Киноиндустрия Южной Кореи от А до Я.
Что такое дорамы, почему актеры переигрывают и зачем в кадре столько насилия
Одни громко удивляются внезапной популярности корейских фильмов, другие доказывают, что вообще-то они уже лет 20 штурмуют мировые кинофестивали. Но в этом споре теряется главное — желание зрителя разгадать, как работает эта экзотичная киновселенная и за счет чего ей удается сохранять самобытность. Составили алфавит из главных понятий кей-кинематографа, которые помогут лучше понимать его и вдохновят познакомиться поближе.
А: Авторское кино
До «Паразитов» корейское кино воспринималось скорее как фестивальный продукт. В Венеции зрители в ужасе выбегали с показа скандального «Острова» Ким Ки Дука (2000), а потом умилялись лавстори бывшего заключенного и девушки с церебральным параличом из «Оазиса» Ли Чхан-дона (2002). В Каннах Квентин Тарантино завороженно смотрел кровавого «Олдбоя» (2003), который удачно попал в конкурс именно в год председательства режиссера. На Берлинале публика с интересом изучала портрет современной корейской женщины авторства Хон Сан-су в драмах «Ночью у моря одна» (2017) и «Женщина, которая убежала» (2020).
Парадокс в том, что в Южной Корее все эти ленты не считаются артхаусными: они авторские, но не совсем в том смысле.
В мировом прокате кей-фильмы редко собирают кассу, исключение — выстрелившие «Паразиты» ($266 млн). Основной заработок студии зависит именно от местного зрителя, поэтому режиссеры при всей своей самобытности ориентированы именно на него. Так, драма о корейской войне «Ода моему отцу» (2014) вошла в программу Берлинского кинофестиваля и при этом стала вторым кассовым фильмом в истории Южной Кореи на тот период, заработав в местной валюте более ₩110 млрд (по текущему курсу около $78 млн). Для сравнения: в том же году мультфильм «Холодное сердце» получил лишь ₩82 млрд ($57 млн. по текущему курсу).
Лидеров локального проката также часто выдвигают на «Оскар» в номинации на лучший иностранный фильм, например «Таксиста» (2017). А в 2023-м страну представит «Решение уйти» Пак Чхан-ука: режиссер признался, что мнение корейской публики для него намного важнее, чем успех в Каннах, где он получил приз за лучшую режиссеру.
Б: Блокбастер
Кино — одно из главных развлечений в Южной Корее. По данным аналитического агентства IHS Markit, в 2019 году корейцы посмотрели около 4,37 фильма на душу населения. Это один из самых высоких показателей в мире. Для сравнения: в том же году в США он составлял 3,51 фильма. При этом лидерами проката становятся не очередные «Мстители» и «Аватар», как в других странах, а ленты собственного производства — чаще всего боевики, научная фантастика и приключения. По опросам Корейской кинокомиссии, при выборе фильма корейцы почти не полагаются на имя режиссера, награды и мнение критиков — их больше интересует сюжет, жанр и актеры.
В 2014-м домашний прокат разорвала «Битва за Мёнрян» — исторический экшен про адмирала императорского флота, который поставил свои 13 кораблей против сотни японских. Фильм посмотрели 17 млн человек, на тот момент ⅖ населения страны, а сборы превысили бюджет в 11 раз (примерно ₩135 млрд или $95 млн по текущему курсу). В 2019-м к блокбастеру приблизилась «Экстремальная работа» — комедийный боевик про копов, которые жарят куриные крылышки под прикрытием. Обогнать «Битву» по просмотрам не удалось (16 млн зрителей), а вот касса набралась рекордная — более ₩139 млрд ($98 млн по текущему курсу).
Г: «Голубой дракон»
Корейский «Оскар», основан в 1963 году консервативным еженедельником Chosun Ilbo. В 1973-м корейское правительство ввело очередные экранные квоты, и качество фильмов сильно упало (см. Квоты), поэтому премию упразднили. Лишь в 1990-м «Голубой дракон» возродился: теперь за него отвечает газета Sports Chosun («дочка» Chosun Ilbo).
Blue Dragon Film Awards ежегодно проводится в конце ноября в Сеуле. Чтобы определить победителя, складывают голоса профессионального жюри и результаты онлайн-голосования зрителей. Из необычных номинаций — «Самый кассовый фильм» и награда за популярность (привет, «Оскар-2022»). В 2021 году в них отметился боевик о противостоянии Северной и Южной Кореи «Побег из Могадишо» и его звезда Ку Гё-хван.
Д: Дорама
Хотя термин и образовался от английского drama, им обозначают не полнометражные ленты, а азиатские сериалы. Причем жанры варьируются от рен-ай (романтика) до научной фантастики. Серии обычно длятся по 60–70 минут, а их количество ограничивается 12, 16 или 24 штуками, так что по формату это мало походит на «Санта-Барбару».
Еще до выхода «Игры в кальмара» (да, вы смотрели минимум одну дораму!) все пристрастились именно к дорамам из Южной Кореи: по данным Statista, на конец 2021 года 49% опрошенных считали кей-драмы популярными в их стране. Зрителям нравится смотреть не только на молодых корейских суперзвезд, но и на то, как живут обычные люди: как обставляют дом, чем питаются, что проходят в школе, на какие темы общаются. А вот у авторов дорам изначально была другая цель — между делом привить молодому поколению правильные идеалы. Поэтому персонажи занимаются спортом, чистят зубы даже на работе, не забывают про крем для лица и ведут себя по всем канонам конфуцианства (гуманизм, уважение к старшим, соблюдение иерархии).
Е: Еда
В корейском кино всегда есть еда, и она появляется в кадре неслучайно. Например, когда главный герой «Олдбоя» пожирает живого осьминога, он будто хочет почувствовать вкус жизни, которой 15 лет не знал в заточении. А для гангстера из «Шоу должно продолжаться!» рамен за пустым семейным столом становится символом его разлада с женой и дочерью.
Но чаще всего еда подчеркивает социальное неравенство. Так, в «Корёчане» дети избивают своих бабушку и дедушку за кусок картошки: во время японской оккупации она заменяла нищим рис. А пока в хвосте поезда бедняки грызут протеиновые пластины из насекомых, ближе к локомотиву богачи заказывают стейки и суши («Сквозь снег»). В «Паразитах» два мира сталкиваются в одной тарелке: госпожа Пак просит экономку добавить в лапшу быстрого приготовления мраморную говядину.
Ж: Женское ...
В Корее прошлого женщина была практически рабыней. В юности она должна была служить родителям, а после замужества — супругу и детям. Традиционное кино культивировало этот образ, и только в 1950-х все изменилось. Это было связано с новым положением женщин в обществе: после японской колонизации, раскола страны и последующей войны многие женщины остались без мужей, и им пришлось зарабатывать на жизнь самим. На экранах появились как сильные героини, которые достойно несли бремя матери и хозяйки, так и не менее сильные, но вынужденные выйти за рамки морали и торговать своим телом. Такие ленты считались исключительно женскими, и за излишнюю слезливость их презрительно называли «галошами».
В 1954-м вышел первый фильм женщины-режиссера. Пак Нам-ок снимала его с маленькой дочкой на руках, а из-за нехватки бюджета ей приходилось самой готовить еду для команды. В мелодраме «Вдова» она рассказала историю беженки с Севера, которая ищет деньги для учебы дочки, а находит несчастливую любовь. Режиссер также показала новое для страны явление — кореянок-проституток: только так подруга героини может заработать на жизнь и не стыдится этого. Зрители не оценили реализм и трагичный финал, и лента провалилась в прокате, так и оставшись единственной в карьере Пак Нам-ок. После съемок она развелась с мужем, переехала в Лос-Анджелес и создала журнал о кино Cinemafan. Лишь в нулевых ее вклад признали на мировом уровне: именем постановщицы назвали награду на Международном женском кинофестивале в Сеуле.