Истребитель разрабатывался на основе палубного самолета

Популярная механикаHi-Tech

МиГ-35/35Д: как устроен российский многофункциональный истребитель

Олег Макаров

Ранней весной 2016 года группу журналистов пригласили на предприятие РСК «МиГ» в Луховицах на презентацию новейшего российского многофункционального истребителя МиГ-35. Первым пунктом программы значилось посещение летного поля и демонстрационный полет… МиГ-29К. Что бы это значило? А вот что. Впервые в истории отечественного авиапрома истребитель для Воздушно-космических сил разрабатывался на основе палубного самолета.

2deda66bec7015ba80bba5c8677a5950.jpg

Эта история началась еще в 1980-е годы в СССР. Тогда в ожидании принятия на вооружение тяжелого авианесущего крейсера, сменившего несколько имен и известного ныне как «Адмирал Кузнецов», два КБ — «Сухой» и «МиГ» — получили заказ на разработку корабельных самолетов нового, четвертого поколения. Но если «Сухой» создавал свой Су-27К, ставший впоследствии Су-33, как чистый истребитель для завоевания превосходства в воздухе, то «МиГу» предстояло спроектировать самолет для работы как по воздуху, так и по поверхности, прежде всего по морским целям. За основу был взят МиГ-29, который, впрочем, тоже был классическим истребителем.

Начало эволюции

Ближе к корабельной версии оказался опытный МиГ-29М, который создавался с начала 1980-х. «По сравнению с базовой моделью, — говорит заместитель главного конструктора Инженерного центра Корпорации «МиГ», профессор МАИ Юрий Оболенский, — МиГ-29М был серьезно доработан. В нем механическая проводка заменена электродистанционным управлением. Совершенствование системы управления диктовалось прежде всего тем, что самолету были добавлены две точки подвески вооружения. В итоге центровка истребителя «поехала» назад и машина стала менее устойчивой. Управлять таким аппаратом «по старинке» было невозможно. Еще одна серьезная новация — был создан дополнительный запас топлива за счет полостей, ранее не применявшихся для размещения баков. Так удалось повысить дальность МиГ-29М». Эти самолеты были унифицированы только по составу вооружения. Как летательный аппарат он другой.

470e5a064b4b6e361c094ee4a9670511.jpg
Сотрудницы предприятия раскраивают препреги (углеволоконную ткань, пропитанную смолой) и выкладывают из получившихся элементов будущие детали.

МиГ-29К унаследовал все эти новшества и был доработан под требования палубной авиации. Самолет оборудовали гаком для захвата троса аэрофинишера, были усилены стойки шасси, а в кабине пилота появился мнемоиндикатор для точного определения посадочного положения самолета — при посадке на небольшой пятачок длиной 24 м пилот должен строго выдерживать посадочный угол атаки машины.

fa831ab490761575db7421e55665fa8e.jpg

Первую в отечественной истории посадку самолета на аэрофинишер палубы совершил на Су-27К знаменитый летчик-испытатель Виктор Пугачев 1 ноября 1989 года. За ним на ТАВКР «Тбилиси» (так тогда назывался «Адмирал Кузнецов») посадил самолет другой известный советский летчик, а в будущем казахстанский космонавт Токтар Аубакиров. Он пилотировал МиГ-29К. Пугачев и Аубакиров попали в центр торжеств вокруг исторического события. Через несколько дней летчикам-испытателям предстояло отработать не менее сложную задачу — подъем в небо истребителей с палубы, но Токтар выразил готовность к этому полету уже через час и запросил разрешение на взлет. Получив «добро», пилот сделал именно МиГ-29К первым отечественным самолетом, взлетевшим с трамплина палубы.

91eb187445f11b3ae9f940312ac5a202.jpg
Одна из важных особенностей конструкции как МиГ-29К/КУБ, так и МиГ-35 — широкое применение композитных элементов на базе углеволокна. Композитные детали составляют до 25% конструкций фюзеляжа.

И снова Индия…

К теме палубного истребителя миговцы вернулись только десятилетие спустя. Мы уже не раз писали о том, что в годы минимального финансирования перевооружения российских вооруженных сил буквально спасительным для многих оборонных предприятий стало сотрудничество с Индией. В данном случае палубными самолетами индийские военные заинтересовались в связи с перспективой приобретения ТАВКР «Адмирал Горшков», получившего в южной державе звучное имя «Викрамадитья». Разрабатывавшийся в 2000-е годы новый МиГ-29К уже заметно отличался от своего советского одноименного предшественника. И не только потому, что технологии ушли вперед, но также из-за изменившихся требований к новым боевым машинам. «В советское время, — говорит Юрий Оболенский, — «Сухой» и «МиГ» строили разные самолеты. «Сухой» занимался штурмовиками, тактическими бомбардировщиками и тяжелыми истребителями ПВО. Специализация «МиГа» — более легкие фронтовые истребители и высотные перехватчики. Однако времена узкой специализации ушли в прошлое. Теперь и от самолетов семейства Су-27, и от истребителей семейства МиГ-29 требуется многофункциональность, то есть способность как бороться за превосходство в воздухе, так и работать по наземным и морским целям, а также вести разведку. Фактически мы с ОКБ «Сухой» оказались отчасти в одной нише, но ввиду того, что МиГи по сравнению с Су сохраняют меньшую размерность, обеспечение многофункциональности представляет дополнительные сложности для конструкторов РСК «МиГ»». Созданный в духе современных требований к корабельным истребителям МиГ-29К начал эксплуатацию в Индии в 2010 году, а уже в 2013-м был официально взят на вооружение. Первая партия самолетов (16 штук) полностью поставлена индийским ВС, и в настоящий момент ведется строительство дополнительного количества в рамках опциона. Более того, самолет наконец-то потребовался России. Согласно контракту с Военно-морским флотом РФ, «МиГ» построил 20 самолетов МиГ-29К и МиГ-29КУБ (более новая учебно-боевая двухместная модификация) для оснащения 100-го авиаполка, базирующегося на ТАКР «Адмирал Кузнецов». Логическим продолжением нового подсемейства самолетов станет МиГ-35 — многофункциональный истребитель для оснащения им Воздушно-космических сил России и перспективных иностранных заказчиков. В августе прошлого года главком ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что после завершения государственных испытаний серийный самолет МиГ-35 будет принят на вооружение с дальнейшим финансированием закупок свыше 30 единиц. На сегодня построен один демонстрационный экземпляр, два летных испытательных образца пока собираются в цеху корпорации в Луховицах. Внешне их почти не отличить от строящихся тут же МиГ-29К/КУБ.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

5 книг, которые помогут достичь успеха в выбранной нише 5 книг, которые помогут достичь успеха в выбранной нише

Книги, которые запросто справятся с ролью инструктора по достижению успеха

Популярная механика
Основатель Promobot Олег Кивокурцев — Forbes: «Любите, пожалуйста, деньги» Основатель Promobot Олег Кивокурцев — Forbes: «Любите, пожалуйста, деньги»

сооснователь компании Promobot — из чего сделаны российские роботы

Forbes
Использование нейросетей может угрожать бизнесу Использование нейросетей может угрожать бизнесу

Бизнес и ИИ: какие риски связаны с использованием нейросетей

Inc.
Диоксид олова помог сделать эффективные перовскитные солнечные элементы Диоксид олова помог сделать эффективные перовскитные солнечные элементы

Скорость нежелательной безызлучательной рекомбинации снизилась на 80 процентов

N+1
Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых

Как меняются животные и растения в городах

Forbes
Как менялось отношение к Холокосту в Германии и СССР Как менялось отношение к Холокосту в Германии и СССР

Как менялось отношение к Холокосту.

СНОБ
Цифровая лихорадка Цифровая лихорадка

Наиболее интересные выступления из конференции CG Event

Популярная механика
10 советов про здоровье, которым никогда не надо следовать 10 советов про здоровье, которым никогда не надо следовать

Но все ли советы, касающиеся сфер здоровья, безопасны?

Cosmopolitan
Кошки-мышки: как сотрудники обходят системы контроля компаний за рабочим временем Кошки-мышки: как сотрудники обходят системы контроля компаний за рабочим временем

Как сотрудники, обходя системы контроля, делают компании киберуязвимыми

Forbes
Самые смешные и уродливые королевские портреты Самые смешные и уродливые королевские портреты

У придворных живописцев тоже бывают профессиональные неудачи!

Maxim
Сделано в СССР: 10 самых важных советских дизайн-решений Сделано в СССР: 10 самых важных советских дизайн-решений

Советский дизайн: от концепции «перспективного такси» до аналога «умных часов»

ТехИнсайдер
В храме богини Аллат нашли древнейшие изображения гибридных верблюдов В храме богини Аллат нашли древнейшие изображения гибридных верблюдов

Ученые из Италии и Ирака работали над консервацией храма богини Аллат

N+1
Чужой среди своих: самый полный гид по аутоиммунным заболеваниям Чужой среди своих: самый полный гид по аутоиммунным заболеваниям

Что нужно знать об аутоиммунных заболеваниях и почему они возникают?

Cosmopolitan
«С самых низов»: как Дина Хабирова прошла путь от хостес до успешного ресторатора «С самых низов»: как Дина Хабирова прошла путь от хостес до успешного ресторатора

Дина Хабирова уже более 25 лет работает в ресторанном бизнесе

Forbes
Света в темном царстве Света в темном царстве

Актриса Светлана Ходченкова — о том, что любить надо себя

Tatler
Возвращение «Святого Луки» Возвращение «Святого Луки»

Советский фильм о похищении картины Франса Халса основан на реальных фактах

Дилетант
Камеры заднего вида для автомобиля: краткий и доступный гайд по выбору Камеры заднего вида для автомобиля: краткий и доступный гайд по выбору

Зачем нужны камеры заднего вида, какими они бывают и как выбрать лучшую?

CHIP
Исторические личности, которые были бы худшими друзьями на Facebook Исторические личности, которые были бы худшими друзьями на Facebook

Исторические личности, которые позорились бы в соцсетях

Maxim
Польза и удовольствие: за что мы любим чернослив Польза и удовольствие: за что мы любим чернослив

Чернослив помогает нормализовать пищеварение и укрепляет кости

РБК
История единственной порнозвезды Афганистана, сбежавшей от «Талибана» (фото прилагаются) История единственной порнозвезды Афганистана, сбежавшей от «Талибана» (фото прилагаются)

Жизнь порноактрисы Ясмины Али похожа на сценарий блокбастера, но все интереснее

Maxim
Без «пжлст», мемов и капслока: правила делового общения в мессенджерах Без «пжлст», мемов и капслока: правила делового общения в мессенджерах

Почему не стоит использовать в деловой переписке капслок и сокращения?

Forbes
5 научных причин, по которым люди видят призраков 5 научных причин, по которым люди видят призраков

Ученые выдвинули целый ряд теорий о том, почему люди видят призраков

Maxim
Топ-12 сериалов 2021 года, которые ты могла пропустить Топ-12 сериалов 2021 года, которые ты могла пропустить

Мейр из Исстауна, Белый лотос и другие сериалы 2021, которые нельзя пропустить

Cosmopolitan
Третья версия интернета Третья версия интернета

Технология, за которой следят пристальней, чем за раскрученной метавселенной

Forbes
Из другого теста: как шеф-повар построил бизнес на 900 млн рублей на римской пицце Из другого теста: как шеф-повар построил бизнес на 900 млн рублей на римской пицце

Как шеф-повар построил целую сеть «темных» и «облачных» кухонь

Forbes
К чему приводит «фитоняшество»: почему я перестала выступать в фитнес-бикини К чему приводит «фитоняшество»: почему я перестала выступать в фитнес-бикини

Когда здоровый образ жизни перестает таким быть

Cosmopolitan
Закат культуры Закат культуры

Почему у древних греков были бег, борьба и гонки колесниц, но не было бобслея

Esquire
Добровольцы помогли австралийским зоологам изучить ехидн Добровольцы помогли австралийским зоологам изучить ехидн

Натуралисты-любители загрузили более 8000 фотографий ехидн

N+1
Мумия из Инпаня оказалась останками китайского военного чиновника Мумия из Инпаня оказалась останками китайского военного чиновника

Биоархеологи исследовали останки богатого мужчины из Синьцзяна

N+1
Надежда Бабкина. Ягодка опять Надежда Бабкина. Ягодка опять

Надя Бабкина не всегда была в чести, иной раз ощущала себя ненужным элементом

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении