Веселье без похмелья: почему в России растет сегмент безалкогольного алкоголя
За последние два года спрос на безалкогольный алкоголь в России заметно вырос. Вдобавок к уже привычным альтернативным версиям вина и пива, на рынке появляются замены крепким напиткам — джину, рому, ликеру, вермуту и пр. В нишу выходят как алкогольные компании, так и игроки из смежных отраслей — производители фруктовых пюре и чайных напитков. Основным драйвером роста стали стремление потребителей к здоровому образу жизни и развитие ресторанного сегмента, считают эксперты.
Согласно данным маркетингового агентства Crew Marketing Partners, в 2022 году безалкогольный алкоголь вошел в топ-10 трендов в сфере питания в США. За следующий год категория укрепила позиции, заняв первое место в пятерке фуд-трендов наряду с продуктами без добавления сахара и растительными альтернативами мясу.
В России наблюдается схожий тренд. Так, в 2022 году продажи безалкогольного вина в сети магазинов SimpleWine увеличились на 107% год к году, а в 2023-м — еще на 44%, рассказали Forbes в компании. В сети магазинов «ВкусВилл» продажи безалкогольного вина, сидра, пива также выросли, на 50-55% за последние полгода.
Производитель крепкого алкоголя «Алкогольная Сибирская Группа» (марки водки «Пять озер», «Хаски» и др.) подтверждает тренд, отмечая, что у «некоторых винных брендов» до 25% покупок сейчас приходится на безалкогольные позиции. Кроме того, в 2024-2025 годах в нише появится ряд новых брендов, включая производителей альтернативного джина, рома и вермута, узнал Forbes.
С чем связан рост спроса на «крепкие» напитки без алкоголя и каковы перспективы этого сегмента?
Алкоголь из сока и перца
В ноябре 2021 года сооснователь и CEO сервиса индивидуального подбора витаминов Vitobox Александр Вученович вместе с братом Ильей, который работал в консалтинговых компаниях Bain и Boston Consulting Group, обратили внимание на развитие сегмента безалкогольного алкоголя за рубежом. Такие напитки напоминают по вкусу пиво, вино, джин, но при этом не содержат спирты. Согласно прогнозам британской исследовательской компании IWSR, к 2024-му в Великобритании, США и других странах мира потребление продукции в этой категории должно было вырасти на треть.
Среди наиболее заметных игроков Александр Вученович называет британского производителя безалкогольного джина Seedlip (в 2019 году контрольный пакет акций компании выкупил крупнейший мировой производитель алкогольных напитков класса премиум Diageo, бренды Johnnie Walker, Guinness, Baileys и др.) и австралийскую марка безалкогольного джина и рома Lyre's (в 2023-м она привлекла $23 млн при оценке в $360 млн).
Проведя исследование российского рынка, братья нашли там только производителей безалкогольного вина и пива, например, пивоваренный бренд Zero Point. Директор по развитию основного портфеля «Алкогольной Сибирской Группы» Наталья Неворотова подтверждает в разговоре с Forbes, что в России в категории безалкогольного алкоголя основными игроками на тот моменты были пивоваренные и винодельческие компании — «Абрау-Дюрсо», Santo Stefano, «Балтика» и др.
Вученовичи решили занять пустующую нишу и запустить альтернативы крепкому алкоголю под брендом Drinksome. Начать решили с джина, так как половина коктейлей в российских заведениях готовится на этом напитке, уверяет Андрей Вученович. Популярность напитка в разговоре с Forbes подтверждает совладелец бара «Сегодня можно» Ренат Файзельов.
В запуск Вученовичи вложили 3 млн рублей из личных накоплений. Деньги пошли на наем двух пищевых технологов, аренду производственных линий в Москве, продвижение и производство первой партии. К ноябрю 2022-го они выпустили 150 бутылок джина. В отличие от традиционного напитка, в нем не было спиртов. Он состоял из воды, натуральных ароматизаторов, глицерина, регулятора кислотности, морской соли и консервантов (сорбат калия, бензоат натрия). Братья не раскрывают технологию приготовления продукта, но отмечают, что имитируют вкус и ароматику алкоголя с помощью «комплекса компонентов», таких как гидролаты, дистилляты, соки, травы и специи.
Следующие месяцы партнеры пытались продать напитки московским барам и ресторанам. Но неизменно сталкивались со скепсисом, вспоминает Андрей Вученович: «[Представители баров] не понимали, зачем вводить [в меню] коктейли [на основе безалкогольного джина], когда есть лимонады». Чтобы развеять сомнения, предприниматели начали проводить лекции для барменов, где объясняли, что альтернативный джин позволяет предложить посетителям более сложный и комплексный вкус, чем у лимонада. Команда Drinksome также разработала готовые рецепты коктейлей на основе своей продукции. Это помогло привлечь клиентов и к маю 2023 года распродать партию. Покупателями стали семь московских заведений, включая рестораны Koji, «Местные», бар «Циники», кафе «Публика» и др. Тогда же у бренда появились первые крупные партнеры: в перспективы продукта поверили торговые компании «Мир Минеральных Вод» и «Агробар». С ними Forbes связаться не удалось.