни

Y Magazine
Записки отельера: как разобраться с гостями, по ошибке поселившимися в одном номере Записки отельера: как разобраться с гостями, по ошибке поселившимися в одном номере

История будней гостиницы «Гельвеции», почти как из фильма Георгия Данелии

Правила жизни
Женская сексуальность: как развить и проявлять Женская сексуальность: как развить и проявлять

Женская сексуальность — это не внешняя красота и не размер груди

Psychologies
Северные плавуны освоили мелководье и научили этому других Северные плавуны освоили мелководье и научили этому других

Освоение северными плавунами мелководья может быть культурной традицией

N+1
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Ужасы в вашей тарелке: 6 опасных для здоровья пищевых фобий Ужасы в вашей тарелке: 6 опасных для здоровья пищевых фобий

Откуда у людей возникают страхи перед едой и как их вылечить?

Psychologies
Оставить нельзя отказаться Оставить нельзя отказаться

Можно ли сократить потребление антибиотиков в животноводстве без потерь

Агроинвестор
Жители двух европейских поселений начали выращивать просо около 1300 года до нашей эры Жители двух европейских поселений начали выращивать просо около 1300 года до нашей эры

Когда просо начали культивировать на территории современной Центральной Германии

N+1
Актер Кузьма Котрелев: За подлинным искусством всегда стоит личность Актер Кузьма Котрелев: За подлинным искусством всегда стоит личность

Актер Кузьма Котрелев — чем отличается искусство от коммерческой продукции

СНОБ
Как успокоить человека в истерике: советы от поведенческого терапевта Как успокоить человека в истерике: советы от поведенческого терапевта

Что делать, если у человека истерика? Как ему не навредить?

Psychologies
«Примадонна»: как в современном кино показывают героинь в зрелом возрасте «Примадонна»: как в современном кино показывают героинь в зрелом возрасте

В этой подборке — фильмы, чей сюжет строится вокруг взрослых героинь

Forbes
Съедобные лекарства: какие продукты нужно есть, когда вздувается живот Съедобные лекарства: какие продукты нужно есть, когда вздувается живот

Продукты, которые помогут справиться с метеоризмом

ТехИнсайдер
«Ты — то, что ты ешь»: какие продукты нужно включить в свой рацион, чтобы улучшить состояние кожи «Ты — то, что ты ешь»: какие продукты нужно включить в свой рацион, чтобы улучшить состояние кожи

Что нужно есть, чтобы добиться красивой и здоровой кожи

ТехИнсайдер
Как появился, зачем и почему именно в феврале: астроном Владимир Сурдин о «високосном» дне 29 февраля Как появился, зачем и почему именно в феврале: астроном Владимир Сурдин о «високосном» дне 29 февраля

Как в календаре появился «лишний день» и зачем он нужен?

СНОБ
Историки установили кто придумал десятичную точку. Это великое открытие случилось в 1440 году, но о нем надолго забыли Историки установили кто придумал десятичную точку. Это великое открытие случилось в 1440 году, но о нем надолго забыли

Открытие Джованни Бьянкини было слишком революционным и было забыто

ТехИнсайдер
«Это не эгоизм!»: 3 шага, чтобы начать заботиться о себе «Это не эгоизм!»: 3 шага, чтобы начать заботиться о себе

Именно забота о себе помогает выдерживать интенсивный ритм жизни

Psychologies
Никогда не оставайся Никогда не оставайся

Мотивы и маршруты перемещения кинорежиссеров в пространстве

Weekend
Маленькая кухня Маленькая кухня

Как поместиться на маленькой кухне и превратить ее недостатки в достоинства

Лиза
Кому из автовладельцев придется заплатить налог на роскошь. Ответ ФНС Кому из автовладельцев придется заплатить налог на роскошь. Ответ ФНС

Кому скоро придется платить за свою машину больше, объяснили в ФНС

РБК
Грязные танцы Грязные танцы

Квадроцикл — ключ, открывающий двери в мир грязных наслаждений

Men Today
«Смерть и другие подробности»: почему новый детективный сериал не впечатляет зрителей «Смерть и другие подробности»: почему новый детективный сериал не впечатляет зрителей

Кинокритик рассказывает про сериал о пожилом сыщике и его неожиданной помощнице

Forbes
Удаленная работа Удаленная работа

Домашний офис и его минусы: как не потерять здоровье, работая удаленно

Лиза
Первые или никакие: почему мы проиграли лунную гонку Первые или никакие: почему мы проиграли лунную гонку

Проект пилотируемой экспедиции на Луну не стал в СССР национальным приоритетом

Монокль
8 шагов, чтобы высказать претензии другу и не поссориться 8 шагов, чтобы высказать претензии другу и не поссориться

Что делать, «если друг оказался вдруг» не таким надежным, как вы надеялись?

Psychologies
Как биржевой игрок Давид Амарян стал крупным рантье Как биржевой игрок Давид Амарян стал крупным рантье

Давид Амарян отлично подходил европейским продавцам как покупатель

Forbes
Наталия Воробьева: «Все сразу поняли, что Людоедка Эллочка — это я!» Наталия Воробьева: «Все сразу поняли, что Людоедка Эллочка — это я!»

Папа отказывался со мной выходить, когда я ему предлагала вместе поужинать

Коллекция. Караван историй
Романтика, дружба и развод: самые неожиданные сериалы о любви в ее разных проявлениях Романтика, дружба и развод: самые неожиданные сериалы о любви в ее разных проявлениях

Самые неожиданные сериалы последних лет, которые честно рассказывают о любви

Forbes
Закрой холодильник! Закрой холодильник!

Как перестать есть по ночам

Лиза
Открыть в приложении