Какими могли быть советские автомобили

АвтопилотАвто

Фантазии Молчанова

Какими могли быть советские автомобили

Иван Баранцев • Рисунки и фотографии из архива НАМИ

Тебя не надо, а ты есть – драма многих талантливых людей в СССР, которых система обрекла на невостребованность, самое ужасное наказание для творческой личности. Когда все, что делаешь – не нужно, не актуально, не своевременно. Такой была жизнь и автомобильного художника Молчанова.

Эдуард Романович Молчанов родился в 1930 году и умер в 1975-м, прожив всего 45 лет. Даже не понять, полных или нет, поскольку точные даты рождения и смерти в общедоступных источниках отсутствуют. Википедия называет местом его рождения город Барановск Средневолжского края, но такого города на карте нет – был только Барановский район, упраздненный в 1956 году. Родители происходили из служащих и в 1932 году переехали в Хабаровск, откуда двадцатитрехлетний Эдуард отправился на учебу в столицу – поступать в Московский автомеханический институт.

Получив диплом, Молчанов последовательно работал в НАМИ, в СХКБ, на АЗЛК – везде нарисовал множество самых разных автомобилей, но почти все они так и остались на бумаге. В лучшем случае строились один-два прототипа. Руководители заводов и чиновники из министерства без обиняков заявляли художнику, что такие автомобили никто и никогда выпускать не будет, что все это оторвано от производства и от нужд советского народа.

Несмотря на такие вердикты, Молчанов продолжал творить, создавая на рисунках автомобили, опережающие время. Он и жил как настоящий гений – с чувством внутренней свободы, неустроенным бытом, пониманием несовершенства жизни и, конечно же, острым языком и саркастическим юмором. Всем окружающим казался чудаком. Много зарабатывал на рисунках для журналов, но деньги тратил без счета, чем пользовались многочисленные «друзья». Автомобили рисовал импульсивно и вдохновенно. Работая на АЗЛК, Молчанов мог по пути с работы к станции метро «Волгоградский проспект» случайно заметить, как отражается закатное солнце на хроме бампера какого-нибудь автомобиля, тут же сесть на асфальт и начать зарисовывать эту картинку, а потом вернуться на рабочее место и рисовать дальше там, пока не выгонит охрана. Впрочем, бессемейный Эдуард Романович и без отражений в бамперах часто засиживался на работе допоздна.

Когда он рисовал, то за спиной нередко собирались коллеги – посмотреть на сотворение чуда. Особое восхищение вызывало то, как Молчанов чертит эллипс рулевого колеса – сразу и без поправок. Многие признавали, что это божий дар. Когда рисовал, то беспрестанно курил одну сигарету за другой. А от осознания ненужности и неисправимости своей жизни пил, и тоже много. За год до смерти бросил автомобили и ушел на Московский вертолетный завод имени Миля, где занимался рекламными проспектами и брошюрами. Где похоронили Молчанова – тоже неизвестно.

«Белка» с колесом

В 1955 году двадцатипятилетний Эдуард Молчанов начал работать в НАМИ, куда его пригласил Юрий Долматовский – конструктор автомобилей, занимавшийся в те годы вагонной компоновкой, которая тогда считалась настолько перспективной, что казалось вот-вот вытеснит, наконец, классическую.

Под руководством Долматовского в НАМИ создавались большая модель НАМИ-013 и маленькая ИМЗ-НАМИ-А50 «Белка». Автором внешнего облика обоих автомобилей был Владимир Арямов, но по сути над ними работал весь коллектив. Так, молодой художник Валентин Кобылинский – его, кстати, тоже пригласил Долматовский – предложил сделать поворотники «Белки» в виде стилизованной белочки.

Задание от Долматовского – представить «Белку» в варианте такси. Молчанов убрал поворотники в виде белочки, добавил на задних крыльях «кили» в стиле американского аэродизайна, поместил на крышу радиоантенну, а кузов окрасил в два цвета – так такси «Белка» стало бы более заметным в потоке.

Молчанову доверили более серьезное дело – сельскохозяйственный вариант «Белки» с открытым кузовом простых форм. Для испытаний построили два прототипа – закрытый и открытый, но в серийное производство ни один из них так и не пошел. Вместо «Белки» простым и доступным автомобилем для советских граждан стал ЗАЗ-965 «Запорожец», скопированный с итальянского Fiat 600.

Два прототипа «Белки» – с закрытым и открытым кузовом. Необычное решение на сельскохозяйственном варианте – запасное колесо между передними фарами. Кузов сделан без дверей и с легким тентом. Для колхозов и совхозов – идеальный автомобиль.
Помимо самого сельскохозяйственного варианта, Молчанов нарисовал и его усовершенствованную версию с жесткой съемной крышей и дверцами-чайками, открывающимися вверх, как на купе Mercedes-Benz 300SL. Рисунок датируется 1956 годом, но и такая «Белка» осталась лишь на бумаге.

Пространства – вагон

Наряду с такси – сельскохозяйственным вариантом, Молчанов представил заднемоторную «Белку» и в виде двухместного спорткара. Это уже фантазия художника в чистом виде, поскольку никто такой автомобиль в СССР не то что не собирался производить, но даже постройка прототипа была бы под вопросом.

Дизайн откровенно навеян американским аэростилем, но вот парадокс: на рисунке стоит дата 28 февраля 1957 года, а задняя часть «Белки» чем-то напоминает Cadillac 1959 года – такие же круглые «сопла» и хромированная решетка между ними. Еще более смелыми выглядят плавники с задними фонарями и «спойлером» между ними. Кстати, в этот «спойлер» Молчанов еще и вписал антенну радиоприемника.

Рисунок изображает спорткар «Белка» сзади, а вот каков этот вариант спереди – неизвестно. Возможно, это только поиск решений для задней части, а может быть, рисунок с видом спереди просто не сохранился. Эдуард Молчанов не собирал архива своих работ, поэтому многие из его рисунков или пропали, или пока еще не обнаружены.

Футуристичности автомобилю добавляет и стеклянный колпак крыши, разделенный на две части, поскольку посадка в спорткар осуществлялась через откидывающуюся переднюю часть кузова, как на обычной «Белке». На рисунке виден и салон спорткара с необычным рулем, который Молчанов нарисовал с тонкими V-образными спицами и таким же тонким внутренним ободком.

Еще одно известное изображение спорткара «Белка», но в виде графического рисунка. Здесь можно увидеть переднюю часть с четырехфарным освещением и фальшрадиаторной решеткой, но «плавники» на задних крыльях Молчанов изобразил другими, более умеренными, и с изображением белочки на законцовках.
Разные «Белки» на берегу реки. Тут и базовые версии, и спорткар, и родстер, и даже амфибия. Это не просто мечты Молчанова о большом модельном ряде «Белки» – это видение будущего, в котором победила вагонная компоновка. И это все осталось только в мечтах, запечатленных на рисунках.

«Белка», «Муравей» и «Москвич»

Конец пятидесятых и начало шестидесятых – время расцвета таланта Эдуарда Молчанова. На рисунках того периода можно увидеть самые разные автомобили: компактные спорткары с двигателями 500 и 900 куб. см, автобус представительского класса, седан в стиле французских и итальянских моделей.

Проект-предложение двухместного спортивного купе с двигателем объемом 500 куб. см, о чем сообщает шильдик на переднем крыле. Рисунок датируется 1959 годом, очевидно, очередной вариант для производства на одном из мотоциклетных заводов.
Рисунок автобуса представительского класса – альтернатива ЗИЛ-118 «Юность», созданного на базе лимузина ЗИЛ-111. Рисунок датируется 1959 годом, когда работы над «Юностью» только начинались, и выглядит намного современнее эскизов того же времени авторства Эрика Сабо – автора окончательной версии, запущенной в производство.
Еще один эскиз к проекту легкового автомобиля в классе 500 куб. см, также выполненный в 1959 году. Заметна одна типично молчановская черта – короткие молдинги или поворотники на верхней части переднего крыла. В дальнейшем их можно будет увидеть на многих рисунках.

Но уже в то время у Молчанова начинает зарождаться ощущение невостребованности и ненужности – число автомобилей его авторства, ставших серийными, можно сосчитать по пальцам одной руки. Да и то они созданы в соавторстве. Это «Москвич-408» – совместная работа Эдуарда Молчанова и Бориса Иванова, а также купе «Спорт-900» или КД, над которым трудились сразу три автомобильных художника.

«Спорт-900» или КД – спортивное купе на базе агрегатов «Запорожца», собранное партией из шести автомобилей в период с 1963 по 1969 год. Над внешним обликом работали сразу три художника: Эдуард Молчанов, Владимир Елтышев и Феликс Хайдуков.

Отдельная история – самодельный автомобиль «Муравей», ставший своеобразной вариацией на тему «Белки». Автомобиль сконструировал и построил инженер Ивченко, внешним обликом занимался Молчанов. Благодаря многочисленным публикациям в прессе «Муравей» был широко известен, но серийным так и не стал.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как выбрать хороший кагор и почему его пьют на Пасху? Как выбрать хороший кагор и почему его пьют на Пасху?

Что такое кагор и почему его любит старшее поколение?

Maxim
Прорыв или пиар: что представляют собой мозговые имплантаты от Илона Маска Прорыв или пиар: что представляют собой мозговые имплантаты от Илона Маска

Компания Neuralink недавно вживила свое первое устройство в мозг пациента

Forbes
Это не то,что вы подумали: страпонтен, клитория, епитрахиль — слова, за которые вам не должно быть стыдно Это не то,что вы подумали: страпонтен, клитория, епитрахиль — слова, за которые вам не должно быть стыдно

О словах, за которые вам не должно быть стыдно, пусть и звучат они забавно

ТехИнсайдер
Вещь в себе. Тест-драйв гибрида Tank 500 Urban Вещь в себе. Тест-драйв гибрида Tank 500 Urban

Tank 500 Urban — самый практичный внедорожник из представленных в России

СНОБ
Активное шумоподавление в наушниках: вред и польза Активное шумоподавление в наушниках: вред и польза

Как работает активное шумоподавление и безопасно ли оно?

ТехИнсайдер
Мокрая голова снизила ток в мозге при ударе молнии Мокрая голова снизила ток в мозге при ударе молнии

Влияние дождя на выживаемость при попадании молнии

N+1
Юрий Соломин: «Понадобилось 25 лет работы в театре, чтобы Царев спросил, какая у меня мечта...» Юрий Соломин: «Понадобилось 25 лет работы в театре, чтобы Царев спросил, какая у меня мечта...»

Как изменилась моя жизнь после того, как я «проснулся знаменитым»? Да никак!

Коллекция. Караван историй
Как устроить идеальное свидание в домашних условиях: умная техника, которая все сделает за вас Как устроить идеальное свидание в домашних условиях: умная техника, которая все сделает за вас

Как быстро и качественно организовать незабываемый вечер дома?

ТехИнсайдер
Театр хора и балета Театр хора и балета

Как последняя советская политэмигрантка превратила свой опыт в искусство

Weekend
На приеме у античных врачей На приеме у античных врачей

Чем болели и как лечили в античной Греции и Древнем Риме?

Знание – сила
Признаться в любви Признаться в любви

7 мест в России для лучших романтических свиданий

Лиза
Правило «2-2-2»: как паре стать счастливее с помощью простых ритуалов Правило «2-2-2»: как паре стать счастливее с помощью простых ритуалов

Отношения с партнером превратились в рутину?

Psychologies
В каких странах принято пить с утра В каких странах принято пить с утра

Есть страны, в которых немного выпить за завтраком абсолютно нормально

Maxim
Веселье без похмелья: почему в России растет сегмент безалкогольного алкоголя Веселье без похмелья: почему в России растет сегмент безалкогольного алкоголя

Почему спрос на безалкогольный алкоголь растет?

Forbes
Акупунктура облегчила симптомы посттравматического стрессового расстройства Акупунктура облегчила симптомы посттравматического стрессового расстройства

Исследование: иглоукалывание помогает облегчить симптомы ПТСР

N+1
AllGrip Select. Почему полный привод от Suzuki называют интеллектуальным? AllGrip Select. Почему полный привод от Suzuki называют интеллектуальным?

Что такое интеллектуальный полный привод у Suzuki?

4x4 Club
Как создать огород, который будет красивее клумбы: 10 хитрых, но простых приемов Как создать огород, который будет красивее клумбы: 10 хитрых, но простых приемов

Как думаешь, что нужно для создания красивого огорода?

VOICE
СДВГ может иметь эволюционные преимущества СДВГ может иметь эволюционные преимущества

СДВГ в высокой степени передается по наследству

ТехИнсайдер
Ценный металл Ценный металл

Как зарождался и формировался автомобильный рынок России после распада СССР

Men Today
Круто бланшированный детектив Круто бланшированный детектив

«Месье Спейд»: спин-офф «Мальтийского сокола» с Клайвом Оуэном

Weekend
Инженеры научились вызывать галлюцинации у автомобилей Инженеры научились вызывать галлюцинации у автомобилей

Выяснилось, что «умом» автомобилей могут воспользоваться злоумышленники

Maxim
Гипохолестериновая диета: что можно есть при повышенном холестерине Гипохолестериновая диета: что можно есть при повышенном холестерине

Разбираемся в диете, которую назначают при повышенном уровне холестерина

РБК
Ничего не знаю и ничего не хочу. Серьезный разговор о детской мотивации Ничего не знаю и ничего не хочу. Серьезный разговор о детской мотивации

О детской мотивации, почему она снижается и как преодолеть этот кризис

СНОБ
Задача гуманитариев – добывать новое знание и отстаивать истину Задача гуманитариев – добывать новое знание и отстаивать истину

Валерий Тишков о достижениях в сфере гуманитарных наук за последние десятилетия

Знание – сила
Как зарабатывать большие деньги без стресса и усталости: простая и быстрая техника Как зарабатывать большие деньги без стресса и усталости: простая и быстрая техника

Чтобы заработать миллионы, найдите свою страсть и посвятите жизнь её реализации

Psychologies
«В параллели с Netflix, клиенты платят слишком мало и слишком многое получают бесплатно»: главное из интервью главы Wink «В параллели с Netflix, клиенты платят слишком мало и слишком многое получают бесплатно»: главное из интервью главы Wink

Гендиректор Wink — про оригинальные проекты и стоимость подписок

VC.RU
«Она нимфоманка»: как стереотипы мешают женщинам проявлять инициативу в сексе «Она нимфоманка»: как стереотипы мешают женщинам проявлять инициативу в сексе

Почему быть женщиной с высоким либидо — это нормально

Forbes
Как вывести пятна косметики с одежды: от тональника и помады не останется и следа Как вывести пятна косметики с одежды: от тональника и помады не останется и следа

Есть несколько рабочих методов, как отстирать следы декоративной косметики

ТехИнсайдер
12 экранизаций Михаила Булгакова: от худшей к лучшей 12 экранизаций Михаила Булгакова: от худшей к лучшей

Экранизации Михаила Булгакова, с которыми точно стоит ознакомиться

Правила жизни
5 фактов о певце Macan — новом символе русского рэпа 5 фактов о певце Macan — новом символе русского рэпа

Что скрывается за пацанской эстетикой? Разбираемся на примере интервью Macan

Psychologies
Открыть в приложении