Когда-то я думала, что актрисой стала случайно

Караван историйЗнаменитости

Мария Аниканова. Все хорошо

Когда-то я думала, что актрисой стала случайно, а теперь понимаю - это было предопределено. Судьба не раз пыталась вывести на правильный путь, просто я не замечала ее знаков...

Записала Елена Ланкина

Фото: Геворг Маркосян. Визаж и прическа: Оксана Тасуева. Стиль: Светлана Румянцева. Продюсер: Екатерина Шутылева. На Марии: платье Escada

В нашей семье не было людей искусства. Все мои ближайшие родственники — спортсмены. Папа Виктор Аниканов уже двадцать пять лет бессменный врач нашей сборной по фигурному катанию. Мама Ирина Люлякова тренер в этом же виде спорта. Бабушка и дедушка по папиной линии — легендарные конькобежцы, многократные чемпионы СССР и мира. Мамин отец Василий Люляков — знаменитый борец, чемпион СССР, одно время его именем хотели назвать Дворец спорта «Крылья Советов». Бабушка с маминой стороны в молодости увлекалась гимнастикой, участвовала в сталинских парадах на Красной площади, но после раннего инфаркта оставила спорт и занялась дочками. Мою маму водила на музыку, английский язык и фигурное катание. На катке Ира и познакомилась с такой же маленькой девочкой — Таней Тарасовой. Их дружбе с Татьяной Анатольевной уже шестьдесят пять лет. Были разные периоды: подруги и расставались, и сходились вновь, плакали друг у друга на груди, как в романах. Сейчас общаются каждый день.

Тарасова не просто потрясающий тренер, но и необыкновенно добрый и щедрый человек. Обожает делать подарки. Привозит их чемоданами из каждой поездки, всех одевает и обувает. Помню, мы с мамой жили в малюсенькой квартирке в Выхино (родители уже были в разводе), где тем не менее собирались большие компании. Как-то на мамин день рождения пришло сорок человек. И вот появилась Татьяна Анатольевна: «Люлёк, поздравляю! Мой подарок на лестничной площадке». Мама выходит — а там новая кухня!

С мамой Ириной Люляковой.  На Марии: платье Escada; на Ирине Васильевне: блуза и кардиган Elena Miro

В другой нашей квартире, уже более просторной, куда мы переехали несколько лет назад, много мебели, подаренной Тарасовой. Она может сказать ни с того ни с сего: хочу купить вам стол! Сделать в комнате шкаф! Как-то приехала среди ночи еще на старую квартиру: «Ир, ты представляешь, никак не могла заснуть, придумывала ученикам новую программу и вдруг вспомнила, что у тебя в гостиной голый пол. Решила подарить палас!» Всю ночь потом его стелили. И в новой квартире лежит подаренный ею ковер.

В детстве мою маму (в центре) водили на фигурное катание. На катке Ира и познакомилась с такой же маленькой девочкой — Таней Тарасовой. Их дружбе уже шестьдесят пять лет. Тут они с Мариной Нееловой и Ириной Геворкян. Фото: из архива М. Аникановой

Татьяна Анатольевна — гений фигурного катания. Поражаюсь, как она все успевает: вести на телевидении ледовые шоу, мотаться по миру, чтобы ставить номера самым разным спортсменам, отсматривать молодых, комментировать чемпионаты. Может сорваться в Нью-Йорк на какой-нибудь балет, если считает, что это поможет в работе! Раньше Тарасова не вылезала с постановок ансамбля Моисеева, пропадала на спектаклях и за кулисами «Современника». И до сих пор в ней не угасает интерес к жизни и всему новому. Мама моя на нее похожа — в семьдесят два года работает тренером, многие движения сама показывает на коньках. И мое отношение к профессии, наверное, заслуга этих двух потрясающих женщин, одержимых своей работой. Благодаря маме и Татьяне Анатольевне я уже с младых ногтей понимала, что хорошей девочке не пристало болтаться без дела.

Когда я росла, мама руководила школой фигурного катания при АЗЛК и часто брала меня с собой на работу, потому что оставить было не с кем. Однажды и я встала на коньки — по-другому, наверное, и быть не могло. В те времена многим детям родители вешали на шею на веревочке ключи от квартиры, чтобы могли прийти домой после школы, пообедать, а потом погулять. Ведь сами они пропадали на работе. И если я ленилась и не хотела идти на тренировку, мама возмущалась: «Ты что, хочешь с ключом на шее по двору мотаться? Должна получить нормальную профессию!» Сама я еще толком не понимала, в чем мое призвание.

Начинала как одиночница, не совсем успешно. Не давались прыжки, без которых в одиночном катании никуда. К счастью, мама открыла у себя группу танцев на льду, где они не требовались. Туда и перешли все «бесперспективные» дети вроде меня. В танцах нашла себя, все сразу наладилось. Моим первым тренером была Лидия Васильевна Караваева, ученица Тарасовой, а первым партнером Андрюша Листратов. Позже я стала заниматься в группе у самой Татьяны Анатольевны, где каталась уже с Самвелом Гезаляном.

Фото: из архива М. Аникановой

В принципе, у нас сложились неплохие отношения, но у него слишком крутой нрав. Самвел мог сгоряча и заехать, если что-то не получалось. Я все эмоции держала в себе, хотя иногда давала отпор. Когда позже Гезалян катался уже с Татьяной Навкой и она жаловалась, что ей с ним сложно, я смеялась в ответ: «Подумаешь, мы вообще дрались!» Многие пары достаточно бурно выясняют отношения на катке, это неизбежно, если проводишь там бо?льшую часть жизни.

Как-то случилась дикая ссора на стадионе Юных пионеров. Мы сцепились, наговорили друг другу гадостей, и Самвел меня оскорбил. Я сдержалась — надо было закончить тренировку, но решила не оставлять выходку без ответа. Пока делали круг, так рассчитала траекторию, чтобы потом сразу выскочить за бортик и убежать. Если честно, очень боялась своего партнера. Как только остановились, залепила ему пощечину и спряталась в раздевалке. Потом мы, конечно, помирились. Гезалян хотя и горячий, но отходчивый.

В конце восьмидесятых Татьяна Анатольевна на какое-то время отошла от тренерской работы, решив создать свой театр ледовых миниатюр, и нам пришлось перейти в группу Натальи Дубовой. Я у нее не прижилась. Нами занималась второй тренер — Инесса Викторовна Буцевич, и она совершенно не могла подвести меня к важному старту психологически, потому что воспитывала спортивную злость. Могла сказать:

— Посмотри, какая красотка Анжела Крылова! Какие у нее руки, жесты! А у тебя?

— Ну, раз я такая плохая, пусть у вас Анжела и катается, — вспыхивала я.

Иногда случались просветы, Буцевич «добрела», и я сразу выдавала результат. Видимо, со мной надо было вести себя по-другому — не ругать, а хвалить. Через год мучений не выдержала и решила все бросить. Самвел встал в пару с Таней Навкой. Полгода я жила без фигурного катания, а потом затосковала по льду. В это время из Питера приехал Петя Чернышев. Он и стал моим следующим партнером.

Фото: Н. Логинова/Photoxpress.ru/Съемки фильма «Жаркий лед»

С Петей мы не дрались, но, как мне казалось, не подходили друг другу совершенно. С хорошими физическими данными, красавец, он тем не менее раздражал меня безумно: был ужасно правильным и постоянно учил жизни. Хотя тогда мы оба по существу были детьми: мне — шестнадцать, ему — восемнадцать. Целый год готовились к ответственным соревнованиям, а за три дня до старта Петя меня бросил — объявил, что уезжает в Америку. Вся жизнь полетела в тартарары! Недели две рыдала не переставая, не могла понять, за что он так со мной поступил. Но сегодня Пете даже благодарна — не останься я без партнера, неизвестно, как сложилась бы судьба. Возможно, никогда не попала бы в кино. В это тяжелое время пригласили на студию, и не к кому-нибудь, а к Сергею Соловьеву, который начинал снимать «Дом под звездным небом».

На пробы звали с детства. Благодаря друзьям нашей семьи Георгию Михайловичу и Валентине Петровне Николаенко я попала в актерскую базу «Мосфильма». Георгий Михайлович — известный кинорежиссер, ученик Сергея Аполлинариевича Герасимова. Валентина Петровна — театральный педагог, профессор Щукинского училища. Они считали, что у меня есть способности, однако я в артистки не собиралась и от проб всегда отнекивалась. К Соловьеву тоже не спешила, но мама сказала: «Маша, чем лежать на диване и рыдать, съездила бы на «Мосфильм» ради интереса! «На экскурсию»! Больше ведь там никогда не побываешь». И я поехала — от безысходности.

С Дмитрием Соловьевым. Фото: ТРК «Круг»

Сначала прошла фотопробы — на лестничной площадке. На меня нацепили, как показалось, жуткую шляпу (на самом деле она была очень крутая, винтажная, стоила бешеных денег), дали папиросу. Я сунула ее в рот не той стороной, потому что никогда не курила, даже не пробовала. И съежилась, когда все вокруг засмеялись. Подумала: «Зачем я сюда пришла? Не ходила на пробы, и в этот раз не стоило». Мне было шестнадцать, а выглядела десятилетней — закомплексованная, маленькая, худенькая девочка с косой. Лишнее слово боялась сказать. На кинопробах подарили один из получившихся снимков. Я его сразу смяла и зажала в кулаке, чтобы никто не увидел, потому что себе не понравилась. Так и везла домой и всю дорогу думала — выбросить или показать маме? Она, увидев мою фотопробу, сказала: «Ты тут такая красавица!» Только благодаря ей «исторический» снимок и сохранился до сих пор.

Соловьев проводил кастинг месяца два, не меньше. Меня это, впрочем, не особенно интересовало. Съемки в кино не могли повлиять на дальнейшую судьбу. Как мастеру спорта по фигурному катанию мне была одна дорога — в физкультурный институт.

Потихоньку даже начала готовиться к экзаменам, купила книги по анатомии. Но поступать не пришлось. Меня утвердили, и все лето я снималась — ничего не понимая, никого не зная. Музыку к фильму писал Борис Гребенщиков. Я совершенно не представляла, кто это, пока не встретила соседа по дому — большого поклонника рок-музыки.

— Привет, Маш. Ты куда?

— Да вот, вызвали на запись с каким-то Гребенщиковым.

— С кем? — подпрыгнул он. — Слушай, возьми у него автограф, очень прошу! Это же сам Борис Гребенщиков из группы «Аквариум»!

— Ну ладно. А что хоть он поет?

— Ты не поймешь.

И правда, такую музыку я тогда не понимала.

Съемки шли долго. Бо?льшую часть времени мы проводили в ожидании — солнца, установки света, грима. Некоторые сцены занимали чуть не по две недели. В советское время в нашем кино все было не так, как сейчас. Когда в группе спрашивали «Ты не устала?», я искренне не понимала, от чего тут можно устать. Целый день сидишь, ждешь своего прохода или реплики и только смотришь, как трудятся другие. Меня совершенно завораживала работа замечательного оператора Юрия Клименко. Таких людей я прежде не видела. По характеру Юрий Викторович очень спокойный, невозмутимый — абсолютная противоположность взрывному Сергею Александровичу, который постоянно нервничал, бегал по площадке и кричал:

— Юра, мы сняли это?! Юра, Юра!

— Да сняли, сняли, — через паузу отвечал Клименко.

— Как это было? Хорошо?

— Антониони!

В группе ко мне относились доброжелательно, особенно  Михаил Ульянов, игравший отца моей героини. Он видел, как я была зажата, но не проявлял никакого недовольства или раздражения, не делал замечаний.

Я была дико закомплексованной. Когда нашла в сценарии эпизод с раздеванием, чуть не упала в обморок! Но все получилось очень красиво и интеллигентно, наверное потому, что сцену придумал сын Соловьева Митя, игравший возлюбленного моей героини. А сам Сергей Александрович сделал все, чтобы мне на площадке было комфортно. Понимал, что актрисе всего шестнадцать.

Соловьев открыл во мне такие качества, о которых сама не догадывалась. Например, что могу заплакать или закричать при людях, в кадре. В фигурном катании не принято так себя проявлять. Конечно, в танце приходилось выражать определенные чувства, но дозированно, используя особые средства. Все-таки спортсмен — не актер в классическом понимании этого слова.

С Митей мы подружились, хотя в принципе между нами было мало общего, разве что возраст. Соловьев-младший оказался не мажором, а напротив — хорошим парнем, человеком нежной души. Ходили с ним на какие-то мероприятия, концерты. Мне запомнились абдуловские «Задворки», которые Александр Гаврилович устраивал рядом с «Ленкомом». Спустя много лет меня спросили: «Маша, ты ведь играла в фильме «Гений»? Почему его нет в твоей фильмографии?» Оказывается, один из эпизодов снимали во время «Задворков» и я попала в кадр.

Узнав, что снимаюсь в кино, мой папа возмутился и позвонил маме:

— Ну что, отдала дочь в проститутки?

Он был невысокого мнения об актрисах. На что мама ответила:

— А почему нет, Витя, если хорошо платят?

Тогда он попытался провести воспитательную беседу со мной:

— Ты не представляешь, в какой ужасный мир попала!

— Я очень уважаю твое мнение, но позволь самой с этим разобраться, — ответила я.

И до сих пор благодарна ему за то, что услышал и доверился мне.

Еще во время съемок Соловьев предложил поступать к нему во ВГИК, на актерский. Я сказала:

— Нет.

— А куда же ты собираешься? — поинтересовался он.

— В физкультурный институт.

— Хочешь с хоккеистами учиться?!

Рассказала о нашем разговоре маме. Она посоветовала: «Ну и поступай во ВГИК, раз есть такая возможность. Если не понравится, через полгода уйдешь. В физкультурный всегда успеешь».

Почему через полгода? Вступительные экзамены проходят летом, а Сергей Александрович набирал зимой: занятия начались в январе. Курс у нас сложился странный. Соловьев ценил неординарных людей, но я их почему-то побаивалась и мало с кем общалась. Среди моих однокурсников были Лена Корикова, Оксана Арбузова, Ксюша Качалина, Олег Васильков, Наташа Пьянкова... Митя, сын актрисы Екатерины Васильевой и драматурга Михаила Рощина, тоже с нами учился. Я даже была в него немного влюблена. У Митьки был потрясающий юмор. Когда узнала, что он стал священником, не сразу поверила.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

15 мыслей Александра Ширвиндта 15 мыслей Александра Ширвиндта

15 мыслей Александра Ширвиндта

GQ
Эксперт по продажам — о RFM-сегментации и бизнес-конкурсах Эксперт по продажам — о RFM-сегментации и бизнес-конкурсах

Как выправить ситуацию в «проседающей» компании

РБК
100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

100 самых сексуальных женщин страны

Maxim
Расхламляйся! Расхламляйся!

Как расстаться навсегда с ненужным скарбом?

Лиза
Миниатюрный робот с напечатанными на 3D-принтере шестью ногами закатил мяч в ворота Миниатюрный робот с напечатанными на 3D-принтере шестью ногами закатил мяч в ворота

Как инженерам удалось разработать шестиногого микроробота Picotaur

N+1
Последнее путешествие королевы: как прошли похороны Елизаветы II Последнее путешествие королевы: как прошли похороны Елизаветы II

Как проходила панихида по Елизавете II

Правила жизни
Выбираем материнскую плату X99 для мощного, но недорогого компьютера Выбираем материнскую плату X99 для мощного, но недорогого компьютера

Лучшие материнские платы X99 для сборки достойного игрового ПК

CHIP
«Обе две»: драмеди с Кристиной Асмус, в котором женщины переосмысляют материнство «Обе две»: драмеди с Кристиной Асмус, в котором женщины переосмысляют материнство

Фильм «Обе две»: душевный и откровенный разговор о том, что болит у многих

Forbes
Джефф-громовержец Джефф-громовержец

«Каос»: woke-повестка по-древнегречески

Weekend
Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь

Аддитивные технологии обещают приспособить под производство идеальной обуви

Монокль
В ожидании полярного сияния. О якутской драме «Чума» В ожидании полярного сияния. О якутской драме «Чума»

Какие темы поднимает фильм Дмитрия Давыдова «Чума»

СНОБ
Знаменитые споры и конфликты писателей Знаменитые споры и конфликты писателей

Литературный мир — арена для самых ярых словесных баталий

Maxim
В атмосфере отдыха В атмосфере отдыха

Эта маленькая, но уютная квартира находится в известном курортном месте

Идеи Вашего Дома
Моложе, красивее, идеальнее: 5 пугающих фильмов о тяге к совершенству Моложе, красивее, идеальнее: 5 пугающих фильмов о тяге к совершенству

Фильмы, исследующие внутренние конфликты через изменения внешние

Psychologies
Меньше атома: как работает квантовая механика Меньше атома: как работает квантовая механика

Отрывок из книги «Сто лет недосказанности» о квантовой механике

Inc.
Почему доминирование — это архаичная форма лидерства Почему доминирование — это архаичная форма лидерства

Как меняются формы лидерства?

Forbes
«Рыжий и был этим временем» «Рыжий и был этим временем»

Семен Серзин о Борисе Рыжем и своем фильме «Рыжий»

Weekend
Точки над ИИ: почему не вся автоматизация одинаково полезна Точки над ИИ: почему не вся автоматизация одинаково полезна

Чего стоит погоня за технологичностью, почему ИИ пока не может заменить человека

Forbes
Что будет, если заменить батареи теплым полом: ваше сердце не скажет спасибо, считает ученый из МЭИ Что будет, если заменить батареи теплым полом: ваше сердце не скажет спасибо, считает ученый из МЭИ

Можно ли отопить дом только теплым полом?

ТехИнсайдер
Искусство Искусство

Важнейшие арт-события года по версии RR

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Украшения Украшения

В рейтинге RR — самые запоминающиеся драгоценности года и одно — двадцатилетия

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Яхта особого назначения Яхта особого назначения

Давайте посмотрим, что такого особенного в суперъяхте Eternal Spark

Y Magazine
Основатель школы Wildmanager — о том, как вести бизнес на маркетплейсах Основатель школы Wildmanager — о том, как вести бизнес на маркетплейсах

Что покупают на маркетплейсах, какие бизнес-проекты не стоит запускать?

РБК
Огнедышащий голос и путеводная ярость: 9 лиц Егора Летова Огнедышащий голос и путеводная ярость: 9 лиц Егора Летова

От музыканта до фантаста: ипостаси Егора Летова

Правила жизни
Зерновозы для страны Зерновозы для страны

Задача по увеличению объемов поставок сельхозпродукции за рубеж поставлена

Агроинвестор
Главный помощник рыбаков: как эхолот помогает выследить добычу Главный помощник рыбаков: как эхолот помогает выследить добычу

Как чудо техники, эхолот, помогает выследить рыбу и не сесть на мель

ТехИнсайдер
Идеолог «Архстояния»: «Сначала деревня помогла мне, а потом я помог ей» Идеолог «Архстояния»: «Сначала деревня помогла мне, а потом я помог ей»

Художник Николай Полисский — о современном искусстве и побеге из города в село

РБК
Лю Чжэньюнь: Когда я смотрю спектакли по моим произведениям, я каждый раз открываю в них что-то новое Лю Чжэньюнь: Когда я смотрю спектакли по моим произведениям, я каждый раз открываю в них что-то новое

Китайский писатель Лю Чжэньюнь о визитах в Россию и русской литературе

СНОБ
Отпускная депрессия: что делать, если нет сил нормально работать после отдыха Отпускная депрессия: что делать, если нет сил нормально работать после отдыха

Что делать, если «сложно возвращаться на работу» превращается в «невыносимо»?

VOICE
Уберите руки от телефона: чем опасны «пьяные» посты в соцсетях Уберите руки от телефона: чем опасны «пьяные» посты в соцсетях

Почему важно воздерживаться от чересчур эмоциональных постов в соцсетях?

Psychologies
Открыть в приложении