Идея: Читать живопись
Инсталляция «Апология иммерсивной пустоты» – искусство не для всех. Но если думаешь, что старое полотно «Наяды и котик» для всех, то ошибаешься. В любой картине от Возрождения до барокко зашифрована история. Можно блеснуть даже перед гидом.
Для обучения нам нужна картина XV–XVII веков. Лучше, если это будет портрет, натюрморт или их сочетание, советует искусствовед из «Института глобальной культуры» Анна Крашенинникова. Полотно на библейский или античный сюжет тоже подойдет. Такие картины содержат массу символов, а иногда и вовсе походят на комикс.
Итак, перед нами картина. Должно быть, фламандской школы. На это указывают темные тона, летний пейзаж с катком на фоне, а также надпись «Ван дер Брюйгель, 1575, Антверпен» в углу холста. Мы видим мужчину в красном камзоле. На коленях у него сидит крылатый паук с песьей головой. В правой руке у мужчины посох. Паук же бросает букетик фиалок крестьянке с бочонком пива, которая приветственно машет рукой. Стол перед героями богато накрыт, на нем яблоки, вино и хлеб. Под столом кот ест землянику.
Можно было бы пройти мимо этой картины, запечатлевшей простой быт голландцев тех времен. Но если ты уж перед ней остановился, то вот какие символы можешь найти.
Красный цвет (1) – символ власти. Даже если дворянин не носил красное, на картине его писали именно так. И, кстати, черный как знак власти и богатства – изобретение сугубо XX века, пришедшее из викторианской Англии, а до этого он был знаком горя, чумы и пиратов. Но мы, конечно, ни на что не намекаем. Синий на картинах – цвет мудрости, белый – невинности, золотой доставался ангелам.
Поднятая рука (2) – призыв к покаянию, а вовсе не приветствие. Если бы ладонь была растопырена, это был бы знак покорности, обе руки подняты – призыв к миру, протянутые вперед – мольба о пощаде. Рука, прижатая к груди, – сопереживание. В этом смысле жестикуляция на картинах вполне совпадает с курсом актерского мастерства в театральном институте.
Фиалки (3) – символ смирения. Живописцы вообще любили флору. Роза была знаком печали, лилия и жасмин – невинности, орешник – богатства, лавр – славы, подснежник – надежды, барвинок – молодости и силы. Негативные коннотации имел разве что лютик – символ легкомыслия.
Кот (4) – символ дьявола. Здесь противники сатанинского штрихкода могут воздеть перст, указуя на греховный Интернет с его изобилием котиков. Но не стоит забывать, что когда в Европе поистребляли кошек как дьявольское отродье, то природа ответила крысами и чумой. Вот что значит делать поспешные выводы. Кстати, собака на картинах – предсказуемый символ друга, кролик – кротости. А сова почему-то знак беды.
Яблоки (5) – символ греха. Так повелось после дегустации, устроенной Адамом и Евой. А вот апельсин – знак райского наслаждения, персик – всякой благодати, земляника – невинности. Лимон – опять же грех, прекрасный снаружи и кислый внутри. Увы, в те времена не знали о бананах и хурме, иначе они водились бы на полотнах в изобилии.
Хлеб и вино (6) – символы спасения души. Пиво ничего не означает.
Посох (7) – символ доблести, стойкости и орудие изгнания нечистой силы.
Мутант (8) – символ демонических сил. Собственно, это даже не символ. Любое несуществующее животное было обычно портретом демона, как его представлял художник. За исключением единорога и феникса.
Что же нам дает это знание, дорогой любитель искусства? Видимо, на картине изображен средней руки дворянин (в красном, но без короны), которого, по мнению живописца, обуяли темные силы, из-за чего он погрузился во грехи (кот-дьявол ест землянику-невинность) и третирует простой народ (демон требует смирения фиалкой). Народ, в свою очередь, призывает властелина угомониться. Впрочем, живописец надеется, что мужчина в красном еще в силах отринуть зло – посох, хлеб и вино оставляют надежду.
Но что мы видим? Мрачные темные краски кое-где облупились, и виднеется лазурное небо! Давай же возьмем лезвие и аккуратно поскоблим холст, предварительно напоив смотрителей настойкой пиона. Пусть тебя не удивляет, что одна картина написана поверх другой. Холст в те времена был дорог, и художники часто покупали разную дрянь, чтобы написать поверх нее шедевр, как им казалось. На этом впервые за века увидевшем мир произведении изображен мужчина в темном камзоле, на коленях у него обнаженная пастушка играет на флейте. Рядом три фавна, один держит корзинку устриц. Еще есть младенец, в руках у него круглое зеркало. Внизу – клетка с канарейкой. В небе ястреб нападает на голубя, на земле другой ястреб голубя доедает. Посмотрим, какие символы тут есть.