Истребитель разрабатывался на основе палубного самолета

Популярная механикаHi-Tech

МиГ-35/35Д: как устроен российский многофункциональный истребитель

Олег Макаров

Ранней весной 2016 года группу журналистов пригласили на предприятие РСК «МиГ» в Луховицах на презентацию новейшего российского многофункционального истребителя МиГ-35. Первым пунктом программы значилось посещение летного поля и демонстрационный полет… МиГ-29К. Что бы это значило? А вот что. Впервые в истории отечественного авиапрома истребитель для Воздушно-космических сил разрабатывался на основе палубного самолета.

2deda66bec7015ba80bba5c8677a5950.jpg

Эта история началась еще в 1980-е годы в СССР. Тогда в ожидании принятия на вооружение тяжелого авианесущего крейсера, сменившего несколько имен и известного ныне как «Адмирал Кузнецов», два КБ — «Сухой» и «МиГ» — получили заказ на разработку корабельных самолетов нового, четвертого поколения. Но если «Сухой» создавал свой Су-27К, ставший впоследствии Су-33, как чистый истребитель для завоевания превосходства в воздухе, то «МиГу» предстояло спроектировать самолет для работы как по воздуху, так и по поверхности, прежде всего по морским целям. За основу был взят МиГ-29, который, впрочем, тоже был классическим истребителем.

Начало эволюции

Ближе к корабельной версии оказался опытный МиГ-29М, который создавался с начала 1980-х. «По сравнению с базовой моделью, — говорит заместитель главного конструктора Инженерного центра Корпорации «МиГ», профессор МАИ Юрий Оболенский, — МиГ-29М был серьезно доработан. В нем механическая проводка заменена электродистанционным управлением. Совершенствование системы управления диктовалось прежде всего тем, что самолету были добавлены две точки подвески вооружения. В итоге центровка истребителя «поехала» назад и машина стала менее устойчивой. Управлять таким аппаратом «по старинке» было невозможно. Еще одна серьезная новация — был создан дополнительный запас топлива за счет полостей, ранее не применявшихся для размещения баков. Так удалось повысить дальность МиГ-29М». Эти самолеты были унифицированы только по составу вооружения. Как летательный аппарат он другой.

470e5a064b4b6e361c094ee4a9670511.jpg
Сотрудницы предприятия раскраивают препреги (углеволоконную ткань, пропитанную смолой) и выкладывают из получившихся элементов будущие детали.

МиГ-29К унаследовал все эти новшества и был доработан под требования палубной авиации. Самолет оборудовали гаком для захвата троса аэрофинишера, были усилены стойки шасси, а в кабине пилота появился мнемоиндикатор для точного определения посадочного положения самолета — при посадке на небольшой пятачок длиной 24 м пилот должен строго выдерживать посадочный угол атаки машины.

fa831ab490761575db7421e55665fa8e.jpg

Первую в отечественной истории посадку самолета на аэрофинишер палубы совершил на Су-27К знаменитый летчик-испытатель Виктор Пугачев 1 ноября 1989 года. За ним на ТАВКР «Тбилиси» (так тогда назывался «Адмирал Кузнецов») посадил самолет другой известный советский летчик, а в будущем казахстанский космонавт Токтар Аубакиров. Он пилотировал МиГ-29К. Пугачев и Аубакиров попали в центр торжеств вокруг исторического события. Через несколько дней летчикам-испытателям предстояло отработать не менее сложную задачу — подъем в небо истребителей с палубы, но Токтар выразил готовность к этому полету уже через час и запросил разрешение на взлет. Получив «добро», пилот сделал именно МиГ-29К первым отечественным самолетом, взлетевшим с трамплина палубы.

91eb187445f11b3ae9f940312ac5a202.jpg
Одна из важных особенностей конструкции как МиГ-29К/КУБ, так и МиГ-35 — широкое применение композитных элементов на базе углеволокна. Композитные детали составляют до 25% конструкций фюзеляжа.

И снова Индия…

К теме палубного истребителя миговцы вернулись только десятилетие спустя. Мы уже не раз писали о том, что в годы минимального финансирования перевооружения российских вооруженных сил буквально спасительным для многих оборонных предприятий стало сотрудничество с Индией. В данном случае палубными самолетами индийские военные заинтересовались в связи с перспективой приобретения ТАВКР «Адмирал Горшков», получившего в южной державе звучное имя «Викрамадитья». Разрабатывавшийся в 2000-е годы новый МиГ-29К уже заметно отличался от своего советского одноименного предшественника. И не только потому, что технологии ушли вперед, но также из-за изменившихся требований к новым боевым машинам. «В советское время, — говорит Юрий Оболенский, — «Сухой» и «МиГ» строили разные самолеты. «Сухой» занимался штурмовиками, тактическими бомбардировщиками и тяжелыми истребителями ПВО. Специализация «МиГа» — более легкие фронтовые истребители и высотные перехватчики. Однако времена узкой специализации ушли в прошлое. Теперь и от самолетов семейства Су-27, и от истребителей семейства МиГ-29 требуется многофункциональность, то есть способность как бороться за превосходство в воздухе, так и работать по наземным и морским целям, а также вести разведку. Фактически мы с ОКБ «Сухой» оказались отчасти в одной нише, но ввиду того, что МиГи по сравнению с Су сохраняют меньшую размерность, обеспечение многофункциональности представляет дополнительные сложности для конструкторов РСК «МиГ»». Созданный в духе современных требований к корабельным истребителям МиГ-29К начал эксплуатацию в Индии в 2010 году, а уже в 2013-м был официально взят на вооружение. Первая партия самолетов (16 штук) полностью поставлена индийским ВС, и в настоящий момент ведется строительство дополнительного количества в рамках опциона. Более того, самолет наконец-то потребовался России. Согласно контракту с Военно-морским флотом РФ, «МиГ» построил 20 самолетов МиГ-29К и МиГ-29КУБ (более новая учебно-боевая двухместная модификация) для оснащения 100-го авиаполка, базирующегося на ТАКР «Адмирал Кузнецов». Логическим продолжением нового подсемейства самолетов станет МиГ-35 — многофункциональный истребитель для оснащения им Воздушно-космических сил России и перспективных иностранных заказчиков. В августе прошлого года главком ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что после завершения государственных испытаний серийный самолет МиГ-35 будет принят на вооружение с дальнейшим финансированием закупок свыше 30 единиц. На сегодня построен один демонстрационный экземпляр, два летных испытательных образца пока собираются в цеху корпорации в Луховицах. Внешне их почти не отличить от строящихся тут же МиГ-29К/КУБ.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Накликали беду: как правильно применять AI в работе с небольшим количеством данных Накликали беду: как правильно применять AI в работе с небольшим количеством данных

Самые известные AI-модели, такие как GPT-3, обучены на гигантских датасетах

Популярная механика
Наука невозможного: как добыть энергию из черных дыр Наука невозможного: как добыть энергию из черных дыр

Возможно ли добыть энергию, забросив фотонные ковши к горизонту событий

Популярная механика
Ученый Якимов рассказал, почему в России ужасные дороги Ученый Якимов рассказал, почему в России ужасные дороги

Можно ли в российских реалиях строить добротные долговечные дороги?

ТехИнсайдер
Занять свое место Занять свое место

Мы погружаемся в тайны семейного прошлого — и меняется что-то в нас самих

Psychologies
Игра на контрастах: как развивается рынок цветных драгоценных камней Игра на контрастах: как развивается рынок цветных драгоценных камней

Как добывают редкие цветные драгоценные камни и в чем их ценность?

Forbes
Польза и удовольствие: за что мы любим чернослив Польза и удовольствие: за что мы любим чернослив

Чернослив помогает нормализовать пищеварение и укрепляет кости

РБК
Чужак в спальне и другие моменты из жизни Елизаветы II, за которые ей стыдно Чужак в спальне и другие моменты из жизни Елизаветы II, за которые ей стыдно

Неловкие ситуации случались даже с Елизаветой II

Cosmopolitan
План такой: 7 привычек, которые стоит приобрести, если собираешься забеременеть План такой: 7 привычек, которые стоит приобрести, если собираешься забеременеть

Как не превратить планирование беременности в тяжелый путь с испытаниями

Cosmopolitan
Разрушители мифов по-сибирски Разрушители мифов по-сибирски

Что жители средней полосы России думают о жизни в Сибири

Эксперт
12 вещей, которые лучше, чем оргазм 12 вещей, которые лучше, чем оргазм

Не вздумай заменять этим нормальный человеческий секс!

Maxim
Валентин и валентинки Валентин и валентинки

Скоро 14 Февраля, и не все рады наступлению этой даты. Почему же?

Cosmopolitan
7 фанатских теорий, которые переворачивают фильмы и сериалы с ног на голову 7 фанатских теорий, которые переворачивают фильмы и сериалы с ног на голову

Бран — Король Ночи, агент Смит — Избранный, что? Да!

Maxim
Поле для манёвра Поле для манёвра

Пентхаус в Москве в современном стиле

SALON-Interior
Как инженер из Саратова создал компанию на рынке водородной авиации и привлек $10 млн Как инженер из Саратова создал компанию на рынке водородной авиации и привлек $10 млн

Алексей Иваненко начинал свою карьеру менеджером по рекламе в «Роснано»

Forbes
10 советов про здоровье, которым никогда не надо следовать 10 советов про здоровье, которым никогда не надо следовать

Но все ли советы, касающиеся сфер здоровья, безопасны?

Cosmopolitan
Лариса Рубальская. Человек неомраченных будней Лариса Рубальская. Человек неомраченных будней

Интервью с российской поэтессой и автором текстов песен Ларисой Рубальской

Караван историй
Мужчина сегодня Мужчина сегодня

Что такое мужественность в наши дни и почему ее переосмысление необходимо?

Домашний Очаг
Психолог назвал 3 способа произвести хорошее впечатление на новой работе Психолог назвал 3 способа произвести хорошее впечатление на новой работе

Каких стратегий поведения нужно придерживаться в первое время на новой работе?

Inc.
Смена привычек. Зимний тест электрического Jaguar i-Pace Смена привычек. Зимний тест электрического Jaguar i-Pace

Как тест Jaguar i-Pace превратился в проверку городской зарядной инфраструктуры

РБК
Найди корни: как самостоятельно составить генеалогическое древо Найди корни: как самостоятельно составить генеалогическое древо

Как составить генеалогическое древо самостоятельно

Cosmopolitan
Бывшие сотрудники Илона Маска открыли новые компании: как появилась и чем занимается «мафия Tesla» Бывшие сотрудники Илона Маска открыли новые компании: как появилась и чем занимается «мафия Tesla»

«Мафия Tesla» разрабатывает автопилот, перерабатывает аккумуляторы и не только

VC.RU
Bonobo – о российском вайбе, номинации на «Грэмми» и новом альбоме Bonobo – о российском вайбе, номинации на «Грэмми» и новом альбоме

Интервью с американским продюсером и диджеем Bonobo

GQ
Проявить мягкость Проявить мягкость

Мексиканцы готовы есть десерты на завтрак, обед и ужин

Вокруг света
Сколь велик шанс, что вокруг — Матрица, а мы на самом деле живем в симуляции? Сколь велик шанс, что вокруг — Матрица, а мы на самом деле живем в симуляции?

«Гипотеза симуляции» — все вокруг реальность или симуляция?

Популярная механика
Лучше спросить заранее: популярные вопросы в области стоматологии Лучше спросить заранее: популярные вопросы в области стоматологии

Что нового появилось в современной стоматологии?

Популярная механика
20 советов от мужской кухни 20 советов от мужской кухни

Ознакомься с этими советами – и получи доступ к вкусной и дешевой еде навсегда

Maxim
Новый азимут Новый азимут

Зачем основатель сети городских отелей решил вложиться в туристические зоны

Forbes
Климат-контроль vs кондиционер: чем отличаются, как работают, что лучше Климат-контроль vs кондиционер: чем отличаются, как работают, что лучше

Что может климат-контроль и почему он лучше кондиционера?

РБК
Поэт и его республика Поэт и его республика

Республика Фиуме — удивительная авантюра поэта Габриэле д'Аннунцио

Дилетант
Нереальные вечеринки Нереальные вечеринки

За что американцы и японцы полюбили «Zoom для тусовщиков»

Forbes
Открыть в приложении