Мария Куликова: «Я очень изменилась, всегда весело расплескивала себя, а сейчас нет»
За то время, пока создавался «Склифосовский», многое случилось. Родился ребенок. Ушла мама. Я встретила свою любовь. Самое важное — это люди и то, что происходит между ними.
Мария, на каждом интервью выясняется, что у вас за то время, что мы не общались, произошло что-то хорошее. У меня предложение: не ломать нашу традицию.
— Согласна. Хорошее, безусловно, было. Я, как всегда, фанатично пыталась мотаться по свету. Путешествия с моими близкими друзьями и родными прекрасны. Я как будто дышу по-другому после них. И живу от поездки к поездке. Для меня это действительно превратилось в какую-то страсть. Я еще только планирую путешествие, а у меня уже бегут мурашки от удовольствия, что оно будет в моей жизни. Мы с друзьями в сентябре побывали на Сицилии. Сняли домик, готовили пасту. Вечером слушали какую-то прекрасную оперу. Как будто мы вставали на котурны, вырываясь из обычной жизни. То есть очень хочется карабкаться ввысь, туда, где высокое искусство, где красиво, светло и все по-доброму.
Мы были недалеко от маленького городка Таормины. Естественно, поколесили по провинции, в Сиракузы заехали. Но в целом это было больше похоже на гастротур, мы бесконечно ели в их прекрасных ресторанчиках и забегаловках. Там воздух пахнет морем и выпечкой. И там чумовая пицца!
— Сын Ваня был с вами?
— Нет, я ездила в сентябре, Ваня учился. Я разделяю отдых с детьми и с друзьями. Когда мамы отрываются, детям там делать нечего. Ване нелегко, допустим, перенести на ногах четырехчасовую экскурсию, а я хочу на ней побывать, мне интересно. Ходить по жаре по развалинам — это мое. А у него другие интересы.
Второе симпатичное событие прошлого года — мы немножко вышли за рамки нашего стандартного сценария «Склифосовского», решили снять комедийно-мелодраматическую историю про то, как все доктора поехали на отдых. Естественно, летний поезд Москва — Сочи мы снимали в декабре в железнодорожном депо. У нас в вагоне вытащили окна, там находилась камера, а мы в маечках делали вид, что едем жарким летом. В реальности было очень холодно, изо рта шел пар. Но мы безумно веселились.
— До Сочи-то вы доехали?
— Да, и на наше счастье снимали там летом. Представляете, вся наша банда улетела на курорт! Сочи, море, горы, Красная Поляна — фантастика, как будто у меня случилось еще одно путешествие с друзьями. Макс Аверин, Аня Якунина, Володя Жеребцов, Костя Юшкевич, Лена Яковлева — мы получили большое удовольствие.
— На съемочной площадке что-то экстраординарное происходило?
— Конечно. Вы же знаете, как выглядит сочинский пляж в августе. И вот представьте: выходит Аверин, Якунина, Яковлева и вся наша гоп-компания. У людей, по-моему, случилась падучая, они вообще не понимали, что происходит. И еще в том году не проводили «Кинотавр», и люди не получили свою привычную порцию общения с артистами. Были сложности — оказалось, невозможно оцепить нашу команду, чтобы в дублях люди не подходили фотографироваться, брать автографы, дарить подарки и обниматься. По-моему, все дубли у нас были испорчены тем, что отдыхающие не понимали, что происходит, и очень хотели как-то выразить чувства к любимым артистам. Мы только начинали сцену, как кто-то подходил. Бедная администрация, мне кажется, поседела, потому что невозможно было нас оградить.
Но несмотря на трудности, получилась прекрасная история, где очень много юмора. А для «Склифосовского» это исключение из правил. Сериал же в первую очередь про драматические события. В десятом, юбилейном, сезоне будет много моментов, которые сняли по случаям, которые зрители знают из криминальной хроники. Была, например, трагическая история, когда люди пошли на рентген и отравились барием. А в летних сериях ни единого намека на драму, только смешные и нелепые ситуации. Чистая радость. И сниматься было прекрасно, потому что все в Сочи полетели с семьями и детьми. А в свободное время тусили. Мы там, например, Ванин день рождения отпраздновали.
— Он же был крошечный, когда вы начали сниматься в этом проекте?
— Полгодика ему было. Фактически, Ваня вырос на этом проекте. У меня же была специальная комната, где я могла с молокоотсосом упражнения делать. Вообще, сериал оказался богат на детей. У Димы Миллера две дочки родились. У художника по гриму появилась дочка Ника. У Марины Могилевской уже была крошечная Маша. У наших детей разница всего в несколько дней. Если я буду перечислять деток, это займет много времени, у многих из группы родились малыши, они подружились и иногда тусят на площадке.
Вообще, за десять лет, что снимается «Склиф», мы стали семьей. На площадке пароварки, тостеры. Никто не приезжает на съемки с пустыми руками, всегда везут какие-то вкусняшки. Лена Яковлева появляется обычно с каким-то огромным количеством горячих завтраков из кафешек. Я везу тонну шоколада. Макс накупает килограммы всяких вкусностей. У нас в гримерной есть стол, на который все, приходя на работу, что-то съедобное ставят. Там может оказаться и бутылка вина, и шоколад, и пирожные, и фрукты — просто невероятное количество всего. И это можно брать кому угодно. Если стоит на столе — значит, это общее. Все на площадке очень щедры. Мы столько лет вместе!
У нас же практически никто не поменялся. Правда, первый сезон снимал другой режиссер, Андрей Селиванов, а потом уже Юля Краснова. Ты приходишь, и первые полчаса съемочного дня уходят только на обнимашки, хохотушки, чаек и обсуждение новостей. Очень сложно перейти к рабочему процессу, у нас рты не закрываются, мы все делимся друг с другом чем-то новеньким. Вот, например, Макс Аверин рассказывает о своих спектаклях...
— Да, у него премьера за премьерой. В феврале выходит «Бег», который ставит в «Ленкоме» Александр Лазарев.
— Я стараюсь все его новые спектакли смотреть, но один пропустила — «Арбенин. Маскарад без слов» в Театре сатиры. Очень хочу увидеть. Макс — Артист с большой буквы. Он этим живет, этим дышит. Мы же с ним вместе учились в «Щуке»! Дружим с 1994 года. Я поступила на первый курс, а он уже год учился. И конечно, мы видели все первые шаги друг друга. У него курс был изумительный просто, там и Маша Порошина, и Антон Макарский, и Кирилл Кяро, и Наташа Антонова — кого ни возьми, звезды. Представляете, как это здорово, когда ты видел самые-самые первые смешные этюды, нелепые отрывки, первые дипломные спектакли. Можно сказать, это совместное детство, причем самое классное и счастливое.
Макс и Машка Порошина были у меня любимчиками на их курсе. Для меня было очевидно, что они серьезные артисты. Так же говорили в «Щуке» про Машу Аронову. Она была совершенно уникальной. Вспоминают, когда Маша просто пришла на прослушивание в Щукинское училище, стало ясно, что она — готовый артист высокого уровня. Так природа одарила. И вот с Максом это тоже было очевидно и педагогам, и мне...
Мне кажется, он был в Машу Порошину влюблен. Я опоздала на год. Если бы мы были однокурсниками, возможно, что-то и произошло бы...
— Вы свое взяли на «Склифосовском», где у вас с ним самая яркая любовная линия.
— Ох, вы посмотрите новый «Склиф», там развернется интрига, как раз связанная с личной жизнью. Вообще, этот десятый сезон получился очень ярким и богатым на серьезные события. Там были самые масштабные за все время съемки. Например, корпоратив, посвященный юбилею клиники, на который придут герои из прошлых сезонов. Мы снова увидим Диму Миллера, Олю Павловец — любимчиков зрителей. Мне кажется, это тема любопытная, всегда хочется посмотреть, как люди не просто носятся в белых халатах и спасают всех подряд, но и как они отдыхают.
— Вы общаетесь со сценаристами, просите что-то скорректировать?
— У нас есть переговорщик — режиссер Юля Краснова, она всегда выслушает. Мы иногда на ходу сочиняем какую-то историю, сидя у мониторов, пока идет перестановка, фантазируем на эту тему, и Юля потом, бывает, обращается к продюсеру. Чаще всего двигателем является Макс, он главный герой, на котором все держится. Ну и я иногда тоже присоединяюсь и говорю: «Да, вот хорошо бы нам на юг поехать». Мне кажется, эта история с югом как раз-таки и родилась вот так, в перерыве, когда мы с Максом болтали. Он же обожает город Сочи, у него там квартира, часто там бывает, он же худрук Зимнего театра. Это его вторая родина, можно сказать.
— Как вы думаете, в чем секрет любви зрителей к этому проекту?
— Режиссер часто повторяет: «Мы снимаем про людей и про их отношения. Это не медицинская история». И еще Юля говорит: «Что мне эта ваша операция, если между вами ничего не происходит, если у вас не рвутся сердца от страсти, ревности и боли?» Вот что нужно зрителю, чтобы за скальпелями и белыми халатами были живые люди. Наверное, поэтому такой отклик и высокие рейтинги. И мы снимаем сезон за сезоном. Я очень рада, потому что люблю эту историю и чувствую там себя в своей тарелке, в своей нише. Это же так важно — найти себя где-то.
К сожалению, я не амбициозный человек от природы, никогда не мечтала о Голливуде, мне нравится «здесь и сейчас». Я спокойна насчет себя. Знаю, что такое по-настоящему серьезные, одаренные артисты, и мы их все знаем, но если так не случилось в моей жизни, то и ничего страшного, это же не повод для того, чтобы страдать: «Ах, я достойна большего». Вообще нет. Спасибо, что это мне дано...
— Но вы же очень успешны и востребованы — и обложки журналов, узнавание и любовь зрителей, популярные проекты.
— Повезло. Стечение обстоятельств. Я много раз бывала в театрах прекрасных городов: Екатеринбурга, Новосибирска, Перми — там есть такие мощные артисты! Но они живут далеко от Москвы и их очень сложно вызывать на пробы. В советское время артистов искали по всей стране. Сейчас другая ситуация, тебе говорят: «Можете завтра приехать в пять?» Кто рядышком оказался, тот и подъехал. Я видела артистов, от которых у меня просто сердце замирает, ты не понимаешь, как они это делают. Я не из этой категории, не из высшей лиги. Но артисты разные нужны. Я вот нужна на канале «Россия 1», видите, постоянно там снимаюсь. И получаю от этого большое удовольствие.