Как родители и дети решили отстоять директора школы

Русский репортерОбщество

Отряд Дамбл… Давора

Как родители и дети решили отстоять директора школы

Юлия Невская

По сетям разошлась скандальная история: ученик 8-го класса московской школы № 113 ударил пожилую учительницу и нанес ей серьезную травму. Через несколько дней уволили директора школы; казалось бы, все понятно — нашли ответственного. Но дальше события стали развиваться неожиданно: родители и ученики школы вышли на массовые протесты с требованиями вернуть старого директора — оказалось, его любили.

Более 2000 родителей и учеников обычной московской школы в районе станции метро «Коньково» спонтанно и оперативно собрались на площадке перед учебным заведением, чтобы высказать свой протест против увольнения директора. Что людей так возмутило и зачем им именно этот директор?

— Я сама окончила эту школу, и все мои дети учатся там, двое дочерей уже выпускницы, — рассказывает Наталья Басманова, мать семерых детей. — Родители выступают в защиту директора, его нельзя увольнять. В этом мнении мы разошлись с властями. В субботу 18 января в детских чатах стали приходить сообщения: «Какой ужас, Давора уволили!» Через несколько часов у школы было две с лишним тысячи человек. Никто никого не собирал. Просто все пришли на школьный двор: дети, родители, соседи, бабушки с дедушками… Мы Давора знаем уже сто лет. Сама видела, как решал сложные конфликтные ситуации. Он всегда был на высоте: и как руководитель, и как учитель, и как психолог.

В момент интервью родители небольшой группой стоят чуть в стороне от одиночного пикета в поддержку директора и поочередно сменяют друг друга на посту.

— Мы не можем там группой стоять, а то вдруг обвинят в несанкционированном митинге и арестуют, — говорят они.

Родители стоят в одиночном пикете около станции метро «Коньково»

Человек, который прирос

Давор Симович Туба по происхождению серб. В 1995 году во время конфликта в Югославии он с семьей приехал в Россию и пошел учиться в 9-й класс школы № 113. Овладел в совершенстве русским языком, поступил в РУДН на юридический факультет и сразу пришел работать в свою школу.

— Смотрю, Давор первого сентября после своей учебы пришел в школу, на второй день опять пришел… На третий я спрашиваю: «Давор, ты чего здесь?» — рассказывает Нина Леонидовна, предыдущий директор школы. Она проработала в этой должности 33 года. — А он отвечает: «Не могу я мимо пройти, я настолько привык. Зашел на кафедру внеклассной работы, может, пригожусь». И тут меня осенило: у меня же свободная ставка вожатого есть! Это вторая половина дня — утром он сможет учиться, а потом у нас подрабатывать«.

Так Давор и остался в школе. У него в трудовой книжке нет других записей, кроме школы № 113. Сначала подрабатывал вожатым, потом взял преподавательские часы, классное руководство. После окончания университета он попробовал работать по специальности. «“Давор, я тебя, конечно, отрываю от сердца, — вспоминает Нина Леонидовна. — Но у тебя будущее, ты умный, у тебя все есть, чтобы многого добиться, и не только на уровне школы… Я тебя отпускаю”. Он ушел, проработал лето по специальности. А в августе вернулся: “Я не смог. Все время думаю, что мои выпускники зайдут, а меня нет”». После этого он получил еще два высших о бразования: педагогическое и управленческое. В 2007 году стал заместителем директора, а в 2016-м Нина Леонидовна передала ему все дела.

Родители рассказывают, что ученики Давора регулярно побеждают в олимпиадах, при нем появилось огромное количество бесплатных кружков, творческих и образовательных возможностей, началась программа обмена опытом и учениками с сербскими школами. «Казалось бы, обычная дворовая школа на окраине Москвы, но к нам возят детей из других районов», — рассказывает Екатерина Тулинова; оба ее сына учатся здесь.

Нине Леонидовне не так просто было оставить преемником своего заместителя. Она рассказывает, что у департамента образования есть принцип, согласно которому человек не должен «прорастать корнями в школу», которой руководит. Директоров ротируют: поработал на одном месте — переводят в другое.

— Мне все время продлевали контракт на полгода-год, не больше, — рассказывает Давор Туба. — В этом декабре вызвали и опять заговорили о переводе. Но, видимо, потом решили, что не лучшая идея делать это в середине года: вдруг родители возмущаться начнут. У них сверху сейчас директива, чтобы все было тихо и спокойно. А в январе неожиданно подвернулся такой удачный случай.

Трудовая книжка Давора Туба. За все годы у него не было других мест работы

Сложный мальчик М.

15 января в бывшей школе № 20, которую в ходе реструктуризации присоединили к школе № 113, произошел инцидент между учеником 8-го класса М. и Ириной Владимировной Лукьяновой, пожилой учительницей физики. На уроке физики мальчик демонстративно вставил наушники и не реагировал на просьбы педагога вернуться к работе. Ирина Владимировна подошла к нему и попыталась забрать наушники, М. дернулся и порвал провод. В приступе ярости мальчик нанес учителю два сильных удара — один попал в область скулы и разбил очки, другой рассек ей лоб. После этого он начал крушить все в классе: разбил клавиатуру от интерактивной доски и стеклянные шкафы, в процессе сильно поранил руку.

М. стоит на учете в детской комнате полиции, его курируют социальные службы. Он постоянно менял школы, и каждый раз его отчисляли из-за агрессивного девиантного поведения. Мать М. села в тюрьму из-за убийства соседки, когда ему было меньше года, отец пьет. Единственный человек, который им занимается, — это бабушка. Но ей 85 лет, и она не в состоянии справиться с ситуацией. Предыдущий год мальчик был на домашнем обучении из-за нестабильного психического состояния. В этом году соответствующие медицинские справки родственники М. не получили, и его отправили в обычную общеобразовательную школу.

— Сотрудники детской комнаты полиции постоянно говорили: вы обязаны его взять. Он у вас по месту жительства, а больше его нигде не берут. Давили, давили и надавили. В сентябре этого года М. пошел к нам, — рассказывает Давор Туба. — В классе с ним занимались, как со всеми детьми. Это общеобразовательная школа. Для нас он здоров. Тем не менее с ним постоянно была рядом наш социальный педагог, она его буквально за руку водила по школе все эти четыре месяца. У мальчика были срывы: ему надоело на уроке — он встанет, выругается и уйдет. Как только это происходило, его подхватывали.

После инцидента сразу вызвали скорую помощь и полицию. И мальчика М., и Ирину Владимировну увезли в больницу. Следственный комитет завел дело.

— Мы весь этот инцидент разобрали по секундам. Я сразу подал в департамент сводку о том, что случилось. Отчитался нашему куратору по Юго-Западному округу Александру Борисовичу Молоткову, а мне в ответ: «Полиция? Зачем вы полицию вызвали? Информация же будет предана огласке». Но вы поймите, я по закону обязан это сделать! — пожимает плечами Давор Туба.

Новый директор

— Сейчас такая политика, чтобы везде было тихо-мирно. Нужно создать ощущение, что у нас в сфере образования никаких проблем нет. Такую ситуацию хотели спустить на тормозах, — рассказывает Давор Туба.

— Но была вовлечена полиция, все дети в классе были с телефонами — мы не могли гарантировать, что информация не распространится. Два дня было более-менее спокойно, мы разбирались в ситуации. Но в интернете все-таки появилась информация. В пятницу 17 января мне позвонили и сказали: «Так мы и знали — раз вы обратились в полицию, то начнется шумиха». И пригласили в субботу в департамент, чтобы я написал заявление об увольнении по собственному желанию.

По словам бывшего директора, на него оказали давление. Ему угрожали, что если он не подпишет заявление, то больше никогда не найдет работу в сфере образования:

— Я просил дать мне две недели. За это время могли появиться результаты расследования, я мог прийти в себя и понять, что делать дальше. Но нет, в категорической форме потребовали написать прямо сейчас.

В этот же день специально вызвали на работу сотрудника отдела кадров, чтобы отдать ему трудовую. Все было сделано очень оперативно. В воскресенье Оксану Александровну Лаптунову, заместителя уволенного директора, пригласили для беседы в департамент. В понедельник уже вышел указ о ее назначении директором. В должности заместителя она работала с сентября прошлого года.

Из окна своей квартиры Давор смотрит 1 на школу № 113

Нежелательное лицо номер один

Из окон квартиры бывшего директора видна школа. — Мы сейчас с семьей уехали за город, живем там. Я сюда приезжаю по необходимости, тяжело очень, — рассказывает Давор Туба.

Стоит ему выйти на улицу, каждый второй человек подходит, обнимает, жмет руки, говорит слова сочувствия. Дети радостно машут и улыбаются. Никто не верит, что он уже не вернется.

— За время отсутствия Давора Симовича школа как будто опустела. В апреле будет юбилей школы — 50 лет, и мы очень хотим его там увидеть, — говорит Даша Яровикова, ученица 11-го «А».

А ее одноклассница Даша Куликова добавляет:

— Давор Симович всегда говорил, что школа для него была семьей. Он каждого из нас знает. Мы не хотим кого-то принижать и говорить, что новый директор хуже старого. Просто мы ее не знаем, но хорошо помним, как много сделал для нас Давор Симович, поэтому хотим его вернуть.

У всех возникают воп росы о том, насколько справедливо новый директор вступила в должность. История очень странная, поэтому к ней предвзятое отношение.

Ученики старших классов напечатали наклейки в поддержку бывшего директора. Так они выражают свое отношение к происходящему. Родители рассказывают, что дети сами придумали хэштег и дизайн, сами пошли их печатать на свои карманные деньги.

— У нас дети ходят с наклейками «верните Давора», «отряды Давора» — сами их делают, сами клеят потихоньку. Их постоянно снимают, но дети клеят новые, — рассказывает Наталья Басманова.

Дети клеят на свои сумки наклейки в поддержку уволенного директора

Такая полиграфия в школе «вне закона». Говорят, что новый директор Оксана Александровна наклейки сдирает лично. Но родители и здесь решили поддержать инициативу учеников — заказали партию ручек и очень рассчитывают, что ручки-то у детей в школе отбирать не будут.

На просьбу дать комментарий Оксана Александровна отреагировала нервно и выгнала корреспондента «РР» из здания школы. Учителя говорят, что им угрожают увольнением за любые комментарии для СМИ. Но они негласно поддерживают бывшего директора и надеются на его возвращение.

Не только у нас проблема

Никто не ожидал такой активности со стороны родителей и учеников. Они привлекли СМИ, выступают на телепередачах, написали письмо президенту, обратились в общественные организации и уже нашли способ передать пакет документов лично в руки секретарю нового министра образования. — Сейчас костяк родителей, которые составляют оргкомитет, продумывает план, — говорит Екатерина Тулинова. — Сколько можно молчать? Будем согласовывать митинг, транслировать свою позицию на всю Москву, потому что наверняка не только у нас такая проблема. Наш директор не первый, кого безосновательно сняли с должности, — другим людям тоже будет что сказать!

Представители системы либо оставляют обращения без ответа, либо дают категорический отказ идти на попятную. Но и родители, и сам Давор Туба решили продолжать борьбу: «Я не хотел воевать с системой. Но я не могу отступить, когда столько людей поднялись, чтобы меня поддержать. Я их не предам. Да и сколько можно бояться? Вы думаете, если я спрячусь и пойду просто где-то деньги зарабатывать, меня теперь оставят в покое?»

Фотографии: Юлия Невская

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Закулисье процесса века Закулисье процесса века

Расширение списка злодеяний гитлеровского режима оказалось сложной задачей

Дилетант
23 февраля: какие защитники нам нужны в этот праздник и другие дни 23 февраля: какие защитники нам нужны в этот праздник и другие дни

В каких защитниках нуждаются современные женщины

Cosmopolitan
Грозный-2000: не город-герой Грозный-2000: не город-герой

20-летие штурма: реконструкция и новые свидетельства

Русский репортер
«Последняя охота» Жана-Кристофа Гранже: отрывок из последнего романа о комиссаре Ньемане «Последняя охота» Жана-Кристофа Гранже: отрывок из последнего романа о комиссаре Ньемане

Первые главы нового детективного романа мэтра европейского детектива

Forbes
Операция «Мавзолей» Операция «Мавзолей»

Как из вождя мирового пролетариата, атеиста и сторонника кремации сделали мумию?

Дилетант
Арестантская башня на Новой Голландии Арестантская башня на Новой Голландии

Уверяют, что поговорка в виде совета «не лезь в бутылку» родилась в Петербурге

Дилетант
Не последние солдаты Не последние солдаты

Генерал-майор и правозащитник рассказывают о чеченском конфликте

Русский репортер
Работай языком: что такое мьюинг и почему он может Работай языком: что такое мьюинг и почему он может

Как поддерживать подтянутый овал лица и заостренные скулы

Cosmopolitan
7 вопросов Леониду Ольшанскому, защитнику автомобилистов 7 вопросов Леониду Ольшанскому, защитнику автомобилистов

Леонид Ольшанский о взятках и штрафах

Русский репортер
Нежные машины Люси Макрай Нежные машины Люси Макрай

Человек обречен на одиночество, но его утешат механические объятья

Популярная механика
Масхадов, Путин и начало штурма Масхадов, Путин и начало штурма

Генерал-полковник — о штабных противоречиях и о начале штурма Грозного

Русский репортер
Попробуйте повторить эту прическу Майкла Кейна Попробуйте повторить эту прическу Майкла Кейна

В 1970-е годы Майкл Кейн очень классно укладывал волосы

GQ
Одной крови Одной крови

Искренний репортаж про кровные узы

Seasons of life
Сколько стоит человек: от волос до почек и скелета Сколько стоит человек: от волос до почек и скелета

Cчитаем, сколько стоит Homo sapiens, 1 штука

Популярная механика
Системный администратор Системный администратор

Почему айтишники считают премьера Михаила Мишустина главным CIO страны

Forbes
Соловьев против Дудя. Заочная дуэль Соловьев против Дудя. Заочная дуэль

История заочных отношений Соловьева с Дудем берет начало в 2017 году

СНОБ
Дети декабря Дети декабря

Декабристы — безумцы, герои, предатели или лучшие сыны нации?

Дилетант
Девушка в саркофаге: как я живу с клаустрофобией и агорафобией Девушка в саркофаге: как я живу с клаустрофобией и агорафобией

Медиахудожница рассказывает о своей жизни с агорафобией и клаустрофобией

Cosmopolitan
Cheryexeed TXL. Не так плох, как вы возможно думали Cheryexeed TXL. Не так плох, как вы возможно думали

Cheryexeed TXL — кроссовер, о покупке которого стоит задуматься

4x4 Club
Как создатель Всемирной паутины отбирает интернет у корпораций Как создатель Всемирной паутины отбирает интернет у корпораций

Создатель Всемирной паутины хочет изменить ее и отдать власть пользователям

Forbes
Тупик Собянина: почему попытки повторить московскую реновацию обречены на провал Тупик Собянина: почему попытки повторить московскую реновацию обречены на провал

Российский проект реновации не может строиться по московской модели

Forbes
Филипп Сэндс: Восточно-западная улица. Отрывок из книги Филипп Сэндс: Восточно-западная улица. Отрывок из книги

В своей книге Филипп Сэндс исследует возникновение и развитие геноцида

СНОБ
Та самая девочка Та самая девочка

Ольга Бузова о том, почему не стесняется быть «девочкой из «Дома-2»

Домашний Очаг
Прикрутим все: как выбрать надежный гайковерт Прикрутим все: как выбрать надежный гайковерт

Гид по выбору и рейтинг хороших гайковертов

CHIP
Екатерина Климова: Сейчас чувствую себя счастливой чаще, чем в юности Екатерина Климова: Сейчас чувствую себя счастливой чаще, чем в юности

Где Климова — там улыбки, движение и жесткий тайминг

Добрые советы
Как поддержать себя, когда не на кого опереться Как поддержать себя, когда не на кого опереться

О способах получить эмоциональную поддержку в трудный период жизни

Psychologies
Делай, как Адель Делай, как Адель

Упражнения пилатеса и сиртфуд-диета – два секрета стройности певицц Адель

Худеем правильно
От чего зависит уровень вашего либидо От чего зависит уровень вашего либидо

У либидо есть два фронта – видимый и невидимый

GQ
Эпизод третий: бремя Бога, сигареты и Бродский Эпизод третий: бремя Бога, сигареты и Бродский

Курят ли в Ватикане, почему Ленни цитирует Бродского и как низложить кардинала

Esquire
Разделение сетей Разделение сетей

Forbes посчитал стоимость российских интернет-компаний и оценил продажи в Рунете

Forbes
Открыть в приложении