"Вот поэтому я Нагиев, а ты по-прежнему Мужикян"

Коллекция. Караван историйРепортаж

Самвел Мужикян. Положительный герой

Диму Нагиева я первым делом спросил: "Зачем тебе, брат, это надо? Я Чикатило не согласился бы играть ни за какие деньги!" - "Вот поэтому я Нагиев, а ты по-прежнему Мужикян", - улыбнулся в ответ друг. Это он очень точно сказал - нельзя отказываться от ролей, надо искать ключ к герою.

Наталья Черных

родился в Армении, в маленьком городке Красносельске, при царской власти именовавшемся Михайловка. Половина населения здесь были ссыльные, половина — староверы. У меня три старших брата — Артур, Ашот и Саркис. Все они в итоге получили высшее образование, но творческий вуз выбрал я один.

Родители не мечтали о сыне-актере, поэтому сначала я поступил в Финэк, ушел со второго курса в армию и назад уже не вернулся. Будучи солдатом, сбежал в самоволку и поступил в театральный институт. Родители не пришли от такого кульбита в восторг, и сегодня я отчасти с ними согласен. Актер — профессия очень зависимая, но тогда этого не понимал, а следовал за своей мечтой.

Я с детства знал, что Питер мой город, и уверен в этом до сих пор. Другое дело, что сам театральный институт долго обходил стороной. Мне казалось, там учатся какие-то удивительные люди, была боязнь, что мне в этот храм дороги нет.

Но поступил почему-то легко. Готовил и Чехова, и Крылова, и Зощенко, и Пушкина. Первыми моими слушателями оказались сослуживцы, мы собирались по ночам в сортире — другого места не было. Каждый, даже самый далекий от театра солдат делал мне замечание и объяснял, как надо играть.

Служил я сначала в Сертолово. Из учебки нас должны были послать либо в Афган, либо на Кубу, либо в Анголу. В Афган не взяли, ведь черненьких там убивали первыми, чтобы не путать со своими. И отправился бы я в другие горячие точки, однако случилась драка с сержантом. Из-за нее мне светил дисбат. Но, к счастью, мой дядя, служивший в Питере, в то же время случайно оказался с инспекцией в нашей части. Слава богу, что это произошло! Меня буквально «украли» с документами и перевели в Пушкин. Повезло, дослуживал я свой срок уже в духовом оркестре.

В сериале «Чикатило»

Самое смешное, что спустя годы, будучи артистом, встретил того сержанта. Оказалось, он заместитель редактора одного из популярных изданий Петербурга. На презентации радостно бросился мне навстречу, будто ничего и не было. Я не выдержал и в разгар вечера вспылил:

— Что ж ты натворил?! Я из-за тебя в тюрьму чуть не попал!

— Ну, дело прошлое, Самвел, что вспоминать...

Но вернемся к учебе. Поступил я летом, а демобилизовался поздней осенью. Повезло, что сокурсники долго были на картошке, поэтому прошли не так много, и я их догнал. Курс у нас был потрясающим: Игорь Лифанов, Алексей Климушкин, Дмитрий Нагиев, Дмитрий Хоронько, Анатолий Журавлев, Борис Хвошнянский, Ян Цапник, а педагог — профессор Владимир Петров.

На четвертом курсе сам Игорь Петрович Владимиров пригласил меня к себе в Театр Ленсовета. Я мог попасть и в БДТ, и в «Балтдом», но нравилось мне работать именно с Владимировым. Другой момент, что из-за одного известного артиста через год из театра пришлось уйти. Зато вскоре Владислав Пази пригласил меня на спектакль «Дама с камелиями», который сделал из меня артиста.

С Димой Нагиевым

— То есть из Театра Ленсовета вас подвинул известный артист?

— Его подвинули, а я заступился. Это мое дурацкое благородство не раз выходило мне боком. Дело в том, что Семена Стругачева из-за конфликта с режиссером сняли с роли, а на его место назначили меня. Я подошел к нему:

— Семен Михайлович, вам будет обидно, если начну играть вместо вас?

— Конечно!

Тогда я пошел к Владимирову и сказал: «Не могу сыграть эту роль, считаю это неправильным...» В итоге Стругачев ушел из театра —через восемь месяцев, правда, вернулся, а я ушел насовсем. То же самое потом произошло у меня в Театре Комиссаржевской и Театре комедии. В этом отношении я дурной — жизнь не учит.

— Как работалось с Владиславом Пази в Театре Комиссаржевской?

— «Даму с камелиями» мы репетировали долго. Должны были выпустить перед новым, 1994 годом. Но режиссер поехал в Москву, и у него там случился инфаркт. Пази лежал в клинике в столице, к нему никого не пускали, а мы решили мотивировать любимого мэтра к выздоровлению и навестить. Я и моя партнерша Татьяна Кузнецова собрались и поехали в Москву. Тогда билеты продавали без паспортов, достаточно было назвать фамилию и имя. Я назвался Арманом Дювалем, а Таня — Маргаритой Готье, так зовут наших  героев. С этими билетами мы заявились в больницу.

— Да вы что, с ума сошли, — замахал руками врач, — я не пущу вас в палату!

Рассказали ему, что это режиссер, а мы актеры и скоро состоится премьера спектакля «Дама с камелиями».

— Но так сразу нельзя, вы войдете — для него это будет шоком.

— Правильно, вот поэтому вы сначала дадите ему билеты, а потом скажете о посетителях.

Мы стоим за дверью и слышим громогласный хохот Владислава Борисовича: «Впустите их сюда!» Заходим и видим улыбающегося и счастливого Пази. Это было здорово. Я еще раз повторюсь: Пази сделал меня актером, после этого спектакля меня широко узнали.

— Я слышала, в том театре у вас было много завистников?

— Представьте, мне двадцать пять лет, я получаю главную роль в спектакле и уверен, что он прогремит в обеих столицах. Режиссер — Владислав Пази, художник по костюмам Алла Коженкова, она делала спектакли Виктюка. В общем, все дорого-богато.

И вот премьера, через пять минут мне выходить на сцену, переполненный зал, это первый мой выход в главной роли. И вдруг помреж приносит письмо: мол, передали, а кто — непонятно. На бумаге, как в заграничных детективах, наклеены вырезанные буквы. Читаю: «Гроб для тебя уже заказан». Я просто остолбенел. Подбегает режиссер, показываю ему письмо. «Не обращай внимания, сынок, это все завистники», — потемнел Пази и порвал бумагу на мелкие кусочки. А у меня такой протест внутри! «Сейчас я вам дам», — думаю. Играл я с большим воодушевлением.

И таких моментов у меня было много: «добрые» коллеги не только пугали, но и пытались споить перед спектаклем. Да много чего еще было...

У меня зависть, конечно, тоже есть. Но проявляется она по-другому. Вижу у человека хорошую черту — стараюсь ее перенять. Ищу какие-то истоки этого состояния у себя и начинаю его взращивать. Это помогает мне становиться немножечко лучше. Потом качества рано или поздно в тебя проникают и начинают работать самостоятельно. Это касается и спорта, и диеты, и общения с людьми... Как человек говорит, двигается, смотрит, болтает руками, как может необидно отказать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анжела Хачатурьян. Стальная леди советского шоу-биза Анжела Хачатурьян. Стальная леди советского шоу-биза

Анжела Хачатурьян. Стальная леди советского шоу-биза

Коллекция. Караван историй
Что такое “Проклятие мумии”, и почему в него до сих пор верят Что такое “Проклятие мумии”, и почему в него до сих пор верят

Легенды о “проклятиях мумии”

Популярная механика
Карина Андоленко: Карина Андоленко:

Как Карина Андоленко знакомилась с самой собой

Караван историй
Электромобили: полтора века истории Электромобили: полтора века истории

Машины с электрической тягой сегодня не кажутся чем-то диковинным

Вокруг света
Антон Васильев. Катя и мужчины, которые ее любили... Антон Васильев. Катя и мужчины, которые ее любили...

Брат актрисы Екатерины Васильевой рассказывает о своей знаменитой семье

Коллекция. Караван историй
От чистого сердца: как живут в индийском штате Сикким От чистого сердца: как живут в индийском штате Сикким

Улицы без мусора, питьевая вода из-под крана, еда органическая

Вокруг света
Жанна Бадоева: Жанна Бадоева:

Жанна Бадоева: Раздражаться или расстраиваться нет смысла

Караван историй
Как оставаться желанной для мужа 20 лет: рассказ женщины, которой это удалось Как оставаться желанной для мужа 20 лет: рассказ женщины, которой это удалось

Можно ли 20 лет оставаться самой желанной женщиной для мужа?

Cosmopolitan
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Евгения Добровольская о большой семье

Коллекция. Караван историй
Когда размер и правда не имеет значения: лучшие мини-сериалы 2021-го года Когда размер и правда не имеет значения: лучшие мини-сериалы 2021-го года

Лучшие новые мини-сериалы

Cosmopolitan
Ксения Каталымова. Жить надо в радость Ксения Каталымова. Жить надо в радость

Ксения Каталымова о работе в сериале «Мир! Дружба! Жвачка!» и других ролях

Коллекция. Караван историй
Археологи нашли древнейшие свидетельства разведения буйволов на Кавказе Археологи нашли древнейшие свидетельства разведения буйволов на Кавказе

Останки животных XI–XIV веков обнаружили в ходе раскопок в городе Барда

N+1
Игорь Саруханов: Игорь Саруханов:

Интервью с певцом и композитором Игорем Сарухановым

Караван историй
Вернувшиеся с того света: когда остановка сердца — еще не конец Вернувшиеся с того света: когда остановка сердца — еще не конец

Порой людям удается обмануть смерть

Вокруг света
Лучшая версия себя Лучшая версия себя

Трансформации в бьюти-индустрии

Домашний Очаг
Убавим громкость Убавим громкость

Можно ли улучшить звукоизоляцию квартиры или комнаты без потери полезной площади

Идеи Вашего Дома
Исчезнувшая греза Михаила Врубеля Исчезнувшая греза Михаила Врубеля

«Принцесса Греза» Михаила Врубеля — летящие волосы, полупрозрачные одежды

Караван историй
Одежда — это высказывание: что такое осмысленная мода, объясняет Петр Коваленко Одежда — это высказывание: что такое осмысленная мода, объясняет Петр Коваленко

Как вещи становятся любимыми?

Cosmopolitan
Почему цинк так важен для правильной работы иммунитета: новое исследование Почему цинк так важен для правильной работы иммунитета: новое исследование

Как связаны цинк и врожденный иммунитет

Популярная механика
Древние островитяне не стали ловить рыбу в Эгейском море Древние островитяне не стали ловить рыбу в Эгейском море

Археологи исследовали останки 11 человек, обнаруженные на стоянке Угурлу-Хююк

N+1
«Электронная почта стала торговым центром»: зачем компании присылают так много спама и почему остаётся только смириться «Электронная почта стала торговым центром»: зачем компании присылают так много спама и почему остаётся только смириться

На ящик всё ещё приходят десятки рекламных сообщений в неделю

VC.RU
Хорошо едим! Хорошо едим!

Как питаться правильно, полезно и недорого?

Лиза
«Незнакомцы подходят и трогают ее»: как живут женщины с очень большой грудью «Незнакомцы подходят и трогают ее»: как живут женщины с очень большой грудью

Что испытывают каждый день девушки с действительно большим размером бюста?

Cosmopolitan
Пробуждение жизни Пробуждение жизни

Как Валерия Володина стала героиней настоящего триллера

Vogue
6 типов нарциссов: расставляем «диагнозы» героям популярных фильмов 6 типов нарциссов: расставляем «диагнозы» героям популярных фильмов

Попробуем разобраться с видами нарциссизма, изучив героев известных фильмов

Psychologies
Вот теперь понятно: чем занимается продакт-менеджер в Яндекс.Картах Вот теперь понятно: чем занимается продакт-менеджер в Яндекс.Картах

Интервью с Ульяной Кудиной, старшим продакт-менеджером в Яндекс.Картах

Cosmopolitan
Дом, в котором я живу Дом, в котором я живу

Новые знания о микробиоме кожи

Glamour
Как включить Блютуз на компьютере: несколько способов Как включить Блютуз на компьютере: несколько способов

Как включить Блютуз на ноутбуке или ПК?

CHIP
Смерть от шляпы, корсета и зеленого цвета: 7 опасных модных тенденций Смерть от шляпы, корсета и зеленого цвета: 7 опасных модных тенденций

Стремление следовать моде в одежде может привести к самым печальным последствиям

Вокруг света
По прозвищу Леший: как погиб мужчина, сбежавший в лес, чтобы не платить алименты По прозвищу Леший: как погиб мужчина, сбежавший в лес, чтобы не платить алименты

Принципиальность обошлась дорого: заплатить за нее пришлось собственной жизнью

Cosmopolitan
Открыть в приложении