О появлении современной науки: Великая дивергенция и благотворное влияние церкви

Знание – силаИстория

«Художества и науки» в Петербургской Академии наук 1724—1803

Андрей Викторович Келлер, доктор философии (Германия), доктор исторических наук, старший научный сотрудник Уральского федерального университета, г. Екатеринбург

Продолжение статьи, опубликованной в предыдущем выпуске «Предыстория появления "художеств" в Петербургской Академии художеств и наук» // Знание – сила. № 6/24.

Продолжим наш рассказ о появлении современной науки. В прошлый раз мы закончили на том, что Великая конвергенция, или схождение «художеств и наук» в XVI—XVII веках раннего Нового времени сменила Великая дивергенция, или расхождение последних в XVIII—XIX веках. Есть всегда настоящее, в котором актуализируется прошлое и из которого прорастает будущее. Во все времена происходит актуализация наследия человечества с разной интенсивностью и качеством. Современная наука выросла из античной натурфилософии и средневековой схоластики стран ислама и латинского Запада, где в занятия наукой интегрирована напрямую или косвенно цель доказательства существования бога и его познания как высшей сущности, истины, блага, природы, космоса, вселенной, проблема универсалий, т. е. общего и единичного. Поэтому влияние церкви можно назвать не только пагубным, но и благотворным, поскольку в результате тысячелетней традиции скрипториев в монастырских библиотеках1 спасено античное наследие научной мысли древней Греции и Рима: математика Пифагора (570—490 до н. э.), физика Аристотеля (384—322 до н. э.), геометрия Евклида (325—265 до н. э.), механика Архимеда (287—212 до н. э.), астрономия Птолемея (ок. 100 – ок. 170 н. э.). Топливо, необходимое для того, чтобы засияла сверхновая современной науки.

1. См., например, манускрипт «Сад наслаждений» (1195) с изображением круга «семи свободных искусств», созданный под руководством настоятельницы женского монастыря св. Одилии в Вогезах (Франция, Эльзас) Геррады Ландсбергской.

Упражняясь в искусстве каллиграфии и молитвы, участники монашеских братств погружались в состояние глубокого созерцания сущностей, тренируя новый тип концентрации и восприятия как глубокого внутреннего погружения, в то время как братства строителей готических соборов (первые масоны) формировали профессиональные навыки при создании планов постройки соборов – сложнейших инженерных сооружений своего времени, требующих комплексных математических расчетов, цветных витражей или вытачивания одной детали декора в течение нескольких месяцев или даже лет – под тихими, высокими и ажурными сводами «неба» (нефа) соборов совершалась кропотливая, едва заметная работа по тренировке руки и глаза мастера.

Изваяние Пифагора. Справа от него изображен Аристотель. Шартрский собор (1194—1260)

Французский философ и один из основоположников западной философии Рене Декарт писал, что «те мастера, которые занимаются тонкой работой и привыкли со вниманием устремлять взор на отдельные точки, благодаря упражнению приобретают способность в совершенстве различать сколь угодно малые и тонкие вещи»2. Тренировались тонкие настройки восприятия для работы с видимыми и невидимыми вещами – увидеть невидимое, абстрактное, понять метафизическое, трансцендентное. Смена оптики, перспективы, позволила впоследствии навести натренированный взгляд на природу и вещи, окружающие нас. Такой взгляд видит не только вещь как таковую, не только ее признаки и свойства, но и качества, пока невидимые и гипотетические, открывающиеся в ходе эксперимента и получения нового опыта. Так наука научилась «хватать бога за бороду».

2. René Descartes: Regulae ad directionem ingenii, 1628. / Рене Декарт: Правила для руководства ума. Перевод с латинского М. А. Гарнцева. // Рене Декарт. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., «Мысль», 1989. С. 106.

Спасенное античное наследие в монастырских скрипториях аккумулируется в виде знаний и бесценного опыта переосмысления античного наследия в богословском аспекте. Практики не только созерцания, но и обоснования существования бога (теодицеи), способствовали развитию духовных и интеллектуальных компетенций непосредственного восприятия, близких к абстрактному мышлению, способному выводить универсальные законы природы уже независимо от эмпирики (см. Иммануила Канта).

Эти умения руки и глаза, примененные в эксперименте, открытие учения об идеях Платона (420‑е – 340‑е до н. э.) и появление интеллектуального направления неоплатонизма, хотя и Аристотель никуда не исчез и оставался в сонме авторитетов древности, изобретение печатного станка и прямой перспективы в эпоху Возрождения привели к формированию новой эстетики и архитектуры знания (антропоцентризм и гуманизм), его стандартизации и тиражированию, созданию сети ученых, рождению Нового метода и Новой науки.

Стило, резец, карандаш и кисть в руках мастеров – творцов уникальных артефактов – стали основой средневековой культуры, сформировавшей в свою очередь опоры для фундамента, на котором была построена Новая наука, подобно второй достроенной башне готического собора после пожара, но уже в другом, более совершенном виде. Массовая лихорадка эпохи Возрождения по коллекционированию редких античных инкунабул, как и копирование и компилирование античных текстов, трансформировалась с изобретением печатного станка в формирование собраний печатных книг в больших монастырских и светских библиотеках. Началось фиксирование и исследование законов природы: коллекционирование артефактов в кунст- и вундеркамерах, создание анатомических кабинетов, каталогизация, классификация природы в альбомах, атласах и таблицах, систематизирующих и описывающих космос, прежде всего планеты Солнечной системы и ближайшие звезды видимого неба, флору, фауну, анатомию человека, географию. Появляется максимально реалистичная живопись с любовью к мельчайшим подробностям и деталям. Реализм живописи эпохи Возрождения отличается от условной средневековой живописи. Достаточно посмотреть на картины и гравюры Альбрехта Дюрера, голландский натюрморт XVI—XVII веков, фламандскую живопись первой половины XVII века, все искусство эпохи барокко, совпавшей со временем научной революции XVI—XVII веков, чтобы убедиться в этом.

Леонардо да Винчи стал воплощением образа ученого, соединившего в себе художника, механика, инженера, архитектора, экспериментатора. Перевод взгляда от символического и ирреального к реальному, конкретному, материальному, наглядному, позиционировал по-новому роль факта в науке, изменил кардинально жизнь вещи, позволил ей и разным формам телесности войти на полных правах в практику науки. Происходит обращение к мастерам: механикам, оптикам, часовщикам, инструментальщикам, строителям, химикам в мантии алхимиков, практики которых связаны с трансформациями вещества, материалами и производством вещей. Мир людей и мир вещей встретились в месте экспериментальной лаборатории, а мир символов, аллегорий и абстрактных понятий нашел свое выражение в человеческой телесности, географических, планетарных, звездных и космологических картах. Движение от бестелесного к телесному не означает, однако, грубый материализм XIX века. Это особое состояние восприятия на грани духовного и интеллектуального, теории и практики, созерцания и анализа, веры в бога и веры в науку, химии и алхимии, физики и метафизики, астрономии и астрологии, космологии и богословия, всемирной гармонии и музыки сфер, философского камня и эликсира жизни, вечного двигателя и первоначал природы, флогистона и эфира. На грани соединения всевозможных интеллектуальных, духовных и эстетических практик.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Робин из Локсли Робин из Локсли

О Робин Гуде сложены несколько десятков баллад

Дилетант
«Без технóты нет работы у пилотов». Обслуживание авиатехники «Без технóты нет работы у пилотов». Обслуживание авиатехники

Из каких этапов состоит техобслуживание летательных аппаратов

Наука и техника
Искусство и заказ Искусство и заказ

Как платное и недешевое искусство менялось вслед за запросами аудитории

Правила жизни
ДНК как вещдок, или без вины виноватый ДНК как вещдок, или без вины виноватый

К каким катастрофическим ошибкам может привести неверное толкование ДНК в суде

P.I.C. Partner In Crime
Оттенки неба Оттенки неба

Существует ли преломление воздуха? Откуда ночью синева и даже желтые оттенки?

Знание – сила
Михаил Шемякин: Я допускаю, что Высоцкий умер не сам Михаил Шемякин: Я допускаю, что Высоцкий умер не сам

Художник Михаил Шемякин о своем лучшем друге — Владимире Высоцком

СНОБ
Треугольник Карпмана в психологии: роли, примеры и пути выхода из деструктивных отношений Треугольник Карпмана в психологии: роли, примеры и пути выхода из деструктивных отношений

Как работает треугольник Карпмана в отношениях и как из него выйти?

Psychologies
Курица стала мамой для щенков, после того, как ее яйца съели Курица стала мамой для щенков, после того, как ее яйца съели

Трейси Хейл задокументировала невероятные отношения между ее собакой и курицей

ТехИнсайдер
Красная, черная, белая Красная, черная, белая

Вино, варенье и еще 8 заготовок из смородины

Лиза
Маргарита Терехова лишилась роли в Голливуде за то, что ударила чиновника Маргарита Терехова лишилась роли в Голливуде за то, что ударила чиновника

«Она — королева, а разве королевы другими бывают?..»

Караван историй
Снимите белое пальто: чем опасны хорошие люди и как не попасть в ловушку спасателя Снимите белое пальто: чем опасны хорошие люди и как не попасть в ловушку спасателя

Как избежать соблазна быть героем за счет других?

Forbes
Мой прадед, участник Великой войны Мой прадед, участник Великой войны

История генерал-майора Владимир Астафьев, типичного русского офицера

Знание – сила
Юлия Волкова: «Так получилось, что почти каждая моя роль — испытание» Юлия Волкова: «Так получилось, что почти каждая моя роль — испытание»

На «Фабрике» я, конечно, делала шоу. Меня называли девочка-скандал

Караван историй
Любимое занятие тигров и виды, о которых мало кому известно: 50 фактов о больших и чертовски красивых кошках Любимое занятие тигров и виды, о которых мало кому известно: 50 фактов о больших и чертовски красивых кошках

Тигры: большие кошки, которые не перестают нас удивлять

ТехИнсайдер
Юлия Галкина: «В кино самое главное — компания» Юлия Галкина: «В кино самое главное — компания»

Горжусь, я единственная актриса — кандидат наук

Коллекция. Караван историй
Вездесущий клещ Вездесущий клещ

Нина Тикунова поделилась своим видением клещевой проблемы в России и в мире

Наука
Маргарита Ленских: «Все герои должны работать на общую идею» Маргарита Ленских: «Все герои должны работать на общую идею»

Президент Гильдии кастинг-директоров — о том, как актеры получают роли в фильмах

Монокль
Тельное из рыбы Тельное из рыбы

Вереница рыбных яств русской кухни продолжается, и тельное тоже в деле!

КАНТРИ Русская азбука
С особым Шармом: как сегодня меняется отдых на знаковом египетском курорте всех времен С особым Шармом: как сегодня меняется отдых на знаковом египетском курорте всех времен

Как и почему отпуск в Египте снова вырывается в топ и авангард

Правила жизни
Статус или свобода: как разные поколения зарабатывают и тратят деньги Статус или свобода: как разные поколения зарабатывают и тратят деньги

Чем отличаются представления о ценности денег у разных поколений?

Psychologies
Остров спокойствия Остров спокойствия

Serenissima 1 — плод сотрудничества турецкой верфи и итальянского дизайн-бюро

Y Magazine
Мордвиновы Мордвиновы

Первый представитель рода Мордвиновых попал на Русь в статусе заложника

Дилетант
Первый молочный Первый молочный

Обзор АПК Республики Татарстан

Агроинвестор
Постройте свою деревню: простое упражнение, которое поможет стать счастливым без партнера Постройте свою деревню: простое упражнение, которое поможет стать счастливым без партнера

Обязаны ли мы быть счастливы в одиночестве?

Psychologies
От commodities к брендам От commodities к брендам

Как расширить присутствие российской продукции на внешних рынках

Агроинвестор
Что делать, если после загара облезла кожа: 5 способов ускорить процесс регенерации Что делать, если после загара облезла кожа: 5 способов ускорить процесс регенерации

Как восстановить кожу после сильного загара?

ТехИнсайдер
«Разоренный дом». Отрывок из романа Руби Намдара «Разоренный дом». Отрывок из романа Руби Намдара

Жизнь профессора идет своим чередом, пока не начинают посещать странные видения

СНОБ
Ингибиторы всасывания холестерина снизили риск развития рака печени Ингибиторы всасывания холестерина снизили риск развития рака печени

Прием ингибиторов всасывания холестерина связан со снижением риска рака печени

N+1
Вся надежда на русскую пчелу Вся надежда на русскую пчелу

Роспотребнадзор запретил ввоз пчел из Узбекистана, Казахстана и Киргизии

Наука
Спасибо, нет! Спасибо, нет!

Отказываем в неудобных просьбах без чувства вины

Лиза
Открыть в приложении