Боги энергоперехода
Бытует расхожая версия, что Великобритания сожгла весь имеющийся уголь, чтобы иметь возможность колонизировать Азию и Африку. Пока была дешевая энергия угля, были и колонии; с окончанием эпохи пара закончилась и великая империя. История циклична, и нечто похожее сейчас переживает Китай — государство, в топках которого сжигается каждая вторая тонна угля на планете. Этот же уголь дает 2 из 3 кВт электроэнергии, требующихся великой (здесь без прикрас) китайской промышленности. Пока есть эта дешевая энергия, Китай способен производить сталь, цемент, удобрения, автомобили и десятки тысяч наименований другого ширпотреба.
Статистика говорит, что даже при текущих темпах потребления имеющихся ресурсов угля Китаю хватит еще на несколько десятилетий, однако Компартия Китая очень внимательно изучает экономическую историю. Для государственного строительства «несколько десятилетий» — это очень короткий срок, а исчерпаемость ископаемого топлива — основной риск для сложившейся экономической и политической модели КНР. Да, в ближайшие пару десятилетий в КНР произойдет переход от развивающейся экономики к развитой. То есть необходимая базовая инфраструктура страны (жилье, порты, дороги, аэропорты, электросети и связь) будет отстроена и ресурсов Китаю будет требоваться меньше.
Тем не менее это вряд ли коснется электроэнергии, возведенной в Китае в статус государствообразующего ресурса. КНР уже давно страна номер один в мире по производству электричества. Например, в прошлом году установленная мощность всех электростанций страны превысила 2,9 ТВт. Для понимания масштабов: на мировом рынке номер два — в США — установлено 1,25 ТВт, при этом в Китае производится 9,4 трлн кВт·ч в год, в США — 4,2 трлн кВт·ч, в России — 1,1 трлн кВт·ч.
В прошлом году потребление электроэнергии на одного китайца вышло на уровень развитого мира — ФРГ и Дании. Однако тут не стоит забывать, что страны Запада осознанно выносили в Китай в первую очередь грязные и энергоемкие производства. Такая политика привела к тому, что сегодня Китай доминирует на рынке первых-вторых переделов: черных и цветных металлов, стекла, цемента, полимеров и т. д. Всего того, что нельзя произвести в Европе из-за цен на энергию и в США из-за дороговизны