«Есть у вас слизняки, змеи, тарантулы?» — «Михаил Сергеевич, уже приготовили»

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Михаил Боярский: «Нужна только любовь, больше ничего»

«Меня знают все продавцы всех игрушечных магазинов Петербурга. Я прихожу и спрашиваю: «Есть у вас слизняки, змеи, тарантулы?» — «Михаил Сергеевич, уже приготовили».

Беседовала Наталья Николайчик

Фото: Андрей Федечко

Михаил Сергеевич, довольно долго у вас не было премьер в кино, а сейчас вышли целых два новых фильма «Гардемарины 1787. Мир» и «Гардемарины 1787. Война». Сначала зрители увидели их на большом экране и скоро посмотрят на телеканале «Россия»... К счастью, ваш француз де Брильи жив.

— Все так. Когда Светлана Сергеевна Дружинина предложила мне сниматься, я спросил:

— А в каком де Брильи качестве предстанет?

— Он личный враг гардемаринов. Как ты к этому относишься?

— С удовольствием.

Приехал в Москву, мне костюм показали, грим сделали, де Брильи уже в очень преклонном возрасте, но злости у него столько же, как и в молодости. Внешне он, конечно, очень изменился, и меня это устраивало, он седовласый, в очках, с огромной тростью с набалдашником. Ему пришлось много драться с Харатьяном, опять я каким-то образом взял шпагу и вскочил в седло. У меня нет особых трюков, но я ездил верхом и фехтовал, как в старые добрые времена, а в одной из серий даже спел романс «Голубка».

Михаил Боярский, Федор Гамалея и Александр Лазарев на съемках четвертой части «Гардемаринов», 2019 год. Фото: Павел Соседов

Сниматься было очень приятно, группа фантастичная. Светлана Сергеевна — вожак команды. Каждый человек стал родным — и костюмеры, и гримеры, и каскадеры, и операторы, и художники. Приезжать туда, где тебя встречают как старого знакомого или родственника, было истинным наслаждением. И гостиница, и питание, и машина вовремя — все очень удобно и продумано до мелочей. Удобные шезлонги для артистов стояли буквально на берегу моря. Мы в них и отдыхали, или ждали у моря погоды. Меня щадили, в воду практически не пришлось прыгать, а Харатьян с молодыми артистами в море побарахтались.

От съемок я получил огромное удовольствие. Мой самый главный лозунг в работе, как у врачей, — не навреди. И если не навредил в этом фильме, все нормально, я доволен. Светлана Сергеевна о моей игре говорит очень странную фразу: «Достойно, Миша, достойно» — это значит удовлетворительно, я так для себя эту оценку расшифровываю. Радует, что основной фокус в этом сценарии не на моей персоне, а на молодых, и львиная доля приключений ложится именно на их плечи, а я как воспоминание, как забытая мелодия, которая до сих пор еще звучит.

Михаил Боярский и Татьяна Лютаева в фильме «Гардемарины, вперед!», 1987 год. Фото: архив «7 Дней»

— Прекрасная забытая мелодия. Мне кажется, если бы вы захотели, снимались бы гораздо больше, потому что предложений у вас много.

— Предложения действительно есть, но, во-первых, это предложения не сыграть роль, а принять участие в проекте 25—30- или даже 90-серийном. Такое мне не по плечу, я уже просто не успею досняться, поэтому таких глобальных предложений не принимаю. Мне нужны локальные истории, я, например, не так давно с удовольствием согласился сниматься в дипломной работе у режиссера-дебютанта, небольшая роль, это 3-4 дня. Я играю вечного учителя, который преподает с 1912 года. Он все время в школе, его не видят ученики, только педагоги. А он, как и в прошлом веке, все преподает. Можно было отказаться, но это совсем молодая кровь, мне стало интересно. Когда я сказал, что согласен, парень был невероятно счастлив, не ожидал.

Еще мне предложили сняться в продолжении сериала «Нежность», первую часть которого снимала Анна Меликян. Это прекрасная история, в которой главным действующим лицом была Виктория Исакова, а сейчас главным действующим лицом стал странный персонаж, которого играет Евгений Цыганов. Это мужской взгляд. А я сыграл его противного соседа по палате в больнице, который ради своей любимой женщины устраивает скандал, чтобы ему дали другой матрас. И он действительно добивается матраса и приволакивает его ночью в палату к любимой, чтобы ей было удобнее. Это три или четыре дня работы, и тоже замечательная группа, прекрасные партнеры. Надеюсь, получится хорошо, мне очень понравилась первая «Нежность». Вот в таких историях я еще готов сниматься. Бонусом было то, что снимали относительно недалеко — в больнице на Пулковских высотах.

По сравнению с моим временем невероятно вырос комфорт на съемочной площадке, просто удивляешься. Отдельный вагончик для отдыха, гримерные столики, питание, к тебе приходят и спрашивают: «Что вы будете на первое, на второе, на третье?» Я не едок, не люблю есть на съемочной площадке, но зато там можно было курить где хочешь. Это для меня счастье. Обо мне все время пытались позаботиться: «Можно вам заменить кресло?», «А вам удобно?», «Вам не дует?», «Аккуратно, здесь ступеньки, позвольте, мы поможем» — как будто тебе 300 лет и над тобой издеваются.

Я очень сложно иду на контакт с молодежью. Вы мне скажите, что нужно, я вам это сделаю. Если не устраивает, предложу еще вариант. Попасть в яблочко очень сложно. Особенно я ощутил, насколько все изменилось, когда снимался у Жоры Крыжовникова в фильме «Самый лучший день!», там вся молодежь импровизирует, текст не учит, пять камер стоит, куда смотреть — не ясно. Я согласился там сниматься только из-за Инны Михайловны Чуриковой, но даже дав согласие, не понимал, чего от меня хотят, что за сценарий.

Я позвонил ей и спросил:

— Инна Михайловна, про что играть?

— Миша, да про любовь.

На этом разговор был закончен, ведь если Чурикова будет играть в этом фильме про любовь, тогда и мне сам Бог велел. Конечно, если бы мой хороший товарищ Василий Ливанов сказал: «Миш, нужно!» — я бы ему поверил, потому что мы с ним в одной тональности. Или если бы Алиса Бруновна Фрейндлих сказала: «Мишка, давай попробуем...» — я бы не усомнился.

— Вы говорили, что на площадке сейчас какие-то нереально комфортные условия, а какими они были раньше?

— Не было гримерных вагончиков, в жару — кондиционеров и так далее. Допустим, я приезжал в Ялту на съемки «Собаки на сене», вот Воронцовский дворец, там комната, в которой стоит стол и зеркало, — и все. И там рассаживаются Маргарита Борисовна Терехова, ваш покорный слуга и абсолютно все, кто снимается. Люди ходят туда-сюда, переодеваются.

Когда снимали «Трех мушкетеров», мы просто в автобусе сидели и нас гримировали. Конечно, когда работали в павильонах «Ленфильма» и «Мосфильма», сидели в гримерках, но на выезде всегда был нулевой комфорт. Но это меня не волновало. Периодически случались проблемы из-за непогоды. И это нормально, понимали все. Сейчас условия высшего класса, и операторская техника серьезно шагнула вперед, фильмы снимают с самых неожиданных ракурсов, даже с квадрокоптеров.

— Младшие внуки Андрей и Гриша видели ваши фильмы?

— Может быть, фрагментарно, но они не очень любят смотреть дедушку. Думаю, «Мушкетеров» они не смотрели целиком, разве что случайно по телевизору серию видели. Полагаю, они и мамины фильмы не смотрят, да и папины тоже. «Триггер» им точно смотреть рановато. Андрею только одиннадцать лет, Грише пять. У них айпад со своими мультипликационными героями. Они и в театры-то ходят не то чтобы очень охотно. Мы их водим на детские спектакли, но увлечения этим, слава Богу, нет ни у одного.

— Слава Богу?

— Конечно. Сегодня я у актерской профессии не вижу перспектив. Это больше такой коммерческий вариант, как желтая пресса. Нет фильмов, которые потрясают. Я когда маленьким был, посмотрел картину «Александр Невский», и до сих пор не могу отойти от впечатления, от музыки Прокофьева, от актеров, от чувства, которое возникает после. Таких фильмов сейчас просто нет. Одна реклама с утра до ночи «Повелителя ветра», но зачем мальчишкам это нужно, если у них в айпаде спецэффекты в сто раз интереснее? Взрослые, возможно, его посмотрят. Но детям, я не уверен, что он нужен. Или «Вызов»... Меня не интересует эта тема, понимаете? Я лучше посмотрю «Свадьбу» Чехова с Фаиной Раневской, Алексеем Грибовым и Осипом Абдуловым. Как они играют, мама дорогая! Я с радостью смотрю старые, записанные на пленку спектакли БДТ, например «Мещане». Туда окунуться, увидеть фильм Белинского «Мертвые души», где Луспекаев играет Ноздрева, — это наслаждение... Артистов не стало, стали звезды. Звезда сериалов, звезда рекламы, звезда титров.

Все забыли про такого гениального Олега Стриженова. А я думаю, он единственный, кто мог бы сыграть в «Оводе» и «Сорок первом». И то, что он не сыграл князя Болконского, для меня — трагедия.

Вот тогда были Артисты — от Юматова до Луспекаева... Будут ли такие еще? Для меня — нет... Ощущение, что как-то все помельчало. Вот Василий Борисович Ливанов сыграл роль Шерлока Холмса, но он не звезда сериала, а сам Холмс.

— Точно так же как вы д’Артаньян.

— Я ценю то, что было, и к этому уже привык. Но это все уже цветки из старого венка.

— Почему такая бешеная популярность была у «Трех мушкетеров»? Этот фильм стал легендой на долгие десятилетия.

— Вероятно, из-за материала, потому что все так привыкли к производственным темам и наелись героями социалистического труда, что сам материал был как глоток воздуха. А Дунаевский вселил в драматургию такую потрясающую романтику, просто с ума сойти. Это все равно что на зону, где одна баланда, принесли мороженое, пирожки и все что угодно, накрыли стол:

— Ешьте, развлекайтесь.

— И курить можно?

— Курите, все можно.

— И рюмочку?

— И рюмочку.

Мне за это попало, какой-то ветеран написал: «Что это Боярский поет — «Красавице и кубку...»? Это развращение молодежи!» А это и привлекало больше всего — оторванные от быта люди, которые ради любви, дружбы, чести и достоинства готовы на все что угодно. Но это Дюма, тут ничего не попишешь.

Хилькевичу повезло, что именно ему дали это снимать. Думаю, что многие режиссеры мечтали бы о таком материале...

— А вам повезло, что вы д’Артаньян?

— Конечно, повезло. Правда я не оценил этого предложения. Я понимал, что съемки в трехсерийном фильме — не два дня. Где-нибудь эпизод — вот это я понимаю. Идеально же было — сыграл небольшую ролишку в «Соломенной шляпке». Вот если так, пожалуйста. Миронов, Козаков, Фрейндлих и ваш покорный слуга вместе с самыми любимыми артистами в стране изображает какого-то синьора Нинарди, итальянского тенора. Один съемочный день! Вот это работа, вот это повезло — кругом звезды, ты рядом с ними, можно что-то спеть, пофехтовать, да еще и ехать никуда не нужно — все в ленинградском Доме композиторов снимают. И от любимого театра не отвлекает. Потому что тогда меня интересовал только Театр Ленсовета, только партнеры: Петренко, Фрейндлих, Равикович, Дьячков, а еще Гладков, Ливанов, и Таривердиев, и Колкер, и самое главное — сам худрук Игорь Петрович Владимиров.

Когда мне сказали:

— Вам нужно приехать в Одессу на пробы, — я ответил:

— Слушайте, никуда я не хочу.

Причем мне предложили на выбор Атоса или Арамиса. Я решил не ехать. Потом позвали на роль Рошфора, тоже не сдвинулся с места. А когда пришла телеграмма: «Приезжайте на пробы д’Артаньяна» — я съездил, попробовался и забыл. Только через полтора или два месяца пришел ответ: «Вы утверждены на роль д’Артаньяна».

Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский, Игорь Старыгин и Михаил Боярский на съемках фильма «Д’Артаньян и три мушкетера», 1978 год. Фото: архив «7 Дней»

Сниматься в ней должен был Высоцкий, но Владимир Семенович отказался, потому что уже работал в картине «Место встречи изменить нельзя»... Я могу представить, какой это был бы потрясающий д’Артаньян с его физикой, с его голосом и с его музыкой. Вышел бы другой фильм, может быть, в сто раз лучше. Но получилось так, как получилось.

Венька Смехов, Валька Смирнитский, Игорь Старыгин, Владимир Яковлевич Балон, Маргарита Терехова, которая снималась вместо Лены Соловей, и ваш покорный слуга — компанию Хилькевич собрал хорошую, но неспокойную. Я тогда не понимал, насколько мне повезло. По большому счету все в моей жизни — это счастливый случай, а не плод бессонных ночей и сумасшедшей работы.

— Много ли зависит от удачи в актерской судьбе?

— Девяносто процентов. Повезло, что первая моя большая роль состоялась в драматургии Вампилова, а не Тютькина. Что компания в его «Старшем сыне» была потрясающей — Леонов, Караченцов, Крючкова, Векслер, оператор потрясающий, режиссер Мельников. Когда меня утвердили на роль Сильвы, я думал, что всего достиг — что может быть выше?

Дальше все пошло само собой. Почему я попал на роль Волка в фильм «Мама»? Меня утвердили по фотографии: «Он на Волка похож». Да еще в паре с Гурченко! Ну, как это так случилось? Не знаю.

Михаил Боярский в фильме «Мама», 1976 год. Фото: «Советский экран»/Fotodom

Как я попал в фильм «Собака на сене»? Случайно. Был утвержден на роль Рикардо, которую в итоге играл Караченцов, костюм уже подготовили. Уехал на гастроли в Киев, приходит телеграмма: «Приглашаем вас на роль Теодоро». Кто он такой, я точно не знал, понятно было одно: он — главный персонаж, так и согласился.

Я был глупый, молодой, не задумывался, что будет дальше. Каждый раз роль получаешь, будто руку в мешочек с сюрпризами запускаешь. Достаешь — попал, попал, а потом зеро, опять зеро...

Но нужно, конечно, быть достойным того сумасшедшего подарка, который преподносит судьба. Представьте, дали д’Артаньяна — не сыграл. Дали Волка — не сыграл. Так ведь тоже могло быть. Нужно все-таки успеть вскочить в несущийся поезд и так, чтобы под колеса не попасть и доехать до нужного места.

Бывали у меня фильмы и не очень удачные, и не очень известные, но не менее дорогие. Например, «Комиссия по расследованию» Бортко, но зато я там рядом с Ефремовым. Это такое наслаждение. Потом «Тарас Бульба», отзывы на него пришли неоднозначные, но партнеры там потрясающие.

Михаил Боярский в фильме «Мосты», 1973 год. Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

Мой первый фильм «Мосты» вообще прошел незаметно. Его снимал режиссер Паскару на молдавской киностудии, я играл роль Гицу... Туда я попал случайно — приехал на пробы фильма «Романс о влюбленных» Андрона Кончаловского, уверенный в том, что это моя роль, ведь я волосатый, с гитарой. Не знаю всяких закулисных интриг, но утвердили не меня, а Киндинова. Зато меня заметила компания, которая подбирала артистов среди тех, кого выбросили от Кончаловского, и предложила сняться на молдавской киностудии. Я ничего не знал — ни сценария, ни режиссера, ни в Молдавии ни разу не был, — но я приехал в Кишинев и начал работать. Во время съемок многое понял в профессии — где камера стоит, где крупный план, где общий, как озвучивают картину — я никогда этого не делал прежде. И плюс денег заработал. После нищенской зарплаты в театре я получил 1200 рублей и ощутил себя миллионером.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зоя Федорова говорила: «Я всю жизнь любила только одного человека» Зоя Федорова говорила: «Я всю жизнь любила только одного человека»

Актриса Зоя Федорова прожила две жизни: взлет и когда Федорова вышла на свободу

Коллекция. Караван историй
Ученые назвали день, который мы не забываем никогда Ученые назвали день, который мы не забываем никогда

Почему, переживая травматические события, человек моментально их забывает

Psychologies
Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого» Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого»

Вы что? У вас есть артистка, которая хочет сама прыгнуть! Пользуйтесь этим

Караван историй
История другого континента: почему столица США — Вашингтон, а не Нью-Йорк История другого континента: почему столица США — Вашингтон, а не Нью-Йорк

Почему столица США «переехала» из Нью-Йорка в Вашингтон?

ТехИнсайдер
«Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши» «Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши»

Пианист Константин Купервейс рассказывает об Ирине Мирошниченко

Коллекция. Караван историй
Аральская описательная экспедиция А. И. Бутакова и ее штатный художник Аральская описательная экспедиция А. И. Бутакова и ее штатный художник

Опальный поэт Шевченко и его служба в экипаже «Константина»

Наука и техника
Верю в Веру! Воспоминания о Вере Васильевой Верю в Веру! Воспоминания о Вере Васильевой

Секретом здоровья и энергичности Веры Васильевой было отсутствие злости

Коллекция. Караван историй
Интригующие non-fiction новинки зимы: книги, которые прокачают мозг Интригующие non-fiction новинки зимы: книги, которые прокачают мозг

Зима — не время впадать в спячку и ждать до теплых дней

ТехИнсайдер
Светлана Колпакова: «После «Оттепели» я отказывалась от многих предложений в кино. Не хотелось понижать планку» Светлана Колпакова: «После «Оттепели» я отказывалась от многих предложений в кино. Не хотелось понижать планку»

Главное для меня — понимание роли

Коллекция. Караван историй
Заповедник: остров в море цивилизации Заповедник: остров в море цивилизации

Какую роль научная работа играет в жизни заповедников

Наука и жизнь
Николь Кидман: небесная звезда Николь Кидман: небесная звезда

Даже муж никогда не знает, что она вновь выкинет, какую вытянет карту из колоды

Караван историй
С верой в себя С верой в себя

У твоего возлюбленного заниженная самооценка: признаки, чем опасно и как помочь

Лиза
Коуч или психолог? Как выбрать эксперта для решения проблемы Коуч или психолог? Как выбрать эксперта для решения проблемы

Коуч vs психотерапевт? С чем идти к первому, а с чем — ко второму?

Psychologies
Женщина купила брошь за гроши, но украшение стоит десятки тысяч долларов! История удачи Женщина купила брошь за гроши, но украшение стоит десятки тысяч долларов! История удачи

Купленная на ярмарке брошь оказалась дизайнерским украшением

ТехИнсайдер
«Лучший день в моей жизни наступил в тюрьме»: что мы узнали из новой документалки о Джипси Роуз Бланшар «Лучший день в моей жизни наступил в тюрьме»: что мы узнали из новой документалки о Джипси Роуз Бланшар

Стоит ли внимания документальный фильм «Тюремные признания Джипси Роуз Бланшар»?

Правила жизни
Эми, Боуи и «битлы»: 10 отличных документальных фильмов о музыкантах Эми, Боуи и «битлы»: 10 отличных документальных фильмов о музыкантах

Лучшие фильмы, в которых столкнулись миры кино и музыки

Правила жизни
«Будущее как на ладони» «Будущее как на ладони»

«Эта вывеска привлекла мое внимание своей наглостью...» – рассказ Игоря Харичева

Знание – сила
Сын арабского принца. Как сепарироваться от родителей Сын арабского принца. Как сепарироваться от родителей

Может ли 17-летний юноша оставить свою довольно необычную мать?

СНОБ
«Мир поздней античности: 150-750 гг. н.э.» «Мир поздней античности: 150-750 гг. н.э.»

Жизнь Константинополя после падения Рима

N+1
Ключи от зазеркалья: как химики ищут среди отражений будущее фармакологии Ключи от зазеркалья: как химики ищут среди отражений будущее фармакологии

Синтез «зеркальных» молекул может дать новый толчок фармакологии

Forbes
«Природа советской власти: Экологическая история Арктики» «Природа советской власти: Экологическая история Арктики»

Как строились ГЭС на Кольском полуострове

N+1
Пневмония без температуры Пневмония без температуры

6 симптомов, по которым можно узнать пневмонию

Лиза
Крупнейших приматов в истории погубило изменение климата Крупнейших приматов в истории погубило изменение климата

Гигантопитеки не смогли приспособиться к более сухому и сезонному климату

N+1
«Непрерывная война с собой и другими»: 2 ошибки, которые допускают все на пути изменений «Непрерывная война с собой и другими»: 2 ошибки, которые допускают все на пути изменений

Правда ли добиться жизненных перемен можно, только если все время ломать себя?

Psychologies
Все мультфильмы студии Pixar от худшего к лучшему Все мультфильмы студии Pixar от худшего к лучшему

Расставляем по пьедесталу полнометражные работы «Пиксар» за все 30 лет

Maxim
Кащей из «Слова пацана» грозит «уничтожить» звезд Голливуда: что стоит за дерзкими высказываниями актера Кащей из «Слова пацана» грозит «уничтожить» звезд Голливуда: что стоит за дерзкими высказываниями актера

Что скандальное поведение может говорить о Никите Кологривом?

Psychologies
В Китае успешно клонировали макака-резуса В Китае успешно клонировали макака-резуса

Ученые из Китая усовершенствовали технологию переноса ядер соматических клеток

N+1
Оранжевое небо: почему Россия почти 20 лет крупнейший импортер мандаринов в мире Оранжевое небо: почему Россия почти 20 лет крупнейший импортер мандаринов в мире

О любви россиян к мандаринам рассказывает Forbes

Forbes
«Я вышла замуж не за того человека?»: личная история читательницы «Я вышла замуж не за того человека?»: личная история читательницы

Сказки о принцах и принцессах — плохое мерило для семейных отношений

Psychologies
«Ешь, когда голоден»: как перейти на интуитивное питание «Ешь, когда голоден»: как перейти на интуитивное питание

В чем преимущества интуитивного питания и как на него перейти?

Psychologies
Открыть в приложении