Последний из рода Юсуповых
В 1900 году супруги Зинаида Николаевна и Феликс Феликсович Юсуповы составили завещание о передаче своих бесценных коллекций государству "в случае внезапного прекращения рода". Довольно странный поступок для родителей, имеющих двух наследников.
![](https://cs.kiozk.ru/content/rbw/qsb/pjx/h2gyoqahysrj58f1muwjhbm/art/65481/q3h8xpgt.jpg?v=1&temp_url_sig=3ZVdqr-53SAecW73JCC8kg&temp_url_expires=1738957767)
Коляска остановилась на широком парадном дворе. «Бывали ли вы в Архангельском? — вспомнились художнику слова Герцена. — Ежели нет, поезжайте...» От увенчанного бельведером дворца навстречу уже спешила хозяйка имения Зинаида Николаевна, женщина редкой красоты и большой культуры: «Валентин Александрович! Давно вас ждем».
Княгиня заказала Серову портреты мужа и сыновей, пригласив его летом 1903 года поработать в родовом имении Архангельское.
Князья Юсуповы — представители древнего ногайского рода, принадлежали к высшему слою российской аристократии, в течение нескольких столетий занимали высокие должности и входили в число знатнейших семейств империи.
Зиму супруги проводили в Петербурге, лето — в своей знаменитой «подмосковной», куда наезжали многочисленные родственники и друзья, причем некоторые задерживались на весь сезон. На флагштоке поднимали белый флаг с изображением геральдического льва из фамильного герба, и Архангельское оживало. Зал с ротондой распахивал стеклянные двери в парк, и гости неизменно восхищались открывающейся перспективой: террасы и длинный газон, обрамленный статуями, тянулись к горизонту и терялись в синей дали леса. Дни проходили в прогулках, пикниках и чаепитиях в саду под липами. Без конца устраивали праздники, балы, ярмарки, в старинном театре разыгрывали пьесы.
Иронично относящийся к титулам и богатству, не терпящий поучений в искусстве даже от императорских особ, ершистый Серов чувствовал себя здесь на удивление легко и свободно. В строчках, адресованных жене, он восхищался и усадьбой, и деликатностью хозяев: «Архангельское со старинным садом, выстриженными деревьями и отличным видом на другую сторону реки Москвы — все же очень и очень великолепно... Прием был весьма любезен как с его, так и с ее стороны».
Портрет Зинаиды Николаевны к этому времени был уже им написан в юсуповском дворце на Мойке, так что основными «моделями» стали мужчины, и первой — глава семейства. «Князь скромен, хочет, чтобы портрет был скорее лошади, чем его самого...» — сообщал Серов жене. Его кисть сумела передать и буйный нрав арабского скакуна, и сдержанную важность всадника. Князь остался доволен и, по словам Валентина, «в разговоре о портретах изволил заметить, что о цене не спрашивает» — сколько художник назначит, столько он и заплатит.
![](https://cs.kiozk.ru/content/rbw/qsb/pjx/h2gyoqahysrj58f1muwjhbm/art/65481/aa6fnmrx.jpg?v=1&temp_url_sig=hJUu088Th42jiIBjlueKOg&temp_url_expires=1738957767)
![](https://cs.kiozk.ru/content/rbw/qsb/pjx/h2gyoqahysrj58f1muwjhbm/art/65481/mi51rciz.jpg?v=1&temp_url_sig=MC4BAxPuHcWjReSZA4l5aA&temp_url_expires=1738957767)
Наблюдательный гость быстро подметил, что супруги — люди очень разные: она — открытая, приветливая, жизнерадостная, он — молчаливый и довольно угрюмый. Но без сомнения, они были сильно привязаны друг к другу. В свое время их романтическая история наделала в Петербурге много шума.
Наследница огромного состояния княжна Зайдэ, как называла Зинаиду Юсупову сестра Татьяна, мечтала выйти замуж только по любви. Отец же, гофмейстер двора Николай Борисович, считал, что брак — дело серьезное, и прочил в зятья претендента на болгарский престол Александра Баттенберга. Не желая огорчать папеньку, девушка согласилась познакомиться с потенциальным женихом. Баттенберга сопровождал молодой русский офицер граф Феликс Сумароков-Эльстон, в обязанности которого входило представить принца будущей невесте и откланяться. Но «откланяться» пришлось Баттенбергу: Зинаида с первого взгляда влюбилась в статного красавца-кавалергарда. Тем же вечером изумленный Феликс записал в дневнике: «Кажется, ко мне неравнодушны...» Да и сам он не остался безразличным к Юсуповой и вскоре сделал ей предложение. Свадьба, состоявшаяся весной 1882 года, вызвала недоумение света: отчего первая красавица империи, да еще с таким приданым, пошла под венец с этим солдафоном? Однако жених оказался не так уж прост. Его отца, Феликса Николаевича Эльстона, считали внебрачным сыном прусского короля Фридриха Вильгельма IV и фрейлины Екатерины Тизенгаузен, внучки фельдмаршала Кутузова. Женился он на Елене Сергеевне Сумароковой, присоединив к своей фамилии фамилию исчезнувшего рода Сумароковых и графский титул. У Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича родились четверо мальчиков, но двое скончались в младенчестве.
...На другой день Зинаида Николаевна нашла Серова на верхней террасе, тот увлеченно зарисовывал портик с балюстрадой и вазонами.
— Какой благословенный уголок, — улыбнулся Валентин хозяйке.
— Я обещала познакомить вас с усадьбой. Начнем, пожалуй, с Большого дома. Обилие застекленных дверей и окон свидетельствует, что он задумывался как летний дворец...
![](https://cs.kiozk.ru/content/rbw/qsb/pjx/h2gyoqahysrj58f1muwjhbm/art/65481/dgkhsd0a.jpg?v=1&temp_url_sig=wlns7-zhCzPhs717rLPv3w&temp_url_expires=1738957767)
Далее Серов узнал, что Архангельское известно еще со времен Ивана Грозного. Упоминание об имении, тогда местечко называлось Уполозы Горетова стана Московского уезда, встречается в письменных источниках за 1584 год. В течение трех столетий ее владельцами были князья Одоевские, Черкасские, Голицыны. Последние заложили основы архитектурно-паркового ансамбля, выстроили дворец, но вдова Николая Алексеевича Голицына, Мария Адамовна, выставила усадьбу на продажу — к тому времени она именовалась Архангельское по храму Михаила Архангела, возведенному в шестидесятые годы XVII века. К владению присматривались Нарышкины и Вяземские, однако сочли «слишком великолепным», да и цена кусалась — двести сорок пять тысяч ассигнациями.
Шестого октября 1810 года была составлена купчая на приобретение Архангельского князем Николаем Борисовичем Юсуповым, одним из последних блестящих екатерининских вельмож. Он получил прекрасное образование и говорил на пяти языках, слыл ценителем и знатоком художеств и имел в Европе обширные знакомства с художниками, писателями, философами, в том числе с Вольтером, Дидро и Бомарше.
![](https://cs.kiozk.ru/content/rbw/qsb/pjx/h2gyoqahysrj58f1muwjhbm/art/65481/wxlqce2j.jpg?v=1&temp_url_sig=h70KGGkSEm9n2HVWCXkpGw&temp_url_expires=1738957767)
Юсупов возглавлял дирекцию Императорских театров, а также с 1792 года казенные фарфоровый и стеклянный заводы и шпалерную мануфактуру. При Павле I в его ведении был Эрмитаж с императорскими художественными коллекциями, а с 1814-го — Экспедиция кремлевского строения с Оружейной палатой. Богатство князя было столь огромно, что он и сам не знал его истинных размеров и не мог без записной книжки перечислить все свои владения.
В Архангельском Николай Борисович завел хрустальный и фарфоровый заводы, разбил ботанический и зоологический сады, создал крепостной оркестр и театр, декорации для которого писал итальянский художник и архитектор Пьетро Гонзаго. Мрамор для усадебной скульптуры Юсупов заказывал на каррарских каменоломнях — тот самый, из которого ваял Микеланджело.
— Ну и размах был у вашего блистательного предка, — восхитился Серов.
— Да, денег на Архангельское он не жалел. Чтобы купить у вдовы Голицына это имение, продал один из своих петербургских дворцов, что на Фонтанке, построенный Джакомо Кваренги. Часть вырученных средств пустил на обустройство парка.
Гости «подмосковной» не переставали удивляться юсуповским затеям: вольеру с фазанами и павлинами, зверинцу с верблюдами и ламами, пеликанам на берегу пруда и редким растениям в оранжереях и саду. Особую ценность усадьбы составляли художественные коллекции князя: картины, скульптуры, фарфор, бронза, многотомная библиотека — в его «Музейоне» насчитывалось не менее тридцати тысяч «единиц хранения». «Как Архангельское не есть доходная деревня, — считал Юсупов, — а расходная, и для веселия, а не для прибыли, то стараться то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других». При нем Архангельское снискало себе славу русского Версаля.