О появлении современной науки: Великая дивергенция и благотворное влияние церкви

Знание – силаИстория

«Художества и науки» в Петербургской Академии наук 1724—1803

Андрей Викторович Келлер, доктор философии (Германия), доктор исторических наук, старший научный сотрудник Уральского федерального университета, г. Екатеринбург

Продолжение статьи, опубликованной в предыдущем выпуске «Предыстория появления "художеств" в Петербургской Академии художеств и наук» // Знание – сила. № 6/24.

Продолжим наш рассказ о появлении современной науки. В прошлый раз мы закончили на том, что Великая конвергенция, или схождение «художеств и наук» в XVI—XVII веках раннего Нового времени сменила Великая дивергенция, или расхождение последних в XVIII—XIX веках. Есть всегда настоящее, в котором актуализируется прошлое и из которого прорастает будущее. Во все времена происходит актуализация наследия человечества с разной интенсивностью и качеством. Современная наука выросла из античной натурфилософии и средневековой схоластики стран ислама и латинского Запада, где в занятия наукой интегрирована напрямую или косвенно цель доказательства существования бога и его познания как высшей сущности, истины, блага, природы, космоса, вселенной, проблема универсалий, т. е. общего и единичного. Поэтому влияние церкви можно назвать не только пагубным, но и благотворным, поскольку в результате тысячелетней традиции скрипториев в монастырских библиотеках1 спасено античное наследие научной мысли древней Греции и Рима: математика Пифагора (570—490 до н. э.), физика Аристотеля (384—322 до н. э.), геометрия Евклида (325—265 до н. э.), механика Архимеда (287—212 до н. э.), астрономия Птолемея (ок. 100 – ок. 170 н. э.). Топливо, необходимое для того, чтобы засияла сверхновая современной науки.

1. См., например, манускрипт «Сад наслаждений» (1195) с изображением круга «семи свободных искусств», созданный под руководством настоятельницы женского монастыря св. Одилии в Вогезах (Франция, Эльзас) Геррады Ландсбергской.

Упражняясь в искусстве каллиграфии и молитвы, участники монашеских братств погружались в состояние глубокого созерцания сущностей, тренируя новый тип концентрации и восприятия как глубокого внутреннего погружения, в то время как братства строителей готических соборов (первые масоны) формировали профессиональные навыки при создании планов постройки соборов – сложнейших инженерных сооружений своего времени, требующих комплексных математических расчетов, цветных витражей или вытачивания одной детали декора в течение нескольких месяцев или даже лет – под тихими, высокими и ажурными сводами «неба» (нефа) соборов совершалась кропотливая, едва заметная работа по тренировке руки и глаза мастера.

Изваяние Пифагора. Справа от него изображен Аристотель. Шартрский собор (1194—1260)

Французский философ и один из основоположников западной философии Рене Декарт писал, что «те мастера, которые занимаются тонкой работой и привыкли со вниманием устремлять взор на отдельные точки, благодаря упражнению приобретают способность в совершенстве различать сколь угодно малые и тонкие вещи»2. Тренировались тонкие настройки восприятия для работы с видимыми и невидимыми вещами – увидеть невидимое, абстрактное, понять метафизическое, трансцендентное. Смена оптики, перспективы, позволила впоследствии навести натренированный взгляд на природу и вещи, окружающие нас. Такой взгляд видит не только вещь как таковую, не только ее признаки и свойства, но и качества, пока невидимые и гипотетические, открывающиеся в ходе эксперимента и получения нового опыта. Так наука научилась «хватать бога за бороду».

2. René Descartes: Regulae ad directionem ingenii, 1628. / Рене Декарт: Правила для руководства ума. Перевод с латинского М. А. Гарнцева. // Рене Декарт. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., «Мысль», 1989. С. 106.

Спасенное античное наследие в монастырских скрипториях аккумулируется в виде знаний и бесценного опыта переосмысления античного наследия в богословском аспекте. Практики не только созерцания, но и обоснования существования бога (теодицеи), способствовали развитию духовных и интеллектуальных компетенций непосредственного восприятия, близких к абстрактному мышлению, способному выводить универсальные законы природы уже независимо от эмпирики (см. Иммануила Канта).

Эти умения руки и глаза, примененные в эксперименте, открытие учения об идеях Платона (420‑е – 340‑е до н. э.) и появление интеллектуального направления неоплатонизма, хотя и Аристотель никуда не исчез и оставался в сонме авторитетов древности, изобретение печатного станка и прямой перспективы в эпоху Возрождения привели к формированию новой эстетики и архитектуры знания (антропоцентризм и гуманизм), его стандартизации и тиражированию, созданию сети ученых, рождению Нового метода и Новой науки.

Стило, резец, карандаш и кисть в руках мастеров – творцов уникальных артефактов – стали основой средневековой культуры, сформировавшей в свою очередь опоры для фундамента, на котором была построена Новая наука, подобно второй достроенной башне готического собора после пожара, но уже в другом, более совершенном виде. Массовая лихорадка эпохи Возрождения по коллекционированию редких античных инкунабул, как и копирование и компилирование античных текстов, трансформировалась с изобретением печатного станка в формирование собраний печатных книг в больших монастырских и светских библиотеках. Началось фиксирование и исследование законов природы: коллекционирование артефактов в кунст- и вундеркамерах, создание анатомических кабинетов, каталогизация, классификация природы в альбомах, атласах и таблицах, систематизирующих и описывающих космос, прежде всего планеты Солнечной системы и ближайшие звезды видимого неба, флору, фауну, анатомию человека, географию. Появляется максимально реалистичная живопись с любовью к мельчайшим подробностям и деталям. Реализм живописи эпохи Возрождения отличается от условной средневековой живописи. Достаточно посмотреть на картины и гравюры Альбрехта Дюрера, голландский натюрморт XVI—XVII веков, фламандскую живопись первой половины XVII века, все искусство эпохи барокко, совпавшей со временем научной революции XVI—XVII веков, чтобы убедиться в этом.

Леонардо да Винчи стал воплощением образа ученого, соединившего в себе художника, механика, инженера, архитектора, экспериментатора. Перевод взгляда от символического и ирреального к реальному, конкретному, материальному, наглядному, позиционировал по-новому роль факта в науке, изменил кардинально жизнь вещи, позволил ей и разным формам телесности войти на полных правах в практику науки. Происходит обращение к мастерам: механикам, оптикам, часовщикам, инструментальщикам, строителям, химикам в мантии алхимиков, практики которых связаны с трансформациями вещества, материалами и производством вещей. Мир людей и мир вещей встретились в месте экспериментальной лаборатории, а мир символов, аллегорий и абстрактных понятий нашел свое выражение в человеческой телесности, географических, планетарных, звездных и космологических картах. Движение от бестелесного к телесному не означает, однако, грубый материализм XIX века. Это особое состояние восприятия на грани духовного и интеллектуального, теории и практики, созерцания и анализа, веры в бога и веры в науку, химии и алхимии, физики и метафизики, астрономии и астрологии, космологии и богословия, всемирной гармонии и музыки сфер, философского камня и эликсира жизни, вечного двигателя и первоначал природы, флогистона и эфира. На грани соединения всевозможных интеллектуальных, духовных и эстетических практик.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Людмила Поргина «Ленком». Коллеги Людмила Поргина «Ленком». Коллеги

Судьба подарила мне театр «Ленком», где я встретила свою любовь

Караван историй
10 методов, которыми нас воспитывали: от худшего к лучшему 10 методов, которыми нас воспитывали: от худшего к лучшему

Классификация методов воспитания: от наименее к наиболее эффективным

Psychologies
Ужас и красота Ужас и красота

Почему некоторые воспринимают бабочек символом невыразимого ужаса

Вокруг света
Ксения Трейстер: «Я знала, что за меня никто не попросит, поэтому однажды попросила за себя сама» Ксения Трейстер: «Я знала, что за меня никто не попросит, поэтому однажды попросила за себя сама»

Римас Владимирович, посмотрите меня! Наташа Ростова — это я!

Караван историй
«Дуглас отменяется»: как сериал от создателя «Шерлока» исследует культуру отмены «Дуглас отменяется»: как сериал от создателя «Шерлока» исследует культуру отмены

Каким получился сериал «Дуглас отменяется», высмеивающий культуру отмены?

Forbes
Ольга Забненкова: «Главный тренд в эстетической косметологии сместился с лозунга Ольга Забненкова: «Главный тренд в эстетической косметологии сместился с лозунга

Врач-дерматолог об аппаратных процедурах и правильном уходе за кожей

Здоровье
Призывы к убийствам в эфире радио: 30 лет геноциду в Руанде Призывы к убийствам в эфире радио: 30 лет геноциду в Руанде

Как африканская страна пережила 100 страшных кровопролитных дней геноцида

ТехИнсайдер
83% компаний могут пропустить кибератаку из-за недостатков мониторинга инфраструктуры 83% компаний могут пропустить кибератаку из-за недостатков мониторинга инфраструктуры

83% организаций в ходе мониторинга кибербезопасности сталкиваются с проблемами

Forbes
В своем темпе В своем темпе

Как тренироваться без вреда для здоровья в любом возрасте

Лиза
Виола Ардона: «Олива Денаро» — роман о смелости, стремлении к справедливости и равноправию Виола Ардона: «Олива Денаро» — роман о смелости, стремлении к справедливости и равноправию

Отрывок из романа о женщинах 1960-х, которым было тесно в рамках общества

СНОБ
Не такие простые, как кажутся: 15 фактов о поведении и образе жизни шмелей Не такие простые, как кажутся: 15 фактов о поведении и образе жизни шмелей

Как обстоят дела в шмелиных семьях и как они справляются с трудностями

ТехИнсайдер
Помощь от природы Помощь от природы

Продукты, которые тебе нужны в жару

Лиза
Лыжи. Разрез. Девушка Лыжи. Разрез. Девушка

Кузбасс приятно открывать с близкой – интимной – дистанции

2Xplore
Олимпиада по запретам: как МОК не дает спортсменам рекламировать себя и зарабатывать Олимпиада по запретам: как МОК не дает спортсменам рекламировать себя и зарабатывать

Как работает коммерция на Играх, и что запрещается даже самым титулованным

Forbes
Лифт в космос: бред или возможное будущее, которое нам устроят японцы? Лифт в космос: бред или возможное будущее, которое нам устроят японцы?

Можно ли построить лифт в космос? Зачем он нужен?

ТехИнсайдер
Сухарно-судебная драма Сухарно-судебная драма

На протяжении двух недель Петербургский окружной суд ломился от светской публики

Дилетант
Цукаты Цукаты

Рассказываем, как, где и когда возникла идея засахаривать фрукты

КАНТРИ Русская азбука
Социализация и саморазвитие: почему для людей, переживших рак, так важна реабилитация Социализация и саморазвитие: почему для людей, переживших рак, так важна реабилитация

Как в России устроена реабилитация онкопациентов?

Forbes
Ностальгия по СССР: куда советские туристы плавали в зарубежные круизы Ностальгия по СССР: куда советские туристы плавали в зарубежные круизы

Как в СССР продвигался международный туризм

ТехИнсайдер
Дональд освобожденный Дональд освобожденный

Покушение на Дональда Трампа было обречено повлиять на американскую историю

Монокль
Андрей Золотарев: «Я долго работал журналистом, и это было хорошее время» Андрей Золотарев: «Я долго работал журналистом, и это было хорошее время»

Сценарист Андрей Золотарев об искусстве написания сценария

Монокль
Как ученый сбежал из СССР через океан… вплавь. Удивительная одиссея Станислава Курилова Как ученый сбежал из СССР через океан… вплавь. Удивительная одиссея Станислава Курилова

Как ученому Станиславу Курилову удалось вплавь сбежать из Советского Союза?

ТехИнсайдер
Блины Блины

Блины для нас – это и наше солнце, и целая Вселенная

КАНТРИ Русская азбука
Светлана Волкова: Надо прочитать пару погонных метров исторической литературы, чтобы создать одну страничку Светлана Волкова: Надо прочитать пару погонных метров исторической литературы, чтобы создать одну страничку

Светлана Волкова о том, почему интересно описывать жизнь в предчувствии урагана

СНОБ
Лошадиная королевская фамилия Лошадиная королевская фамилия

«Моя леди Джейн»: кони и люди в альтернативной истории Англии XVI века

Weekend
«Девственницы-самоубийцы» по-питерски: как три сестры стали жертвами культа «Девственницы-самоубийцы» по-питерски: как три сестры стали жертвами культа

Как понять, что ваш близкий стал членом культа

Psychologies
Путешествия во времени и ядерный апокалипсис. Что ученые думают про фильмы Кристофера Нолана Путешествия во времени и ядерный апокалипсис. Что ученые думают про фильмы Кристофера Нолана

Вероятно ли воплощение научно-фантастических идей режиссера Кристофера Нолана?

СНОБ
«Дела» врачей «Дела» врачей

Есть ли кто ближе к телу правителя, чем личный врач?

Дилетант
Душа обязана убиться Душа обязана убиться

«Собиратель душ»: Николас Кейдж в главном хорроре года

Weekend
5 причин появления перхоти 5 причин появления перхоти

Давайте признаем: перхоть раздражает и расстраивает. Почему она может появиться?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении