Коллекционер Евгений Шутко: Текстильное искусство — это весьма ценная редкость
12 и 13 сентября в ЦСИ «Винзавод» состоится осенний маркет современного искусства Win-Win. «Сноб» поговорил с куратором секции Focus Textile Евгением Шутко, основателем галереи Atelier Choutko, коллекционером авторских гобеленов и ковров ручной работы, о том, какое место занимает текстиль на российской арт-сцене, зачем его коллекционировать и что дает участие в Win-Win молодым авторам
На весеннем маркете Win-Win ввел новое направление — специализированную секцию Focus. В этот раз она будет посвящена текстильному искусству. В эту секцию на опен-колл поступило более 130 заявок. Чем вы объясняете такой интерес среди современных авторов к текстилю?
Сработало несколько факторов: авторитет маркета Win-Win как хорошо зарекомендовавшего себя на арт-рынке события и повышенный интерес к текстильному искусству со стороны молодых авторов, который мы подогревали в том числе и нашей работой по популяризации этого направления. Например, в 2024 году мы провели четыре большие выставки на тему текстиля — в моей галерее Atelier Choutko, в Фонде культуры «Екатерина», в галерее «Граунд Солянка» и в Ruarts. И, конечно, как куратор я рассказывал и привлекал авторов к участию в секции Focus Textile на маркете Win-Win.
Какое место в целом занимает текстиль на российской арт-сцене?
До 2019 года у нас не было институции, целенаправленно занимающейся продвижением текстильного искусства именно в контексте современного искусства. Были отдельные выставки и секции под эгидой союзов художников, отдельные авторы, работающие в различных текстильных техниках, представленные эпизодически в нескольких различных галереях. Начиная с 2019 года мы занялись этим направлением как основным. В совокупности с общемировым интересом к текстильному искусству наши усилия привели к всплеску спроса.
Важно отметить, что, в отличие от других видов искусства, таких как живопись или графика, предметов текстильного искусства несопоставимо меньше. Это объясняется несколькими факторами. Например, сложность текстильных техник: ручное шпалерное ткачество, ручное ковроткачество, аппликация, вышивка, междисциплинарные предметы — все это требует от художника дополнительных навыков. Кроме того, мало мест, где этому можно научиться. И не стоит забывать, что такая работа требует усидчивости, а молодым талантам часто хочется все и сразу — и при этом быстро.
Лучшие предметы текстильного искусства настолько великолепны, что начиная с XV века — гобелены Рафаэля для Сикстинской капеллы, например — и до наших дней служили наиболее ценными предметами для коллекционирования или подарка государственного уровня. Вспомним Ле Корбюзье или Альбину Воронкову. В итоге, все это приводит к тому, что, по моим оценкам, предметов такого высокого уровня создается в мире не более десяти в год, а предметов, достойных быть показанными на хорошей ярмарке современного искусства, — не более 300 в год. Таким образом, текстильное искусство — это весьма ценная редкость. При этом на фоне возросшего интереса у некоторых авторов