«Кризис на всем ходу врезался в вершину пирамиды Маслоу»: как 2020 год подвинул современное искусство ближе к людям
Итоги года для российского искусства: падение цен и рухнувший рынок привели к росту самосознания художников, галеристов и кураторов
За время пандемии российское современное искусство «вышло в люди». Цены на него стремительно упали, рынок рухнул, и огромное количество молодых людей, запертых на карантине, открыли для себя возможность получать сильные эмоции и покупать искусство недорого. Художественное сообщество смогло сплотиться и выступило с ответной инициативой.
Авторы и зрители. «Шар и Крест»
В группе «Шар и Крест» в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), основанной коллекционером и арт-дилером Максимом Боксером, художники не только выставляли свои работы за очень скромные деньги (максимальная цена — 20 000 рублей), но и покупали работы друг друга и что-то дарили фонду «Шар и Крест», для будущего музея.
Один из протагонистов продажи в интернете за символические деньги, художник Павел Брат так объяснял Forbes Life свою мотивацию: «Кризис на всем ходу врезался и в вершину пирамиды Маслоу, на которую я и мои друзья-художники карабкались со своими предложениями товаров и услуг по самоактуализации личности. Осколки этой пирамиды ярким взрывом осветили понимание того что, что «картинки на стену» в ближайшее время мало кого будут интересовать. Все это привело лично меня к более глубоким размышлениям о своей миссии как художника. Как сделать так чтобы выжить в этом обществе и в этой ситуации? Логично, что надо приносить пользу, но в чем же она заключена и чем я вообще полезен людям. Включив в голове постмодернистский рингтон с бесконечным вопрошанием, я засел за эскизы больших проектов, а весь наработанный материал со штудиями, холстами, объектами, скульптурами стал скидывать балластом в руки коллекционеров и друзей через фейсбук (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), обесценивая все как минимум десять. Думаю, за эти годы я создал настолько много произведений искусства, что если они и будут разлетаться за сто и двести долларов, больше походя на сувенир в обмен на благотворительную помощь, то я смогу продержаться даже целый год. Да, что уж говорить, скромно жить, и тем более выживать между прецедентами продаж искусства мы научились уже давно».
Создатель «Шара и Креста», Максим Боксер тоже декларировал самые высокие цели: собрать коллекцию работ участников фейсбук-группы. «В Фонде «Шара и креста» сейчас порядка 1 000 вещей, — рассказал в декабре 2020 года Forbes Life Максим Боксер, — Физически работы пока не все собраны, но постепенно собираются. Работы будут поделены на две категории – то, что мне нужно, и то, что мне по определенным причинам не нужно. С первой категорией я буду работать, оформлять. Произведения второй категории я буду обменивать и выставлять на продажу. Мы сейчас внутри группы делаем выставки и аукционы. Это совмещение образовательной и коммерческой составляющих. За время работы «Шара и креста» люди раскрепостились и открылись. Ими руководит не только желание купить недорого, а появившаяся возможность сравнивать вещи, делать из них выбор. Это уже никуда не денется. Я создаю отдельную группу для аукционов. У меня в блокноте уже сейчас записано 150 имен участников. Это люди, которых я раньше даже не знал. И если для Нью-Йорка это немного, то для России это невероятное количество новых людей, заинтересованных в современном искусстве. Во Всероссийском музее декоративного искусства уже сейчас смонтирована выставка «Выставка коллекционера», она ждет середины января. Там 10 залов, где представлено более 1 000 работ, купленные 10 коллекционерами за последние полгода участия в группе «Шар и крест». Среди них есть пара художников, есть старые коллекционеры, переключившиеся на современное искусство, и есть совершенно новые люди».
«Все по 100» и уличные художники на аукционах
«Раньше по субботам я смотрел заезды «Формулы-1», теперь смотрю в прямом эфире аукцион «Все по 100», — объяснил свою внезапно обострившуюся любовь к современному искусству один из участников аукционов Vladey.
Пока мировые аукционные дома искали новые способы взаимодействия с коллекционерами, — не все сразу нашли способ удержать рынок, предлагая вялотекущие онлайн-торги онлайн с огромным каталогом, напоминающим опись имущества покойного, — Владимир Овчаренко стал активно продвигать свой авторский формат торгов «Все по 100». Стартовая цена каждого лота на этих торгах — €100. Нет резервной цены аукциона. Закрыты цены продаж. В результате, на всех своих аукционах за время пандемии Vladey заработал 425 млн рублей. Среди имен, ушедших на Vladey, и такие мэтры как Эрнст Неизвестный, Илья Кабаков, Олег Целков, и молодые уличные художники. Vladey провел кураторские торги Street, где были выставлены работы 50 участников, 22 из которых дебютанты: Кирилл Кто, Миша Мост, Слава Птрк, Евгений Чес, Nootk, Zoom, Владимир Абих, Анатолий Акуе, Марат Морик, Nomerz, Wais, Zmogk, андеграундные Курил Что и Команда Той, — в аукционе участвовали стрит-художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Перми, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, а также из Казахстана и Грузии.