Как мы учились дома
Получать образование вне школы? Почему бы и нет? Мы попросили родителей, чьи дети учатся дома, поделиться опытом. С чего все началось? Как была организована учеба? Что оказалось самым трудным и понравились ли им результаты?
Евгения Шафферт, сын Кирилл, 13 лет
Почему учится дома? Не хватало времени и сил на любимые предметы, а еще хотели, наконец, выспаться.
Традиция обучать ребенка вне привычной классно-урочной системы существует уже много лет. Раньше в школах в качестве альтернативы были доступны «экстернат» и «домашнее обучение». Первое практиковали гении, спортсмены и музыканты, которым было просто некогда просиживать 6–7 уроков за партой. Они осваивали школьную программу дома, а потом сдавали экзамены по программе соответствующего класса.
Второе выбирали дети с особенностями здоровья: невролог или другой врач могли порекомендовать ребенку заниматься с учителями индивидуально, в этом случае ребенок также ходил на уроки в школу, но занимался один на один с учителем, или учителя приходили к нему домой. Такой вариант «со справкой от врача» возможен и сегодня, в этом случае ребенок остается учеником школы и регулярно посещает индивидуальные занятия.
А вот «экстернат» уже исчез, с 2011 г. в законе об образовании его заменили «очно-заочное», «заочное» и «семейное обучение». В случае выбора очно-заочной или заочной формы ребенок может не посещать часть уроков или вообще все уроки, однако он также остается учеником школы, школа осуществляет методическое сопровождение, предоставляет ему учебники и в оговоренные с учителями сроки ребенок пишет все необходимые контрольные работы. Причины выбора такой формы обучения могут быть очень разными: кто-то не успевает заниматься музыкой, из-за того, что шестым уроком стоят «труды», а у кого-то возник конфликт с учителем.
Другой альтернативой обычной школе является семейное обучение. Эту форму обучения может выбрать любая семья при условии согласия самого ребенка. В этом случае ребенок уже не является учеником какой-то школы, его «личное дело учащегося» хранится дома, а за образование отвечают сами родители. Сразу встает вопрос: как можно проверить качество подобного обучения? Для этого существуют аттестации. Ребенок на семейном обучении раз в год или чаще приходит в какую-нибудь школу, где подтверждает свои знания с помощью контрольных, а в конце 9-го класса, как и все российские школьники, обязательно сдает ОГЭ. На период аттестации документы ребенка сдаются в школу, там выставляются оценки за учебный год.
Когда далекий от темы человек слышит, что ребенка забрали из школы, чтобы «учиться дома», он нередко приходит в ужас. Перед его глазами рисуется страшная картина: одинокий школьник сидит за учебниками в четырех стенах, вместо того чтобы весело бегать эстафету на физ-ре или обмениваться записками с друзьями. Рядом с этим исключенным из общества ребенком непременно сидит мама, которой точно нечем заняться, ведь иначе она бы не тратила время на совместный разбор простых тем из учебника «Окружающий мир»…
На деле эта картинка не имеет ничего общего с реальностью, ведь семейное обучение очень вариативно. Например, нередко родители детей-«семейников» объединяются в группы по интересам и организуют свои небольшие домашние классы, где расширяют привычный образовательный стандарт, ведь кому-то хочется больше математики, а другие не могут представить хорошего образования без развитых навыков каллиграфического письма.
Другой вариант семейного обучения – это онлайн-школа, когда ребенок учится по Интернету, используя скайп или вебинарную платформу. Этот формат очень ускоряет освоение программы, здесь не нужно ждать, пока все успокоятся, или слушать, как десять одноклассников десять раз расскажут «Тучки небесные, вечные странники…». Так у учащихся онлайн-школ остается много свободного времени на кружки и прогулки. Еще один вариант обучения – посещение репетиторов, которые помогут освоить углубленный курс интересного ребенку предмета и подготовят к стандартной аттестации. Этот список можно продолжить и дальше.
О возможности учебы без школы я знала задолго до того, как мой сын стал школьником: дома учились дети моих друзей, все по разным причинам, но у всех вполне успешно получалось осваивать учебную программу. Именно поэтому семейное обучение никогда не казалось мне каким-то экстравагантным выбором странных людей, наоборот, я радовалась, что есть такая возможность: можно поучиться в школе, а можно самостоятельно. Так и получилось: первые пять лет мой сын учился в школе рядом с домом, а после пятого класса мы забрали его на семейное обучение. Для этого было много причин. Во-первых, всегда хотелось попробовать самим выстраивать образовательные стратегии ребенка, не засиживаться подолгу на том, что и так легко ему дается, и подробно разбирать те предметы, на которые в школе вечно мало времени. Во-вторых, все эти годы мы не высыпались (ребенок-то, конечно, высыпался, а вот мы, родители, никак не могли встать в семь утра бодрыми и счастливыми) и мечтали иметь два выходных в неделю. В-третьих, на семейное обучение ушел лучший друг сына, с которым они вместе учились. Наконец, ребенок очень уставал от шума и большого коллектива, из-за чего часть материала пролетала «мимо ушей». Поразмыслив, мы забрали из школы личное дело, отправились в районный отдел образования, где написали заявление о том, что в следующем учебном году сын будет на семейном обучении.
По прошествии года могу сказать, что все наши ожидания оправдались. Сын успешно закончил шестой класс, сдал все аттестации на положительные оценки. Мы выспались и отдохнули, а еще общались, гуляли, ходили в театры и музеи так часто, как нам хотелось, а не только на каникулах. У сына появились новые увлечения и новые друзья, ведь в учебном центре, куда он ходил готовиться к аттестациям, учится много детей разного возраста. Есть в такой форме обучения и минусы: у ребенка куда больше свободного времени, чем было в школе, а значит, родителям нужно придумывать новые способы интересно и полезно проводить время (раньше они смело могли тратить это время на свои дела). Из-за этого сложно рекомендовать такую форму обучения для семей, где оба родителя работают в офисе далеко от дома или часто ездят в командировки. Кроме того, семейное обучение, если ориентироваться не только на свои силы, оказывается дороже государственной школы, несмотря на экономию на школьной форме и стаканчиках для кулера.
Олеся Лихунова, дочери Мария и Нина, сын Тимур
Почему учатся дома? Одаренному ребенку скучно в школе; ребенку с особыми потребностями по здоровью учиться тяжело.
В нашей семье был опыт семейного обучения очень развитой девочки Маши, которая с раннего детства сильно обгоняла в развитии сверстников, в школу пошла в неполные шесть лет и сразу во второй класс, а также семейного обучения Нины – девочки с инвалидностью и отставанием в развитии.
Я считаю, что мы правильно поступили, что забрали детей учиться дома, хотя я совсем не противник общеобразовательной школы и несколько наших детей (всего детей у нас восемь) до сих пор преспокойно там учатся.