Коллекция. Караван историйЗнаменитости
С первой женой Вицин разошелся, но не расстался, даже женившись на другой
«Он говорил: «Могу силой мысли замедлить пульс. Никогда не болел простудой. За десятки лет не выпил ни одной таблетки. А главное — начал молодеть! Просто запрограммировал себя, что мне 21 год, и ни годом больше!» Вицин старался заразить своими открытиями коллег, но они его не понимали. А Мордюкова, которая играла его невесту в «Женитьбе Бальзаминова», как-то сказала: «Не пьешь, не куришь, к бабам не пристаешь... Да что ты за мужик? Тьфу!» — из воспоминаний Глеба Скороходова о Георгии Вицине.
«Георгий Вицин почти никогда в жизни не давал интервью и не снимался в телепередачах, — рассказывает сестра Глеба Скороходова Инга. — Глеб два года упрашивал его сняться для программы «В поисках утраченного». Не уговорил! Но за это время состоялось несколько бесед и встреч с Вициным, и брат подробно их записывал. Он один из немногих, кто мог действительно сказать: «Я общался с Вициным! Я знаю о его жизни многое, чего не знает никто». Ведь то, что Георгий Михайлович рассказал Глебу, совершенно удивительно. Он оказался очень необычным человеком». С позволения Инги Сидоровой (в девичестве Скороходовой) представляем читателям возможность познакомиться с этими уникальными записками.
Вицин готовился не в актеры, а в балет
«Сюрпризы с Вициным начались сразу же. Я упомянул о его 80-летнем юбилее, незадолго до нашей встречи широко отмеченном многочисленными заздравными публикациями и телерепортажами. «Никакого юбилея у меня не было! — огорошил меня Георгий Михайлович. — Мне исполнился 81 год. А юбилей был годом раньше, но с ним никто так и не поздравил... Люди же не знали!» — «Почему же вы об этом молчите?» — «Да лень мне спорить с журналистами, биографами! Ну, в 17-м я году родился, а не в 18-м, что с того? Омолодила меня на год моя находчивая мама, исправив метрику. Это нужно было, чтобы меня взяли в очень хорошую школу, где детей не только учили, но и лечили. Тогда было много таких, как я: рахитичных, ослабленных голодом...»
Насчет места рождения — Петроград, которое указано в его официальных биографиях, тоже все оказалось неправдой. Вицин появился на свет в Териоки. Когда ему еще не было года, маленького Гошу перевезли в Москву, там у мамы жила сестра. Так что детство он провел на Чистых прудах, в коммуналке. «Чистые пруды тогда были, представьте себе, действительно чистыми! — рассказывал Вицин. — Я помню, как мы там удили рыбу, а зимой катались по льду на коньках-снегурках».
Его раннее детство пришлось на времена Гражданской войны, голод. И по нему это было видно. «Эта проклятая худоба сделала из меня очень застенчивого человека. Я был как скелет, не купался даже, чтобы не раздеваться в присутствии других на речке. Не нравились мне и мой тонкий голос, и нескладные черты лица... А в голове у меня все время был другой человек. Каким бы я хотел быть».
Но и профессия актера не слишком-то помогла Вицину стать тем, кем он хотел. В кино охотно эксплуатировали его специфическую внешность. «Я долго не мог смириться со своим комическим амплуа. Всерьез мечтал о Гамлете, о Достоевском... Но в кино попал за свою дикую рожу, которая казалась вечно пьяной, — сетовал он. — Может быть, поэтому я и не пил... Это было бы уже слишком!» Действительно, еще до того, как Гайдай создал знаменитую троицу, где Вицину была отведена роль Труса, его эпизодические роли обозначались как «Алкоголик», «Пьяный», даже без имени. А дебют Георгия Михайловича, согласно официальной фильмографии, — бессловесная роль опричника в знаменитом фильме Эйзенштейна «Иван Грозный». «Это вранье! — как обычно, удивил меня Вицин. — Моя первая роль — Гоголь в картине «Белинский». А попал я в этот фильм так: ассистент режиссера Козинцева, гулявшая по фойе театра, увидела мой портрет и закричала: «Это он! Гоголь!» Я действительно очень на него похож. Знаете, люди, которые верят в реинкарнацию, убеждали меня, что я был им в прошлой жизни...»
Я, конечно, не поленился найти кадры с Вициным-опричником и понял, что он рассказывает свою биографию такой, какой хотел бы, чтобы она была. Георгию Михайловичу так нравилась роль Гоголя, что он предпочитал, чтобы ее считали первой. После съемок Вицин даже некоторое время носил «гоголевскую» прическу. И постригся только перед пробами в фильм про футболистов — «Запасной игрок». Туда его тоже пригласил ассистент. Встретил Вицина в коридоре «Ленфильма» и сказал: «Вот нам такие, как вы, актеры и нужны в фильм о спортсменах. Молодые, подтянутые! Дерзайте, молодой человек!» — «Но мне уже 37 лет!» — «Шутите?» Просто Вицин невероятно молодо выглядел, и не случайно — но об этом чуть позднее. И вот он явился на пробы «Запасного игрока» со стрижкой под полубокс. Которая его дополнительно молодила. И режиссер даже возмутился: «Что вы мне десятиклассника подсовываете! Тут написано: Вася Веснушкин, 20 лет!» Пришлось Вицину с помощью паспорта доказывать, что он давно совершеннолетний.
А вот его первые театральные опыты — еще в школьном драмкружке — начались с того, что Вицин играл стариков! «И мне это здорово удавалось. Разумеется, я менял внешность с помощью париков, бороды, грима, у нас все это в кружке было... Перевоплощаться мне удавалось здорово, я так менял голос, что родители меня сначала не узнавали. Все веселились. А моя задача заключалась в том, чтобы как можно дальше уйти от самого себя».
И все же был момент, когда Вицин чуть было не свернул с намеченного актерского пути. Его поманил... балет! «Очень смешно, да? А я мог быть балетным танцовщиком! — продолжал удивлять меня Георгий Михайлович. — Я отлично гнулся. Заметили это так: в одном спектакле в драмкружке я исполнял танец шамана. И делал это с такой пластикой, что наш учитель мне сказал: «Тебе же в балет надо! У тебя талант!» Он специально пригласил в школу хореографа, чтобы тот на меня посмотрел». Хореограф был потрясен данными Вицина, сказал: «Берем!» Радостный Гоша побежал сообщить родителям, что поступает в балетное училище. Но они сказали: «Нет, Гоша! Балет мы уже не вынесем...» Через какое-то время он и сам про балет забыл, потому что страстно захотел стать художником. К окончанию школы Вицин уже очень серьезно рисовал и узнавал про поступление в школу живописи и ваяния. «Там я увидел работы других ребят и понял, что мое рисование — липа и что я — дилетант. Посчитал, что не имею права занимать чье-то место в художественном училище. Но мольберт не бросил, когда рисуешь море — это так успокаивает нервы! Краски и кисти возил с собой на гастроли... Потом увлекся скульптурным портретом, начал лепить...» Много позже, уже когда Вицин стал отцом, он заметил, что его дочка очень хорошо рисует. И старые мечты проснулись в нем: «Я-то — что? А вот по твоим рисункам видно, что у тебя — свой взгляд на жизнь, — говорил он дочери. — И ты должна все наблюдать вокруг: как распускаются листочки, как наступает весна...»