Строила новый быт: как Екатерина Максимова стала первой русской женщиной-архитектором
Екатерина Максимова изучала архитектуру еще во времена Российской империи, а после революции проектировала фабрики-кухни, мечтая освободить женщин от бытовой нагрузки. Хотя ее жизнь рано оборвалась, она вошла в историю как первая русская женщина-архитектор и автор конструктивистского шедевра
Парадоксально, но имя первой российской женщины-архитектора Екатерины Максимовой, работавшей в стиле конструктивизма в начале прошлого века и создавшей свой главный шедевр в 1932 году, стало широко известно лишь в XXI веке. Возможно, причиной замалчивания явились обстоятельства таинственной гибели Максимовой в том же 1932-м, которая вполне могла быть связана с преследованием со стороны НКВД. Так или иначе, но о первой русской женщине-архитекторе (или, согласно феминитивам того времени, архитектрисе) заговорили лишь после того, как почти век спустя в Самаре, в здании созданной ею фабрики-кухни решили открыть филиал Государственной Третьяковской галереи.
Это здание было спроектировано Екатериной Максимовой и явилось ее единственным самостоятельно созданным шедевром. К началу XXI века оно находилось в плачевном состоянии, и спасти его удалось лишь благодаря усилиям самарских активистов — это произошло в 2010-х годах.
Кто такая Максимова, фигурировавшая как единственный автор проекта фабрики-кухни, никто не знал. В документации от 1930 года имелась только фамилия. Никакие другие источники в самарских архивах не содержали каких-либо сведений об архитекторе.
Однако в процессе поисков удалось отыскать ряд документов, связаться с внуками Максимовой, восстановить ее жизненный путь и получить представление о личности этой яркой, незаурядной женщины. А проект фабрики-кухни оказался первым женским индивидуальным архитектурным проектом в России и Советском Союзе.
Семья архитекторов
Екатерина родилась в 1891 году в Казани, в православной, глубоко верующей семье. Отец преподавал татарский язык в школе, был человеком широких взглядов и не стал возражать, когда по окончании казанской художественной школы в 1910 году дочь решила поступить на архитектурное отделение Высших женских политехнических курсов в Санкт-Петербурге. Это новое учебное заведение, впервые открывшее для женщин России возможность получить инженерное образование — вещь, доселе казавшаяся просто немыслимой, — несколькими годами ранее было организовано при участии Прасковьи Ариян, равноправки и писательницы. Оно вызвало колоссальный интерес и, как следствие, конкурс туда был очень велик.
Екатерина Максимова окончила курсы в 1915 году. Кроме непосредственно архитектуры ей, как и всем остальным студенткам, приходилось делать проекты по водоснабжению, канализации, электротехнике, вентиляции сооружений и прочим инженерным сетям. Иными словами, образование в этом вузе давалось полноценное и удовлетворяющее всем запросам инженерной науки.
После выпуска и до самой революции Екатерина работала в качестве помощника архитектора в Санкт-Петербурге, в 1918 году приняла участие в разработке проектной документации для разных строительных объектов в Петрограде.
Однако тяжелое послереволюционное время, гражданская война, хаос и всеобщий упадок не позволили ей дальше развиваться в профессиональном плане. Строительство сменилось разрушением, работы не было, началась нехватка продовольствия.
В 1922-м у Екатерины родился сын Никита. Выжить в холодном и голодном Петрограде того времени с младенцем было практически нереально, поэтому она уехала в Башкирию, в маленький городок Белебей, где тогда жили ее родители. Работать архитектором в крошечном городе, скорее похожем на поселок, не было никакой возможности, и Максимова преподавала в школе физику и другие точные науки.
Следом за ней в Белебей переехал и ее старший брат Владимир Максимов с семьей. Он на протяжении всей жизни был тесно связан с Екатериной, их жизни переплетались и в благополучные, и в трагические моменты, поэтому о нем следует сказать особо.