Москва приняла меня со второго раза

Коллекция. Караван историйРепортаж

Зинаида Кириенко: "Мне кажется, встретив меня первый раз, Герасимов уже увидел во мне Наталью из "Тихого Дона"

Беседовала Анжелика Пахомова

осква приняла меня со второго раза. В 1952 году я поступила во ВГИК, на курс к Юлию Яковлевичу Райзману. Но приняли условно, то есть без стипендии и общежития. Когда я сидела и думала, как же быть, ко мне подошла Тамара Федоровна Макарова и сказала: "Поезжай домой, через год мы с Сергеем Аполлинариевичем будем набирать курс, он тебя возьмет". Что это было? Судьба? Сейчас, спустя много лет, я могу предположить уже тогда он присматривал актеров для "Тихого Дона", рассказывала Зинаида Кириенко в одном из интервью.

— Зинаида Михайловна, вы учились профессии в очень интересное время. Когда во ВГИКе растил таланты великий Сергей Герасимов. Когда вокруг была насыщенная творческая атмосфера. И, насколько знаю, вас в то время объединяла дружба с еще одной студенткой ВГИКа, Людмилой Гурченко...

— Да, мы попали вместе на курс к Сергею Герасимову. Так получилось, что сначала подружились. Но я не могу превозносить Люсю и петь ей дифирамбы. Она была противоречивым человеком, и я вспоминаю ее такой, какая она есть. А что касается меня, далеко не сразу получилось поступить. Но этот рассказ надо начинать издалека. Решение стать артисткой пришло, когда мне было лет пять. Позже я случайно прочитала дневники своей тети, приехавшей к нам погостить. В них тетя писала о том, как она стала цирковой артисткой. Тогда я узнала, что есть какой-то другой мир! И окончив школу, я отправилась в Москву, во ВГИК...

Зинаида Кириенко на съемках фильма «Судьба человека», 1959 год

— Помните свою первую встречу с Сергеем Герасимовым?

— Она произошла не сразу. Москва приняла меня со второго раза. В 1952 году я поступила во ВГИК, на курс к Юлию Яковлевичу Райзману. Но приняли условно, то есть без стипендии и общежития. Когда я сидела и думала, как же быть, ко мне подошла Тамара Федоровна Макарова и сказала: «Поезжай домой, через год мы с Сергеем Аполлинариевичем будем набирать курс, он тебя возьмет». Что это было? Судьба? Сейчас, спустя много лет, я могу предположить — уже тогда он присматривал актеров для «Тихого Дона».

— Получается, что уже тогда он примерял на вас эту роль?

— Да, мне кажется, встретив меня первый раз, Герасимов уже увидел во мне Наталью из «Тихого Дона». И вот 1953 год. Приемные экзамены во ВГИКе. Сколько было тогда желающих поступить? Пятьсот тридцать девять человек на место! Каждый хотел выделиться. Для меня приемные экзамены прошли довольно успешно, а на собеседовании Герасимов озадачил таким, казалось бы, простым, но сложным вопросом: «А почему ты решила стать актрисой?» Мне кажется, что на тех экзаменах я особенно не выделялась. Многим запомнилась Гурченко... Я не помню Люсю. Но рассказывали, что она пришла с баяном, в ярко-зеленом шелковом платье и с красными бантами на поясе и на груди. Как и я, она могла рассчитывать только на себя, ведь ее родителями были простые люди, мать — руководитель клуба, отец — баянист. Но именно поэтому она была подготовлена очень хорошо, лучше всех! Играла, плясала, пела, имитировала музыкальные инструменты. И вот мы приняты!

— А сколько всего человек тогда было принято?

— Двадцать три счастливчика, прошедших строгий отбор. Постепенно стали друг с другом знакомиться. Оказалось, что на курсе ни одного москвича. Кто откуда: я из Ставрополья, Люся из Харькова, был один туркмен, латышка Гуна Милевич. Только она могла соперничать с Люсей в игре на пианино. Но она исполняла Баха, Бетховена. А Люсю мы могли попросить: «Ну давай, сыграй что-то веселое!» Она садилась за инструмент, и аудитория оживлялась, кто-то начинал танцевать... Она умела произвести впечатление, внести свою веселую нотку, казалась открытой, простой... Очень скоро мы с ней подружились и доверяли друг другу все наши нехитрые тайны и переживания.

— Зинаида Михайловна, мне очень интересно, какие тогда были девушки, будущие актрисы... Могли ли подкраситься? Надеть каблучки? Или все было строго?

— Тут надо, наверное, сказать об атмосфере и нравах ВГИКа того времени. Девушки могли позволить себе немногое. Наши лица не знали косметики, выщипывать брови считалось дурным тоном, красить волосы или, к примеру, делать маникюр — тем более! А за курение могли сразу же отчислить с курса. Поэтому курящие девушки прятались в туалете, дымили в кабинках. Я тоже попробовала пару раз, но мне это не понравилось, к тому же я берегла голос. Скромными были и наши наряды — никаких декольте. Обычные нейлоновые платьица, заказанные в ателье или купленные в комиссионке. Правда сейчас, когда внуки смотрят мои фотографии тех лет, удивляются: «У тебя такие туалеты!» Да, выглядели мы неплохо! Хотя и получали весьма скромную стипендию.

Людмила Гурченко и Юрий Белов в фильме «Карнавальная ночь», 1956 год

Несмотря на принятые в институте ограничения, девушки проводили эксперименты с внешностью, и Люся в том числе. Однажды она перекрасилась в черный цвет, и ей это как-то сошло с рук. Но когда я, наоборот, немного осветлила волосы, случился большой скандал. Первым обнаружил мое «преступление» Сергей Аполлинариевич, мнением которого я дорожила. Идя к нему на репетицию, надела платочек. И в таком виде от начала до конца отыграла отрывок из «Тихого Дона», когда Наталья, узнав об очередной измене Григория, кричит: «Господи, покарай его!» Я сыграла очень хорошо и думала: «Сейчас Герасимов меня похвалит». Но он сказал: «Все свободны, а ты, Кириенко, останься». И тут я увидела, что мой платок лежит на полу, и поняла, что Герасимов заметил новую прическу. Он начал кричать на меня, строго отчитывать, не стесняясь в выражениях. Моя реакция была неожиданной для меня самой — я тоже начала кричать: «Не нужен мне ваш ВГИК, и ваш Шолохов, и ваша Москва, и вы!» В истерике упала на стол и зарыдала так громко, что в аудиторию стали заглядывать перепуганные студенты...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александра Урсуляк: «С возрастом становлюсь все смешнее и смешнее» Александра Урсуляк: «С возрастом становлюсь все смешнее и смешнее»

Иногда надо выплывать из своего аквариума в открытое море

Караван историй
Швейцарские ученые: слишком сильная мотивация мешает принимать рациональные решения Швейцарские ученые: слишком сильная мотивация мешает принимать рациональные решения

Точное влияние мотивации на мозг до сих пор неизвестно

Inc.
«Не можешь купить бриллианты, стекло не надевай», — говорила Людмила Зыкина «Не можешь купить бриллианты, стекло не надевай», — говорила Людмила Зыкина

Бедная деревенская девочка может достигнуть всего!

Коллекция. Караван историй
Как оживить отношения: 9 советов — примените в вашей паре Как оживить отношения: 9 советов — примените в вашей паре

Что делать, чтобы отношения оставались крепкими, а чувства свежими?

Psychologies
Александр Балуев: «Неважно, это любовь на всю жизнь или что-то мимолетное» Александр Балуев: «Неважно, это любовь на всю жизнь или что-то мимолетное»

Ощутил фантастическую нечеловеческую силу мысли, глядя на космический корабль

Коллекция. Караван историй
Отрывок из сборника мистических историй «Однажды темной зимней ночью...» Отрывок из сборника мистических историй «Однажды темной зимней ночью...»

Отрывок из сборника историй, вдохновленных Диккенсом и Джеймсом

СНОБ
Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь» Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь»

«Из этой девочки может получиться новая Любовь Орлова»

Коллекция. Караван историй
Пчелиный алкоголизм, слизняк-воришка и кетчуп как средство от облысения: 20 поразительных фактов со всего света Пчелиный алкоголизм, слизняк-воришка и кетчуп как средство от облысения: 20 поразительных фактов со всего света

Фобия Мадонны и универсальное средство от диареи и облысения

ТехИнсайдер
Илья Авербух и Лиза Арзамасова: Илья Авербух и Лиза Арзамасова:

Мы вообще не понимаем, что такое ссориться

Коллекция. Караван историй
Россия пытается справиться с ветром Россия пытается справиться с ветром

Приходится искать способы сохранить инфраструктуру ветроэнергетики

Эксперт
Георгий Эфрон. «Ни к городу и ни к селу — езжай, мой сын, в свою страну» Георгий Эфрон. «Ни к городу и ни к селу — езжай, мой сын, в свою страну»

Дневники Георгия Эфрона как отражение непростой жизни сына Марины Цветаевой

Караван историй
6 ошибок, которые ты совершаешь, когда наряжаешь елку 6 ошибок, которые ты совершаешь, когда наряжаешь елку

Как правильно наряжать ёлку?

Maxim
Городская среда Городская среда

Дубай полностью соответствует канонам арабской сказки

Правила жизни
Знаешь, все еще будет. Антон Уткин — о единении и улыбке в зуме Знаешь, все еще будет. Антон Уткин — о единении и улыбке в зуме

Режиссер Антон Уткин — о том, как сегодня поддерживать друг друга

РБК
Юрий Соломин: «Я человек эмоциональный, но по натуре — не диктатор, готов согласиться с другим мнением» Юрий Соломин: «Я человек эмоциональный, но по натуре — не диктатор, готов согласиться с другим мнением»

Интервью с художественным руководителем Малого театра Юрием Соломиным

Караван историй
Какой была культурная жизнь блокадного Ленинграда. Отрывок из книги Какой была культурная жизнь блокадного Ленинграда. Отрывок из книги

Отрывок из книги «Повседневная жизнь блокадного Ленинграда»

СНОБ
«Озорные частушки» Родиона Щедрина как эталонный комический балет «Озорные частушки» Родиона Щедрина как эталонный комический балет

Как появились комические балеты, чем они прославились

Forbes
Богатые и невезучие: 20 миллиардеров, попавших в паутину Сэма Бэнкмана-Фрида Богатые и невезучие: 20 миллиардеров, попавших в паутину Сэма Бэнкмана-Фрида

Внезапный крах FTX ударил по состояниям как минимум 20 богатейших людей мира

Forbes
Лицензии и другие сюрпризы: как вести бизнес в Объединенных Арабских Эмиратах Лицензии и другие сюрпризы: как вести бизнес в Объединенных Арабских Эмиратах

В Эмиратах есть важные нюансы, которые стоит знать при постройке бизнеса

Forbes
Почему зависть — хорошее чувство, рассказывает психолог-сексолог Почему зависть — хорошее чувство, рассказывает психолог-сексолог

Большинство считают, что зависть — плохое чувство, развенчиваем этот миф

VOICE
Северо-Кавказский федеральный округ Северо-Кавказский федеральный округ

Все чаще звучат планы сделать Северный Кавказ главным туристический регионом

Правила жизни
Секс-просвет, мутанты и монархия: 20 сериалов Netflix, которые нужно посмотреть каждому Секс-просвет, мутанты и монархия: 20 сериалов Netflix, которые нужно посмотреть каждому

Оригинальные проекты Netflix, на которые не жалко потратить драгоценное время

Правила жизни
Ёлочные человечки Ёлочные человечки

Хотим познакомить вас с теми, кто наделяет душой ёлочные игрушки

Новый очаг
«Не развращайте детей!»: 5 мифов о половом воспитании «Не развращайте детей!»: 5 мифов о половом воспитании

Развенчиваем мифы и сомнения вокруг полового воспитания

Psychologies
Абашова Абашова

Прима-балерина Мария Абашова триумфально вернулась на сцену родного театра

Собака.ru
«Независимость — бессознательный выбор»: диалог психоаналитиков о женском одиночестве «Независимость — бессознательный выбор»: диалог психоаналитиков о женском одиночестве

Почему женщины на самом деле одиноки?

Psychologies
Стабильность в эпоху потрясений Стабильность в эпоху потрясений

Как российские и мировые компании пытаются быть устойчивыми

РБК
Гений — это вы: инструкция для тех, кто ищет новое призвание Гений — это вы: инструкция для тех, кто ищет новое призвание

Моральное удовлетворение и успех напрямую зависят от реализации талантов

Psychologies
От печали до радости: что такое биполярное расстройство, как его распознать и как с ним жить От печали до радости: что такое биполярное расстройство, как его распознать и как с ним жить

Что такое биполярное расстройство, как его распознать и чем оно опасно?

Правила жизни
8 фэшн-правил, которые нужно нарушить, чтобы быть по-настоящему модной: мнение стилиста 8 фэшн-правил, которые нужно нарушить, чтобы быть по-настоящему модной: мнение стилиста

Развенчаем самые главные стереотипы об одежде

VOICE
Открыть в приложении