«Герой должен умереть молодым» — старая японская пословица. Он жил всего 54 года

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Формула любви Александра Абдулова

Беседовала Наталья Николайчик

Фотограф Валерий Плотников

«Герой должен умереть молодым» — старая японская пословица, переписанная множество раз многими великими. Он жил всего 54 года — смешная цифра. Впервые вышел на сцену в пять лет. У него был «Ленком» и множество фильмов. Он многое сыграл, еще больше — не сыграл. И еще сложный вопрос с любовью. «Трудно поверить, как такой мужчина, как Саша Абдулов, и вдруг обделен любовью. В это же поверить невозможно! Да не может такого быть! Но это было», — утверждает фотограф Валерий Плотников, которому принадлежат самые пронзительные и смелые портреты актера. «Он не верил в любовь», — считает его ближайшая подруга Елена Проклова.

— Валерий, вы же прекрасный физиогномист и человек тонкий и замечающий нюансы. Можете рассказать, каким был Александр Абдулов?

— К счастью, у меня сохранились не только впечатления, но и моя первая съемка Саши, где он молод и красив, как Феб. Студии у меня еще не было, и мы работали на моей кухне. Меня порадовало и поразило, насколько он хорош! Энергичный и прекрасный, казалось, вся жизнь, счастливая и победительная, будет принадлежать ему, он все преодолеет и заставит Ирочку Алферову полюбить его. Очень трогательно было смотреть на то, как он ее обожает и какая в этом присутствует горечь, потому что Ира позволяла себя любить. С ее стороны к нему не было такого захлеста и живого энергичного чувства, как у Саши.

Фотограф Валерий Плотников

— Когда мы общались с Ириной, меня удивило, что она не считала Абдулова красавцем, скорее наоборот.

— Ира просто предъявляла повышенные требования к Саше по всем статьям. Не только к внешности. И многие ее требования были обоснованными. Когда Саша увидел, что ничего не строится и не складывается так, как он хочет, стал себя разрушать. Я живу давно и видел несколько подобных трагедий, и не только у мужчин, но и у женщин, — когда человеку хотелось всем своим существованием как бы выкрикнуть: «Ах так! Жизнь ко мне несправедлива! Ну так я отомщу этой жизни, я ее разрушу до основания!» Нечто похожее происходило и с ним.

У меня такое впечатление, что, отчаявшись, он планомерно взялся себя уничтожать. Его загулы были оттуда. «Женщины бросаются на шею? Ну и пусть бросаются, не жалко!» А о том, что проигрывал сам и как человек, и как мужчина, он не думал. И в конечном итоге своего добился — разрушил себя. Это особенно ярко видно, если положить рядом фотографии первого и последнего Сашиного периода. Внешние изменения чудовищные. Это как себя надо не любить, чтобы довести до такого состояния! На первой фотографии было все, и в первую очередь обещание совсем другой — прекрасной — жизни. Той жизни, которой у него не было. Не сложилось, не срослось. Насильно мил не будешь — простая, жесткая, но справедливая формулировка, которая сломала многих.

Трудно поверить, как такой мужчина, как Саша Абдулов, — и вдруг обделен любовью. В это же поверить невозможно! Да не может такого быть! Но это было. Вся страна была бы счастлива с ним, а Саше нужна была Ирка...

Александр Абдулов с Ириной Алферовой и дочерью Ксенией, 1984 год. Фотограф Алексей Антоненко

— Зрители полюбили его, как только он появился в «Обыкновенном чуде». И это было окончательно, бесповоротно и до конца его дней. В чем заключалась тайна и магия Александра Абдулова?

— Саша был поцелованный Богом. Потрясающе удачно после ГИТИСа попал в театр Марка Захарова, лучший театр страны. Кстати, есть фотография, которую я сделал в кабинете Захарова, там Збруев, Янковский, Караченцов, Олег Шейнцис, Марк Анатольевич и кто-то еще. Я их специально загнал за диван у Марка в кабинете. И это было время такой концентрации таланта в театре, такая потрясающая атмосфера там и такие персонажи, что с ума можно сойти. Это сыграло огромную роль в жизни Саши.

— Вы ведь снимали его не только с коллегами, друзьями, но и с семьей.

— Да, вот известную фотографию, где Саша, Ирочка и Ксюша, их дочка, делали у Славы Зайцева. Он меня часто выручал, ведь для меня было проблемой, во что одевать артистов. У меня, например, есть фотография Караченцова, где Коля одет во все мое. На нем его только трусы и носки. Многие артисты не отличались хорошим вкусом. И в тот раз мы тоже пошли к Славке в мастерскую и там делали эту тройную фотографию, которую почему-то недавно показывали в программе об Абдулове или об Алферовой, комментируя, что это Слава Зайцев ее сделал.

— Абдулов был для Ксюши хорошим отцом?

— Ксюшу он любил как свою. Это были отношения отца с дочерью. Никаких комплексов, мол, это не мой ребенок, а какого-то другого мужика, а я теперь — отвечай, не было. Саша очень нежно и по-настоящему относился к Ксюше. Но и своих детей он очень хотел. Я не был свидетелем того, что Саша становился на колени перед Ирой и говорил: «Роди мне ребенка!» Но это было так очевидно — он мечтал, чтобы она ему родила!

Михаил Кокшенов, Александр Абдулов, Леонид Куравлев в фильме «Самая обаятельная и привлекательная», 1985 год. Фотограф Валерий Плотников

— Мне кажется, каким он был человеком, можно понять по фото Абдулова с Пельтцер в костюмах из «Поминальной молитвы». По ней видно, как он нежно к Татьяне Ивановне относится. Фотография уже стала классикой.

— Я для себя ее зову «Бабушка и внучек». Я сделал фотографию просто по наитию. До этого месяца три уговаривал Сашу, что надо бы сделать фото с Татьяной Ивановной, с «баушкой», как он ее называл. Я говорил:

— Она уйдет и ничего же не останется!

— Ну а как?

Действительно, нереально было ее снимать, потому что она тогда уже была сильно нездорова, ее привозили в театр на спектакль из больницы и после спектакля обратно.

Александр Абдулов и Ирина Алферова в фильме «С любимыми не расставайтесь», 1979 год. Фото: киноконцерн «Мосфильм»

Отношения их с Сашей были очень трогательными. Саша буквально перед каждым спектаклем с ней репетировал. Он говорил: «Баушка, баушка, мы выходим из правой кулисы, я делаю пять шагов, а потом что я тебе говорю?» И Татьяна Ивановна говорила, как студентка, которая должна сдать экзамен, но мало что помнит. «А ты мне что отвечаешь?» — спрашивал Саша. Она ему что-то говорила. И вот так перед каждым спектаклем. И я этим удивительным отношением Саши к Татьяне Ивановне был просто заведен. В результате построил подобие декорации в подвале театра, где было кафе. И мы в антракте на лифте аккуратненько, под локотки, свезли Татьяну Ивановну вниз, посадили возле этой условной декорации... Кстати, фотография снята незадолго до того, как он собрался меня убивать.

— Боже, какие страсти у вас кипели!

— Да, к сожалению... Все было прекрасно вплоть до одного события, к которому мы и приближаемся, когда Саша, спускаясь по ступеням театра Марка Захарова, сказал: «Плотников, я тебя убью». Причем не в шутку, а серьезно и сосредоточенно.

— Был повод?

— Я в свое время делал такую забавную и парадоксальную фотографию, на которой квартет — Леня Ярмольник, Саша Абдулов, Витя Иванов и Миша Перченко.

Эта фотография изначально делалась на память для Леночки Кореневой, которая, выйдя замуж за иностранца, уехала на ПМЖ (а в нашем понимании навсегда) в Америку. Были напечатаны два кадра размером 60 на 60, как будто конверт для несуществующей грампластинки, с надписью: «Группа-рок «Бедность не порок». В одном варианте, где они в заштопанных вещах, слово «БЕДНОСТЬ» написано крупно, а «не порок» — мелко. А в другом — наоборот. Все прекрасно, подарок сделан. Прошло время. И эта история обернулась совершенно катастрофически. В 1990 году стал выходить еженедельник «Экран и сцена», где Боря Берман работал заместителем главного редактора. Он знал об этой пикантной съемке и умолял: «Дай мне фотографии». Я отказывался, в итоге решил перехитрить Борю и сказал ему: «Эти фотографии публикуются только в паре, если ты берешь одну, то берешь и другую». Боря сказал: «Я напечатаю обе». Я в это не поверил, ни в какой редакции это было невозможно, и дал ему эти две фотографии. Но вскоре вышел «Экран и сцена», на первой полосе размером со спичечную коробочку напечатана фотография — они в одежде. А на последней во всю дурь — они обнаженные и подпись: «Они продали с себя все, чтобы подписаться на «Экран и сцену». Наверное, это смешно, но мне было не до смеха, просто почву из-под ног вышибло...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Джулия Робертс и три ее самых заветных желания Джулия Робертс и три ее самых заветных желания

Второй Джулии Робертс все еще нет как нет

Караван историй
Кочевая кузница Кочевая кузница

Путешествие в край шаманов за секретами якутских мастеров

Вокруг света
Семнадцать мгновений Победы Семнадцать мгновений Победы

Лиознова сняла не просто ленту, а культовую, всенародно любимую картину

Коллекция. Караван историй
США в долгах по шею, но пока не тонут США в долгах по шею, но пока не тонут

На фоне крестового похода Трампа вопрос госдолга США приобретает особую остроту

Монокль
Мария Михалкова-Кончаловская: «Каждый проходит через отречение, чтобы потом понять, насколько это ценный дар — семья» Мария Михалкова-Кончаловская: «Каждый проходит через отречение, чтобы потом понять, насколько это ценный дар — семья»

Неважно, кто твои предки. Параллели прослеживаются ведь в любой семье

Коллекция. Караван историй
Авианосцы ВМС Индии XXI века Авианосцы ВМС Индии XXI века

История постройки авианосца «Викрант»

Наука и техника
Юлия Хлынина и Алексей Гуськов. Разговор по душам Юлия Хлынина и Алексей Гуськов. Разговор по душам

Разговор актрисы Юлии Хлыниной с народным артистом Алексеем Гусковым

Караван историй
Нестандартные страховки Нестандартные страховки

В страховом бизнесе развиты необычные полисы под нестандартные решения

Ведомости
Митя Фомин: «Мечтаю полететь в космос!» Митя Фомин: «Мечтаю полететь в космос!»

«Все имеет свою цену. У успеха и признания, безусловно, есть обратная сторона»

Караван историй
Городские острова тепла вдвое снизили смертность людей из-за холода Городские острова тепла вдвое снизили смертность людей из-за холода

Городской остров тепла снижает смертность населения от холода на 51,5 процента

N+1
«Это ведь не считается!»: 3 неочевидных признака эмоциональной неверности, которые опасно игнорировать «Это ведь не считается!»: 3 неочевидных признака эмоциональной неверности, которые опасно игнорировать

Как понять, что вы вот-вот измените, пусть и не в стандартном понимании?

Psychologies
Самые скандальные Папы Римские: от средневековья до наших дней Самые скандальные Папы Римские: от средневековья до наших дней

Какие Папы Римские прославились вовсе не благодеяниями, а громкими скандалами

Maxim
Деликатная классика Деликатная классика

Сдержанный и интеллигентный интерьер в духе петербургской классики

SALON-Interior
Даниил Воробьев: «Урок» – это большой разговор с матерью через экран» Даниил Воробьев: «Урок» – это большой разговор с матерью через экран»

Даниил Воробьев о том, как «выгуливает» своих героев вне съемочной площадки

Ведомости
Экономисты описали выбор властей между «разумной достаточностью» и шоком Экономисты описали выбор властей между «разумной достаточностью» и шоком

Экономика оказалась между двумя сценариями поведения финансовых властей

Forbes
«При загрузке видео на платформу происходит некая магия» «При загрузке видео на платформу происходит некая магия»

Сергей Косинский об искусственном интеллекте и будущем медиа

Деньги
Созданы в России Созданы в России

Доля семян российской селекции в посевах приблизилась к 68%

Агроинвестор
Самокаты все ближе к потолку Самокаты все ближе к потолку

Рынок кикшеринга вырастет в 1,7 раза к 2027 г

Ведомости
Исследование показало, что видеоигры не оказывают негативного влияния на мозг детей, а наоборот, повышают их IQ Исследование показало, что видеоигры не оказывают негативного влияния на мозг детей, а наоборот, повышают их IQ

Дети, активно играющие в видеоигры, имеют высокий уровень умственной активности

Inc.
Что такое дунхуа: все о китайском аниме Что такое дунхуа: все о китайском аниме

С чего пошло зарождение китайской анимации?

Maxim
Доходное расхождение Доходное расхождение

Как продавцы маркетплейсов объяснят расхождения в налоговых декларациях

Ведомости
Как на облаке Как на облаке

Чистим матрас в домашних условиях

Лиза
Язык и окружающая среда: почему у одних народов больше слов для обозначения любви, а у других – для снега Язык и окружающая среда: почему у одних народов больше слов для обозначения любви, а у других – для снега

Как окружающая среда влияет на словарный запас?

ТехИнсайдер
Куда приводят мечты инженеров Куда приводят мечты инженеров

Маршрут выходного дня по Калужской области

Weekend
Почему карманы в мужских брюках глубже, чем в женских Почему карманы в мужских брюках глубже, чем в женских

Причины, по которым модельеры отказываются от глубоких карманов в женской одежде

ТехИнсайдер
Реклама для женщин: как фемвертайзинг ломает стереотипы и увеличивает прибыль брендов Реклама для женщин: как фемвертайзинг ломает стереотипы и увеличивает прибыль брендов

Почему фемвертайзинг становится трендом

Forbes
Оппонента не выбирают Оппонента не выбирают

Как изменилась политическая картина в Турции после ареста мэра Стамбула

Эксперт
Еда с повышенным содержанием расходов Еда с повышенным содержанием расходов

Что толкает цены на продовольствие вверх

Эксперт
Пожилые люди, которые потребляют белок три раза в день становятся сильнее Пожилые люди, которые потребляют белок три раза в день становятся сильнее

Потребление белка может помочь сохранить мышечную силу с возрастом

ТехИнсайдер
Возраст отдельных изображений Альтамиры оценили более чем в 20-30 тысяч лет Возраст отдельных изображений Альтамиры оценили более чем в 20-30 тысяч лет

Рисунки в пещере Альтамира могут иметь возраст в 20-30 тысяч лет

N+1
Открыть в приложении