Компетенции, знания, интуиция: как лидеры принимают управленческие решения
Процесс принятия решений — то, с чем управленцы сталкиваются каждый день. Но все делают это по-разному и с разными результатами. Forbes Life узнал, что об этом говорят эксперты и наука о менеджменте
«Каждый раз, когда вы видите успешный бизнес, это значит, что кто-то когда-то принял правильное решение», — говорил Петер Друкер, известный американский ученый и «отец» современного менеджмента. По мнению Друкера, этим кем-то должен быть вполне определенный человек — руководитель. В бестселлере The Effective Executive Друкер пишет: «Я называю руководителями тех работников умственного труда, менеджеров или независимых профессионалов, которые в силу своего положения или имеющихся знаний обязаны в ходе своей деятельности принимать решения, оказывающие значительное влияние на результат работы всей организации. Это — главная черта управленца».
Шина Айенгар, психоэкономист из Колумбийского университета, вместе со своей командой выяснила, что в среднем лидеры принимают по 70 решений в день. И, как показало другое масштабное исследование, процесс принятия решений им тяжело дается. В прошлогоднем опросе, проведенном платформой Oracle и звездным data scientist Сетом Стивенсом-Давидовитцем, приняли участие 14 250 управленцев из разных стран мира уровня CEO и CEO − 1. 85% из них признались, что испытывают стресс, сомнения и чувство вины из-за выбора, который они делают. 74% уверены, что за последние три года число ежедневных управленческих решений выросло минимум в 10 раз. 59% сталкиваются с трудными дилеммами минимум через день. 35% не знают, на какие данные лучше опираться, 39% доверяют определенным источникам, а 29% прислушиваются только к своей интуиции. В целом, 70% опытных лидеров с удовольствием делегировали бы принятие решений роботам или ИИ — настолько это для них мучительно.
При этом те самые сложные и стрессовые управленческие решения — основная и неизбежная часть работы любого руководителя. «Она пересекается со всеми базовыми управленческими функциями. Чем выше управленец поднимается по карьерной лестнице, тем больше становится количество выборов и объем ответственности, а также возрастает и цена ошибок, — объясняет executive-коуч Анна Оганесян. — Руководители часто обращаются с запросом научиться системно принимать верные управленческие решения, и развить это умение действительно можно».
Критерии управленческих решений
Ежедневно каждый из нас сталкивается минимум со 122 выборами, но у управленческих решений есть особые критерии. Они всегда связаны непосредственно с бизнесом и направлены на то, чтобы достичь определенных целей или решить его конкретные проблемы. Такие решения предполагают, что компания должна предпринять некие действия или, наоборот, воздержаться от них. Есть и другие особенности: их хорошо классифицируют эксперты UpGrad, крупнейшей в Великобритании онлайн-школы MBA.
— Сложность. Управленческие решения, как правило, отягощены множеством факторов и переменных, которые требуют тщательного анализа.
— Влияние. Лидерам приходится делать выбор, который имеет далеко идущие последствия.
— Неопределенность. Решения в менеджменте связаны с рисками и множеством вариантов развития событий.
— Обилие информации. Руководители принимают решения, сопоставляя огромные объемы данных.
— Сотрудничество. Необходимо взаимодействие между командами, департаментами или отдельными сотрудниками.
«Управленческие решения можно поделить на два уровня. Первый — тактический, или операционный. Это решение в рамках существующего бизнеса или процесса, но ошибка в этих решениях не приводит к исчезновению организации. И второй уровень — это стратегические решения, которые определяют, куда организация развивается, как она развивается и так далее», — объясняет Евгений Якушкин, независимый консультант (экс-консультант McKinsey & Company и директор по стратегии AliExpress). Executive-коуч Анна Оганесян предлагает рассматривать управленческие решения в нескольких плоскостях. Это уровень принятия решения (мидл-менеджмент, топ-менеджмент), количество участников, стоимость (требуется ли дополнительный анализ или привлечение внешних специалистов), цена ошибки (покрывается ли текущими издержками или критично высока для компании), новизна выбора (рутинный процесс или выход за рамки стандартных задач) и экстренность (плановое это решение или нет).