Царь-пушка
По случаю выхода фильма «Калашников» о Калашникове мы решили разобрать Калашникова. И автомат, и его родителя, и все мифы вокруг него.
Уже многие десятилетия время от времени всплывают подозрения: а не передрали ли легендарный автомат с удачного немецкого образца «штурмгевера» Хуго Шмайссера? Уж больно похож. Да и сам товарищ Шмайссер попал в советский плен и работал в Ижевске на оружейном заводе, где с 1948 года и началось производство знаменитых впоследствии АК. Попробуем разобраться.
Автомат или пистолет-пулемет?
Мы живем в эпоху, когда основным видом индивидуального автоматического оружия бойца стал именно автомат (такое название утвердилось в нашей стране, во всем остальном мире его называют штурмовой винтовкой). И все, что меньше пулемета, но может стрелять очередями, мы привычно зовем автоматами, невзирая на исторические эпохи. Но так было отнюдь не всегда.
Практически до конца Второй мировой у всех воевавших стран было два вида патронов для стрелкового оружия: маломощные (с небольшим метательным зарядом пороха в короткой гильзе – пистолетные) и мощные (с длинной гильзой – винтовочные). Последние использовались и для пулеметов. Всем хорош пулемет, да больно крупный и тяжелый, не очень-то с таким побегаешь в атаки. Поэтому под пистолетный патрон было создано автоматическое оружие для пехотинцев, которое логично назвали пистолетом-пулеметом. Стреляет очередями, как пулемет, а патрон – пистолетный. Например, в СССР это были массовые ППШ-41 (пистолет-пулемет Шпагина образца 1941 года) и созданный позднее ППС (пистолет-пулемет Судаева), у немцев – МР-40, у американцев – «Томпсон» М1928. Пистолеты-пулеметы были неким компромиссным вариантом оружия, дававшим пехоте высокую плотность огня, но, увы, лишь на небольших расстояниях. Ворваться с ППШ во вражескую траншею – милое дело. А вот отбивать наступление противника – не очень здорово, тут из дальнобойной и точно бьющей винтовки сподручнее стрелять.
Пистолеты-пулеметы в обиходе порой называют автоматами, хотя это и не совсем корректно. Дело в том, что автомат использует для стрельбы другие патроны – нечто среднее между пистолетным и винтовочным. Его так и назвали – «промежуточный патрон». Именно из-за такого среднего по мощности патрона автомат хорош и в ближнем бою, и при ведении огня на больших дистанциях.
До АК
Только что на экраны вышел очень неплохой отечественный фильм «Калашников» режиссера Константина Буслова. В нем довольно достоверно показан путь великого оружейника к созданию знаменитого семейства автоматического оружия. А главный акцент в фильме сделан на гениальность и упорство самоучки Михаила Тимофеевича Калашникова. Оппоненты же утверждают, что не мог деревенский парень с семью классами образования создать АК. Точно украл у Шмайссера, значит.
В фильме путь командира танка старшего сержанта Калашникова начинается сразу с боя под Брянском в 1941 году, в котором он получил тяжелое ранение руки, после чего вдруг занялся разработкой автоматического оружия. В жизни все было гораздо логичнее. Различными механизмами Михаил Тимофеевич увлекался с детства. Осенью 1938 года его призвали в Красную Армию, где он служил механиком-водителем танка, пройдя курсы подготовки. Еще во время своей довоенной службы он разработал инерционный счетчик выстрелов из танковой пушки, приспособление для повышения точности стрельбы из личного оружия через амбразуры танковой башни и счетчик моторесурса танка, оказавшийся настолько актуальным, что это изобретение в 1940 году рекомендовали к запуску в серийное производство. Калашникова даже вызвали на доклад к самому Жукову, который направил его Киевское танковое техническое училище для изготовления опытных образцов, а затем в Москву и Ленинград для подготовки производства изделия.
После ранения в 1941 году Михаил Тимофеевич возвращается на знакомую ему по довоенной работе казахстанскую станцию Матай, где в железнодорожных мастерских создает в кустарных условиях на доступном станочном оборудовании и с помощью местных рабочих свой первый пистолет-пулемет (примерно как в фильме и показано). Это оружие было признано слишком сложным для массового производства во время войны, но заложенные в его конструкции удачные решения обратили внимание командования на молодого оружейника. После этого его привлекают к участию в конкурсах на создание различных образцов автоматического оружия для армии, в которых он соревнуется и сотрудничает с маститыми конструкторами и опытными инженерами. С 1942 года Калашников был направлен работать на Центральный научно-исследовательский полигон стрелкового и минометного вооружения ГАУ РККА в подмосковном Щурове (ГАУ – Главное артиллерийское управление).