«Феминизм — это кровавый спорт»: как запустить женское медиа и не сойти с ума
В декабре в Австралии состоялась громкая премьера — сериал «Борьба» (Strife), частично основанный на автобиографии Мии Фридман, создательницы популярного в стране женского портала Mamamia. Она запустила сайт в начале 2010-х — и за долгие годы своей карьеры заработала и славу, и весьма спорную репутацию. Главный редактор Forbes Woman Юля Варшавская посмотрела сериал и рассказывает, почему работа в журнале для женщин действительно похожа на борьбу.
Главная героиня сериала Эвелин Джонс (блистательная Ашер Кедди, которую за талант и громкие роли называют «золотой девушкой австралийского телевидения») действительно все время проводит в борьбе: с обществом, долгами, медиа-рынком, бывшим мужем, коллегами, и главное, с самой собой. Мы знакомимся с ней в самый сложный для любого пишущего человека момент: она переживает страх «белого листа». Что совсем не вовремя — Джонс только что запустила онлайн-журнал для женщин «Жизнь Евы», который вырос из ее личного блога и успешной журналистской карьеры. Но за последние годы Эвелин пережила громкое увольнение и развод, которые серьезно подорвали ее уверенность в себе, да и общее моральное состояние. Когда-то она построила карьеру на ярких высказываниях о женских правах, но теперь как будто потерялась, а все вокруг ждут от нее моментального успеха.
И провала одновременно. Ведь на дворе 2012 год, в журнальном мире, с одной стороны, все бурно обсуждают «смерть бумаги» (что забавно вспоминать из 2024 года), а с другой, никто не понимает, как правильно делать онлайн-медиа: рекламодатели идут туда неохотно, а издатели только нащупывают форматы и потенциально кликабельные темы. Поэтому Джонс и ее крошечная команда, сидя в захламленном помещении с парой стульев и подсобкой вместо кабинета (за аренду которого они задолжали уже два месяца), круглосуточно пытаются понять, что будет интересно их читательницам: Lybia (Ливия) или labia (с англ. — половые губы). «Борьба», как и создание настоящего женского медиа, — это часто смех сквозь слезы.
В «Борьбе» очень важно понимать временной и социальный контекст: 2012 год некоторыми исследователями считается точкой отсчета для четвертой волны феминизма, которая развернется именно в социальных сетях и интернете в целом. Более или менее понятные сегодня для западного мира принципы толерантности, инклюзии, равноправия, новой этики, да и просто коммуникации по гендерным вопросам, в то время только начали формироваться. Поэтому в сериале очень достоверно показано, как редакция «Жизни Евы» мечется в попытках найти верные темы и интонацию, но постоянно делает ошибки.