Мать, Миса, Матриарх: как Мэрил Стрип стала главным женским голосом в Голливуде
Мэрил Стрип исполнилось 75, и она — великая. По случаю дня рождения актрисы Андрей Подшибякин вспоминает ее карьерный путь и объясняет, как Стрип стала абсолютным матриархом Голливуда (и больше не нуждается ни в чьем одобрении).
«Все собравшиеся в этой комнате принадлежат к самым притесняемым сегодня слоям американского общества. Подумайте об этом. Голливуд, иностранцы и пресса. Тем более Голливуд — тоже сплошные приезжие». 8 января 2017 года Мэрил Стрип вышла на сцену в зале торжеств гостиницы Beverly Hilton в Лос-Анджелесе за очередной из десятков своих наград — «Золотым глобусом» за суммарные профессиональные достижения. Ее благодарственную речь не только показывали в прямом эфире на многомиллионную аудиторию по всему миру, но и цитировали в выпусках новостей и полностью, без купюр, приводили в десятках изданий в диапазоне от Los Angeles Times до модных журналов. Ни одна президентская речь в новейшей американской истории не удостаивалась такой чести. «Неуважание откликается только неуважением. Жестокость откликается жестокостью. Когда власть давит на кого-то одного, страдаем мы все». Не то чтобы с этих подмостков редко звучала критика республиканской администрации, нет, Голливуд — предельно, иногда гротескно либеральное место. Но таких мощных и недвусмысленных выступлений «Золотой глобус» еще не видел.
В этом вся Мэрил Стрип. Ей всегда было тесно в любых рамках — профессиональных, социальных, любых других. В 1970-е ей стало тесно на театральных подмостках, где, еще не достигнув тридцатилетнего возраста, она получила номинацию на главную американскую театральную награду «Тони» за роль в «Воспоминании о двух понедельниках» Артура Миллера. Увидев в Нью-Йорке «Вишневый сад» Чехова с ее участием, Роберт Де Ниро впечатлился настолько, что позвал ее играть свою подругу в оскароносную драму Майкла Чимино «Охотник на оленей». Мэрил Стрип выжгла этот фильм напалмом.
Легко было бы списать это на везение — в конце концов, не каждый день не в каждом театре на галерке сидит Роберт Де Ниро, готовящийся к одной из важнейших ролей в своей жизни. Но нет, конечно, нет. С кино у Стрип до этого долго не складывалось — так, ее достаточно позорным образом не взяли на роль в «Кинг-Конге» 1976 года. Согласно голливудской легенде, продюсер Дино Де Лаурентис, присутствовавший на ее пробах, сказал по-итальянски кому-то из своих помощников: «Эту не берем, она страшненькая». На это прекрасно владеющая языком Стрип огрызнулась тоже по-итальянски: «Ну простите, что недостаточно для вас красивая получилась». Так с продюсерами блокбастеров в семидесятые не разговаривал никто. Собственно, никто с ними так не разговаривает и сейчас. Мэрил Стрип никогда не считала нужным вести себя «как положено».