Секты, пластическая хирургия и жизнь с двойником: главные книжные новинки этого лета
Рассказы о восприятии женского возраста и тела; триллер о девушке, выросшей в секте и пытающейся восстановить психику; история выгоревшей учительницы из закрытого городка, которая ищет в алкоголе спасение от тоски, а находит доппельгангера, — книжный обозреватель Forbes Woman Наталья Ломыкина рассказывает о главных книгах этого лета
Миэко Каваками «Летние истории»
Издательство «Синдбад», перевод с японского Марии Прохоровой
Современная японская писательница Миэко Каваками — обладательница самой престижной литературной награды Японии, премии Рюноскэ Акутагавы. Книга, которую New York Times и журнал Time признали лучшей в 2020 году (она вышла на английском под более жестким названием Breasts and Eggs («Грудь и яйца») и в 2022 году вошла в короткий список Международной Букеровской премии), посвящена, с одной стороны, пластической хирургии, с другой — репродуктивным правам женщин в Японии.
Роман Каваками состоит из двух новелл о жизни Нацуко Нацумэ. Летом 2008 года 30-летняя Нацуко, которая мечтает стать писательницей, но уже 10 лет не может закончить свою книгу, ждет в гости из Осаки старшую сестру Макико с дочерью-подростком Мидорико. Они давно не виделись, хотя всю жизнь были близки, и Нацуко предвкушает время с сестрой и племянницей. Но сестра оказывается совершенно измотана тяжелой работой и бытом матери-одиночки, а 12-летняя Мидорико уже полгода с ней не разговаривает и делится своими мыслями только с дневником. Макико давно говорила, что хочет увеличить грудь и, как выясняется, приехала только за этим, хотя Нацуко кажется, что у сестры есть проблемы поважнее, тем более что Мидорико вступает в переходный возраст, и ее стремительно взрослеющее тело переживает гормональные изменения, к которым девочка не готова. 10 лет спустя в центре внимания Каваками уже сама Нацуко, которая успела состояться как писательница, но так и не вышла замуж. Ей уже 40, она все больше склоняется к тому, чтобы родить ребенка «для себя», и начинает изучать свои возможности.
Миеко Каваками касается тем, на которые многие все еще отказываются говорить, как Макико не говорит с дочерью: о восприятии женщинами своего тела, о реакции самой женщины и ее окружения на возрастные изменения — как на созревание, так и на увядание; о праве женщины рожать или не рожать ребенка. Своим романом Каваками будто спрашивает: а достаточно ли вообще одного только желания женщины для принятия какого-либо решения?
Интересно, что Миеко Каваками начинала как музыкант (выпустила три альбома) и успешный блогер, но потом пришла в литературу и оставила все остальные занятия. Свои взгляды она отстаивала и в творчестве, и в спорах с другими писателями. Серия ее интервью с Харуки Мураками, в том числе о доминировании мужчин в японской литературе и о сексуализации женщин в его произведениях, даже была опубликована в 2017 году отдельной книгой — «Харуки Мураками: длинное-длинное интервью». Надо сказать, сам Мураками называет Миэко Каваками своим любимым писателем из числа молодых. Наверное, стоит поблагодарить его за рекомендацию, но все же иметь в виду, что писательнице уже 47 лет и на ее счету семь престижных литературных премий.
Вера Богданова «Семь способов засолки душ»
Букмейт, «Редакция Елены Шубиной»
Писательница Вера Богданова говорит, что сюжет «Семи способов засолки душ» ей приснился вместе с названием, и она отложила в сторону роман, над которым работала, чтобы рассказать эту историю и задаться вопросом: куда подевались многочисленные секты, которые в 1990-е предлагали очистить ауру и указать путь к просветлению и богатству? «Семь способов засолки душ» сейчас выходит в виде аудиосериала на «Букмейте», и этот способ — по серии в неделю — на первый взгляд кажется беспощадным. Но, думается, те, кто ждет осени, чтобы купить книгу в бумаге (выйдет в «Редакции Елены Шубиной») и прочесть залпом, еще позавидуют слушателям аудио, у которых есть время перевести дух между эпизодами.