«Кто ты без костюма?» История человека, придумавшего бодибилдинг
Создатель бодибилдинга прославился не только как первый культурист в истории, но и как профеминист, бренд-менеджер, секс-символ и инфоцыган викторианской эпохи. Он написал книгу о построении идеального тела, судил первый конкурс для бодибилдеров вместе с Артуром Конаном Дойлом и позировал для скульптуры, копия которой стоит дома у Арнольда Шварценеггера. Без костюма этот человек был далеко не только первым в истории бодибилдером. Подробнее — в новой серии проекта «Кто придумал».
Гений
Отец бодибилдинга вообще-то шел сначала по пути святого отца.
Его звали Фридрих Мюллер. Он родился в 1867 году в Кенигсберге — современном Калининграде, а тогда восточнопрусском городе. Рос в семье этнических евреев: отец был местным, мать — подданная Российской империи. Оба исповедовали лютеранство — таких евреев, перешедших из иудейской веры в христианскую, в России называли «выкрестами» — и всеми силами пытались влиться в довольно консервативное местное общество. Родители предлагали высокому, хиленькому Фридриху стать пастором: светловолосый бледноликий мальчик был бы идеальным немецким священником. Но, как это часто бывает, все пошло не по плану.
В 10 лет Фридрих побывал в Италии и просто влюбился в статуи древнегреческих и римских богов. «Скульптуры мужчин, которые правили миром, когда власть была вопросом физической силы, а не денег и оружия» — так он потом описывал увиденное и утверждал, что эти статуи открыли ему глаза на природу человеческого тела. В итоге мальчик увлекся анатомией и физической культурой. Родителей он не послушался, в семинарию не пошел, а в 18 лет, чтобы избежать военной службы, покинул родной дом и отправился в европейское турне вместе с бродячим цирком.
Молодой Мюллер регулярно качался, перетаскивал тяжести, купался в ледяной воде и вскоре нарастил приличную мускулатуру. В Брюсселе он подрабатывал натурщиком. В те времена это считалось далеко не самым приличным способом заработка. Зато его тело появилось в работах разных художников по мотивам древнегреческих мифов и библейских сюжетов. Эти картины до сих пор хранятся в Бельгийском королевском музее искусств.
Но Фридриху было мало того, что его фигуру ценили художники. А в цирке ему первое время не удавалось сделать себе имя. В конце концов он встретил знаменитого силача Людвига Дюрлахера, известного как Профессор Аттила. Тот увидел в юноше потенциал и взял его в ученики. Фридрих поменял свою фамилию на фамилию матери и начал выступать под псевдонимом Евгений Сандов. Именно под этим именем он стал известен современникам и запомнился потомкам.
Аттила посоветовал Сандову отправиться в Лондон — тогдашний «центр мира». Там, несмотря на строгость викторианских устоев, полуголые силачи выступали на конкурсах вроде современных телепередач «Минута славы» или «Америка ищет таланты», и такие шоу пользовались огромной популярностью. На одном из них Сандов победил «лучших из лучших» — Чарльза Сампсона и Циклопа.