Мастер Булгакова как венчурный инвестор: прав ли был герой романа, поставив все на один проект
Что будет, если смотреть на литературных персонажей с точки зрения их финансового поведения? Насколько эффективной была стратегия главного героя романа Булкагова «Мастер и Маргарита», рассуждает финансовый консультант Наталья Смирнова.
![tass_1426511.jpg__1565713813__63175.jpg](https://cs.kiozk.ru/content/article/67r/fpg/rfz/ovmft3twjzispo2ft2vbhd9/wyhqir.jpg?v=2&temp_url_sig=Q0p9rhGoeJjbRVbp9h4DwA&temp_url_expires=1738957509)
Профдеформация – опасная штука, особенно если работает на финансовом рынке: начинаешь весь мир оценивать сквозь призму мира денег и управления. Например, смотреть на поведение героев литературных произведений с колокольни финансового советника и мысленно давать рекомендации по управлению деньгами.
Взять, например, «Мастера и Маргариту». Мастер – одинокий человек средних лет, по образованию историк, знал несколько языков, без родственников, без иждивенцев, предоставленный сам себе. И вот он выигрывает в лотерею крупную сумму. Что он делает? Он покупает квартиру, откладывает некую сумму на жизнь. При этом размер суммы, а также финансовые инструменты, в которые вложены деньги, не известны. Учитывая бэкграунд Мастера, можно предположить, что, скорее всего, он отложил сумму на пару лет жизни, никакие инвестиционные инструменты не использовал, максимум — положил все на счет и снимал с него деньги по мере надобности. Сам же Мастер полностью сосредоточился на романе о Понтии Пилате – делом своей жизни и мечтой. Судя по всему, он не рассматривал роман как средство приумножения капитала, либо как пропуск в мир искусства, где членам союза литераторов полагалось множество льгот. То есть роман для Мастера не был венчурным проектом, бизнесом, вложив в который капитал, Мастер бы ожидал некоторого финансового результата.