Почему бизнес в стиле Uber так нравится инвесторам
Уберизация, там где она возможна, позволяет достичь фантастического роста бизнеса, в этом и состоит секрет ее привлекательности, считает СЕО «Ситимобил» Виталий Бедарев.
Можно ли в вашей отрасли построить бизнес-модель в стиле Uber? Есть несколько индикаторов, которые помогут вам найти ответ на этот вопрос.
Четыре главных критерия
Во-первых, наличие онлайн-платформы, которая объединит, с одной стороны, множество мелких продавцов, и с другой стороны, множество мелких же покупателей. Поскольку и продавцы, и покупатели малы по сравнению с платформой, никто из них не сможет влиять на нее. Важно, чтобы это платформа представляла собой единую точку встречи спроса и предложения и чтобы она была способна снижать транзакционные издержки.
Во-вторых, у продавцов и покупателей должны быть стандартизированы услуги и цены. С ценами все понятно: они могут напрямую регулироваться платформой, выдаваться в качестве рекомендации или устанавливаться иным образом. А вот со стандартизацией услуг не все так просто. Например, такси или курьерская доставка — это стандартные услуги. Но как стандартизировать услуги психотерапевтов, нейрохирургов или архитекторов? Попытки создания таких маркетплейсов есть, но приведут ли эти эксперименты к созданию платформ в стиле Uber — вопрос.