В будущее возьмут не всех. Почему в России важно развивать креативные индустрии
2 июня в рамках деловой программы ПМЭФ в Санкт-Петербурге пройдет Форум креативного бизнеса. «Сноб» поговорил с его спикерами об экономике идей в России, роли женщин в креативных отраслях и важности развития творческих кластеров в стране
Гульназ Кадырова, замминистра промышленности и торговли
Участвует в сессиях «Что Россия придумывает сейчас?», «Социокультурные проекты: ТЕТРА как новый механизм развития креативных индустрий и государственно-частного партнерства» и «Креативные индустрии: статистика, экспорт и интеграция в мировую экономику», организованных при поддержке Минпромторга РФ
Постиндустриальная экономика предполагает переход к «экономике идей», «экономике знаний», «экономике творчества» или, как это называют сейчас, «креативной экономике», в которой основным фактором производства являются идея, новые знания и творческая активность. Научные разработки и исследования, искусственный интеллект, инновационные технологии и глобализация продукта — вот современные тренды. Нестандартная идея сегодня — одно из основных конкурентных преимуществ, а благодаря цифровизации и возможностям современных коммуникационных технологий успешная бизнес-идея может легко масштабироваться и охватывать все мировые рынки. Сфера креативных индустрий определяет новые виды социально-экономического взаимодействия и между государствами. Поэтому сегодня нам просто необходимо развивать креативную экономику. Мы уже работаем в этом направлении. Доля креативных индустрий в ВВП с 2016 года выросла с 3% до 5%. По данным АСИ, это более 4,8 трлн рублей.
Минпромторг РФ поддерживает направления креативных индустрий, имеющих промышленный характер. Например, способствует возрождению, развитию и сохранению народных художественных промыслов, а также помогает развитию проектов в области легкой промышленности, моды, дизайна, IT и других направлений креативного бизнеса. Однако очень важно, чтобы это была комплексная работа на уровне государства, включающая разработку новых законов и мер поддержки для каждой составляющей креативных индустрий.
Сергей Капков, директор Центра урбанистики экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
Участвует в сессиях «Что Россия придумывает сейчас?», «Креативные кластеры: глобальные тренды и отечественная специфика» при поддержке Союза креативных кластеров, «Социокультурные проекты: ТЕТРА как новый механизм развития креативных индустрий и государственно-частного партнерства» и «Креативные индустрии: статистика, экспорт и интеграция в мировую экономику», организованных при поддержке Минпромторга РФ
Креативные индустрии важно развивать во всей России, а не только в крупных городах. Этот сектор экономики напрямую зависит от людей. Обычно творческие люди переезжают туда, где есть какая-то поддержка государства, интересные бизнес-проекты. Нужно создавать условия в тех городах, где люди родились, чтобы у них было желание остаться и развивать свой край. Начинать следует с 15 городов-миллионников, с создания там творческих кластеров, а дальше распространять на всю Россию.