Маргарита Ленских: «Все герои должны работать на общую идею»
Президент Гильдии кастинг-директоров — о том, как актеры получают роли в фильмах и сериалах
Маргарита Ленских — одна из самых опытных кастинг-директоров в российской киноиндустрии. Среди проектов, над которыми она работала, — «Чемпион мира», «Пропавшая», «Измены». Маргарита Ленских возглавляет Гильдию кастинг-директоров. Это профессиональное сообщество, основанное в 2020 году. Среди проектов гильдии — премия, победители которой из числа актеров и кастинг-директоров определяются голосованием 180 профессионалов. В этом году церемонии вручения премии прошла во второй раз.
«Монокль» поговорил с Маргаритой Ленских о том, что представляет собой профессия кастинг-директора в России.
— Кто решает, какой актер будет исполнять ту или иную роль?
— Финальное решение принимает режиссер или продюсер. В большинстве случаев продюсер.
— Как происходит выбор актера?
— Сначала меня должны пригласить на работу либо режиссер, либо продюсер. Иногда кастинг-директоров еще до приглашения на работу просят составить дримкаст — список предполагаемых актеров на основные роли. Я на это не соглашаюсь, потому что, прежде чем предлагать тех или иных актеров, мне нужно поговорить с режиссером и продюсером, понять их видение и вникнуть в нюансы проекта.
После того как меня пригласили, я читаю сценарий и разговариваю с режиссером. Я составляю карту актерского ансамбля: кто и как от кого зависит и кто и как на кого влияет. Мы определяем последовательность поиска — иногда нет смысла искать сразу всех, потому что они будут зависеть от главного персонажа, от того, будет ему сорок или тридцать лет и какой у него будет типаж.
Затем проходят пробы (очный отбор актеров в кинопроект. — «Монокль»). Я их провожу сама — у меня есть режиссерское образование. Параллельно актеры записывают самопробы (в этом случае актер самостоятельно фиксирует выполнение режиссерского задания на камеру. — «Монокль»). Дальше происходят пробы с режиссером или ансамблевые пробы (когда актеры выполняют режиссерское задание, взаимодействуя с другими предполагаемыми участниками проекта. — «Монокль»). Продюсер может присутствовать как на предварительных пробах, так и на их финальном этапе, когда заказчик проекта утверждает актерский ансамбль.
— И сколько это продолжается?
— От месяца до года. Пилотный проект длительностью двадцать пять минут можно сделать за месяц. Иногда фильм рассчитан на трех-четырех персонажей. Его тоже можно сделать за месяц. А бывают такие проекты, как «Рождение империи» (находящийся в процессе производства исторический фильм Андрея Кравчука про Петра I. — «Монокль»), над которым я работала с августа прошлого года по февраль этого. Он предполагает участие иностранных актеров. Сейчас их поиск и приглашение в российский проект — сложный и долгий процесс.
— Где вы ищете актеров?
— У нас есть базы FilmToolz, «Кинолифт», есть актерские агентства. Надо стараться смотреть все проекты, которые выходят в течение года. Премия Гильдии кастинг-директоров, где надо выдвигать номинантов и голосовать за них, как раз мотивирует это делать. Надо ходить в театры, на выпускные экзамены в театральные институты, следить за актерскими дебютами. Сейчас я снимаю актрису, которая еще только учится. Она пока никому не известна, а мои коллеги уже должны знать, что ей предстоит дебют и ее можно приглашать на роли еще до выпуска моей картины как актрису с бэкграундом.
Очень мало артистов в возрастной категории «за шестьдесят». Их нужно постоянно держать в фокусе внимания: в какой физической форме они находятся и какие роли готовы сыграть. Не все актеры, которые работают в театре, готовы сниматься в кино. Им может быть не до этого, или им физически сложно выдерживать рабочий ритм съемок.
— Сколько актеров вы держите в поле внимания?
— Кастинг-директор фокусируется на пуле актеров, необходимых для проекта, над которым он в данный момент работает. Если он занимается молодежным проектом, фокус его внимания смещается в сторону молодых актеров. Если он работает над проектом про тех, кому тридцать пять — сорок лет, фокус его внимания смещается в сторону актеров этой возрастной категории. Все зависит от поставленной перед ним задачи. Все остальное — для общего понимания. Можно изучать пулы артистов, которые снимаются для телеканалов. Как правило, если актер начинает сниматься на каком-либо телеканале, он будет продолжать это делать, пока его будут устраивать ставка, статус и предлагаемые ему проекты.
Часто актер задумывается о смене канала или амплуа и начинает меняться: сначала внутренне, а потом и внешне. Этот процесс тоже может попадать в поле внимания кастинг-директоров, которые работают не на телевидении, а на платформах. И тогда происходит переоткрытие актера или актрисы: вот мы ее знали как «плачущую» героиню из сериалов на телеканале «Россия», и вдруг она появляется в сериале на платформе совсем в другом амплуа.
— Какова в этом случае степень риска? Что если аудитория не примет актера в непривычном образе?
— Все зависит от того, о каком проекте идет речь: или это большой прокатный фильм с бюджетом в миллиард рублей, или сериал, или авторское кино. Например, Павла Деревянко никто не представлял в роли Вити Людоеда в фильме моих друзей Евгения Григорьева и Ольги Ерофеевой «Подельники». И на первых пробах он не показал себя этим персонажем, но он попросил вторые пробы и пришел на них уже Витей Людоедом. Но это кино, по большому счету не предназначенное для широкого проката.