Что такое имперское и колониальное мышление? Как оно проявляется?

ForbesПсихология

Груз прошлого: что следует понимать под имперским и колониальным мышлением

Василий Легейдо

Победа при Плесси, в результате которой в течение следующего столетия англичане захватили контроль над Индией и Бирмой (Фото Wikipedia)

Обвинения оппонентов в имперском или колониальном мышлении — один из самых популярных риторических приемов в спорах о ситуации в мире. С его помощью журналисты, политики и национальные лидеры объясняют поведенческие паттерны и стратегии отдельных людей и целых государств: от пренебрежительного отношения к представителям «малых народов» до геополитических амбиций и экспансий. Специально для Forbes Life историк Василий Легейдо рассказывает, что стоит за этими понятиями.

Зачастую участники дискуссий, которые применяют обвинения в колониальном или имперском мышлении как критический аргумент, не могут четко объяснить, существует ли разница между этими понятиями и как именно они формируют социальные и политические тренды. Сложность работы с понятием «имперское мышление» во многом объясняется тем, что его используют для объяснения как личных взглядов отдельных людей, так и действий государств или режимов.

В первом случае речь как правило идет о тех, кто так или иначе ставят себя выше других по признаку происхождения. Проявляется такое отношение не в форме открытой ненависти, как в случае расизма или шовинизма, а в форме социальных практик, утверждающих привилегированное положение одного человека или народа над другим. Другими словам, имперским мышлением называют поведение представителей одной социальной группы, которые необязательно выражают открытую ненависть к представителям другой, но своими действиями и риторикой подчеркивают превосходство над ними.

Носители имперского мышления в подобной интерпретации могут считать оправданным вмешательство своего государства в чужую политику на правах «старшего соседа» или пытаться «просвещать» людей другого происхождения о «благах цивилизации» — по аналогии с тем, как европейские колонисты и миссионеры насаждали свои порядки, традиции и мировоззренческие установки коренным народам других континентов. Порой такое отношение принимает форму заботы, которую представитель привилегированной группы навязывает «соседям» или «дикарям», независимо от их желаний и потребностей.

Понятие «имперское мышление» применительно к государствам часто используют, чтобы объяснить ситуацию, когда власти одной страны пытаются навязать «заботу» другой или «взять под крыло» чужой народ. И в случае отдельных людей, и в случае политических систем носители имперского мышления имплицитно постулируют свое право выступать носителями знания, силы, культурных и интеллектуальных ценностей, а также право транслировать эти ценности, воздействуя на чужие взгляды и практики.

Миф о благородном дикаре как форма имперского мышления

Склонность к имперскому мышлению как характеристика этнической группы подразумевает не только определенную модель поведения, направленную на представителей других групп, но и способ самоидентификации или осмысления самих себя. Речь идет не только о том, что один человек считает себя и своих соотечественников более умным или цивилизованным, чем остальные, но и о том, что подобная установка столетиями формировалась как социальная и историческая норма для народа, к которому он относится.

Английские и французские переселенцы, заселявшие Северную Америку в XVII и XVIII веках, прибывали на другой континент уже со сложившейся системой представлений о мире, согласно которой по развитию и «цивилизованности» они превосходили местных жителей.

«Колонисты представляли индейцев как «естественных людей», живущих в доцивилизационном «природном состоянии», — писал американский антрополог Дэвид Бидни. — Цивилизация понималась как историческая система верований, обычаев и институтов, которые накладывались на естественное состояние человека. Переселенцы искренне видели свой долг в том, чтобы донести блага религии и цивилизации до дикарей и гуманизировать их в соответствии с идеалами и практиками европейской культуры. В результате христианский гуманизм и миссионерское рвение тесно переплетались с империализмом и торговыми интересами покорителей Нового Света».

Индейцы встречают Колумба. Старинная гравюра (Фото Wikipedia)

Колонисты предполагали, что коренные американцы добровольно и охотно примут блага цивилизации, как только поймут, в чем они заключаются. Тогда европейцы и «дикари» смогли бы мирно сосуществовать. Автор исследования «Иезуит и дикарь в Новой Франции» Дж. Х. Кеннеди отмечал, что пытавшиеся внушить свои представления о мире и человеке миссионеры относились к своим ученикам как к объектам исследования. Обычаи и культура «дикарей» вызывали у европейцев искренний интерес, но лишь в том смысле, в каком посетителей музея может интересовать устройство первобытного общества.

Миссионеры не ненавидели представителей коренных народов, как нацисты — евреев, а расисты — темнокожих людей, однако их представления о «дикарях» все равно формировались в рамках определенной иерархии. На ее вершине располагались образованные, цивилизованные и гуманистичные европейцы, а низшая ступень отводилась дикарям. Последние носили странные головные уборы, проводили непонятные ритуалы и поклонялись богам, о которых ничего не слышали в Старом Свете. Миссионеры следили за ними как за высокоразвитыми приматами, но рассчитывали со временем преобразить своих подопечных, чтобы те переняли их взгляды, обычаи и верования.

Подобное отношение, с одной стороны, формировалось под влиянием установок эпохи Просвещения, предполагавших господство рационализма и научной картины мира, а с другой — в русле христианской религии, которая мотивировала проповедников распространять Слово Божие ради спасения заблудших душ. То, что сейчас считают имперским мышлением, несколько веков назад уместнее было бы назвать симбиозом мышления научного и религиозного.

Один из самых ярких примеров того, как добродушно, но одновременно снисходительно и свысока носители этого типа мышления относились к другим народам, можно считать образ благородного дикаря. Активно использовавший этот концепт французский философ XVIII века Жан-Жак Руссо с его помощью иллюстрировал врожденную чистоту человека до соприкосновения с цивилизацией, пока его еще не развратили многочисленные соблазны просвещенного общества.

В отличие от радикальных шовинистов, которые в разные времена презирали тех, кого считали дикарями, и проявляли против них агрессию, сторонники мифа о благородном дикаре, наоборот, обращали внимание не на жестокость и примитивность коренных жителей, а на их положительные качества. Несмотря на вроде бы доброжелательное отношение к «дикарям» интеллектуалы эпохи Просвещения все равно маркировали их как «варваров» и «первобытных людей». Осмысление других народов через призму мифа о благородном дикаре во многом привело к укреплению и распространению типа мышления, который в наше время считается имперским.

«Они живут в безмятежности, неподвластной неравенству условий, — писал про австралийских аборигенов рассуждавший в духе Руссо британский моряк и путешественник Джеймс Кук. — Они живут в согласии с землей и морем и получают от них все, необходимое для жизни. Они не жаждут великолепных домов и богатств, наслаждаются приятным климатом и чистым воздухом, поэтому практически не нуждаются в одежде».

Рассуждая о поведении и обычаях коренных народов, Кук пришел к выводу, что те «намного счастливее, чем мы, европейцы». И хотя в XVIII и XIX веках образ благородного дикаря противопоставлялся стереотипу об аборигенах как об опасных и жестоких существах, в действительности он основывался на аналогичных предрассудках.

Капитан Джеймс Кук вступает во владение Новым Южным Уэльсом от имени Британской короны, 1770 год (Фото Ann Ronan Pictures·Print Collector·Getty Images)

«И те, и другие представления подразумевали, что коренные народы мира пребывали в естественном, примитивном, отсталом состоянии, то есть выступали древними предками «современного человека», младенцами рода человеческого, — объясняет историк Хелен Гарднер. — Временные метафоры сформировали социальные отношения колониального периода».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

8 токсичных фраз, которые люди с высоким эмоциональным интеллектом советуют никогда не использовать 8 токсичных фраз, которые люди с высоким эмоциональным интеллектом советуют никогда не использовать

Фразы, которые люди с высоким эмоциональным интеллектом не используют

Inc.
Доставка жизни: 4 факта о донорстве костного мозга Доставка жизни: 4 факта о донорстве костного мозга

Что такое донорство костного мозга?

Вокруг света
Наследники по прямой: как юное поколение распорядится капиталом в $20 трлн Наследники по прямой: как юное поколение распорядится капиталом в $20 трлн

Мир переживает самую массовую передачу капитала от одного поколения другому

РБК
«Лишь тогда она достигнет полноты…» «Лишь тогда она достигнет полноты…»

Послереволюционная русская эмиграция — одна из самых драматичных страниц ХХ века

Дилетант
Люди не знали, над кем смеялись: история самого известного «дурачка» XX века Люди не знали, над кем смеялись: история самого известного «дурачка» XX века

Шлитци Сёртис — артист уличного цирка, страдавший микроцефалией

ТехИнсайдер
Компенсация за негатив: 5 историй о людях, которых спасают деревья Компенсация за негатив: 5 историй о людях, которых спасают деревья

Зачем люди сажают деревья?

Psychologies
Как справиться с паническими атаками на фоне информационного негатива Как справиться с паническими атаками на фоне информационного негатива

Как справляться с информационной интоксикацией, не выпадая из новостной повестки

Psychologies
«Предпринимателю нужно быть немного тупым»: Антон Гладкобородов о передаче Coub, закрытии Fridge No More и новом проекте «Предпринимателю нужно быть немного тупым»: Антон Гладкобородов о передаче Coub, закрытии Fridge No More и новом проекте

Главное из интервью серийного предпринимателя Антона Гладкобородова

VC.RU
Что такое зомби-клетки и чем они могут быть опасны для нас Что такое зомби-клетки и чем они могут быть опасны для нас

Что стоит за процессом старения и можно ли повернуть его вспять?

Лиза
Порка, связывание и фетиши: что я увидела на кинки-вечеринке Порка, связывание и фетиши: что я увидела на кинки-вечеринке

Зачем люди ходят на вечеринки чувственного опыта?

Psychologies
Дать себе волю Дать себе волю

Отчего же мы не спешим упражняться в управлении своей жизнью?

Psychologies
Свой человек Свой человек

Сергей Корсаков — о невероятном опыте съемок, яхтинге и фильме «Вызов»

OK!
Переключать код: как помочь детям освоить новый язык и сохранить русский в эмиграции Переключать код: как помочь детям освоить новый язык и сохранить русский в эмиграции

О трудностях и возможностях языковой адаптации в эмиграции

Forbes
«Охотники за искусством»: как любители собирали живопись «Охотники за искусством»: как любители собирали живопись

Анастасия Винокурова рассказала о феномене коллекционирования в СССР

Культура.РФ
С вниманием к деталям С вниманием к деталям

Интерьер квартиры, где ярко выражен фирменный стиль студии Geometrix Design

SALON-Interior
5 причин, почему быстрая зарядка может разочаровать 5 причин, почему быстрая зарядка может разочаровать

Быстрая зарядка: какие проблемы могут вас ждать

CHIP
Мыслите консервативно? Вот что вам надо изменить, чтобы повысить креативность! Мыслите консервативно? Вот что вам надо изменить, чтобы повысить креативность!

Оказывается, креативность можно тренировать!

ТехИнсайдер
7 знаковых моментов Gucci под руководством Алессандро Микеле, которые мы запомним 7 знаковых моментов Gucci под руководством Алессандро Микеле, которые мы запомним

Gucci под руководством Алессандро Микеле: модная эпоха, которую мы запомним

Правила жизни
Береги грудь Береги грудь

13 факторов, повышающих риск развития рака молочной железы

Лиза
Простой рецепт венгерского гуляша от шеф-повара Простой рецепт венгерского гуляша от шеф-повара

Александр Белькович рассказывает, как приготовить суп с тысячелетней историей

VOICE
Одна вокруг света: дорога в никуда и рассвет в джунглях Одна вокруг света: дорога в никуда и рассвет в джунглях

192-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: Манаус

Forbes
Стресс налицо... Стресс налицо...

Переживания неизбежно отражаются на нашем облике

Лиза
Александр Ведяхин: «Сегодня рынок акций отражает геополитические риски» Александр Ведяхин: «Сегодня рынок акций отражает геополитические риски»

Александр Ведяхин о том, как новые условия влияют на частные инвестиции

РБК
Тест Omoda C5: китайцы взломали код Тест Omoda C5: китайцы взломали код

Omoda C5: несмотря на мелкие недочеты, модель показывает класс

Maxim
Царь-вещи России: от книги в 10 тысяч листов до килограммовой монеты Царь-вещи России: от книги в 10 тысяч листов до килограммовой монеты

Книга из десяти тысяч листов, многотонный колокол и другие царь-предметы

Культура.РФ
«Я благодарен всем хейтерам» «Я благодарен всем хейтерам»

Мы поговорили с артистом SHAMAN о его непростом пути к славе

OK!
Ольга Виниченко: Ольга Виниченко:

Удача, талант, труд — это составляющие успеха

Коллекция. Караван историй
Кровные узы: история про братьев и непрощенную обиду Кровные узы: история про братьев и непрощенную обиду

Как пережить обиду близкого человека?

Psychologies
Улыбаемся и машем! Улыбаемся и машем!

Про Мадагаскар можно рассказывать долго — и не сказать ничего

Y Magazine
6 шагов к легкой рабочей неделе: проводим воскресенье правильно 6 шагов к легкой рабочей неделе: проводим воскресенье правильно

Что стоит сделать в воскресенье, чтобы облегчить начало трудовых будней?

Psychologies
Открыть в приложении