Егор Лесников — о своих родителях и непростом детстве

Караван историйЗнаменитости

Егор Лесников. Приходи на меня посмотреть

Мои родители Евгений Дятлов и Дарья Юргенс познакомились и полюбили друг друга в ЛГИТМиКе. Оба очень яркие, харизматичные, они считались самой красивой парой в институте, но к сожалению, когда мне было два года, наша семья распалась...

Беседовала Виктория Катаева

Фото: из архива Е. Лесникова

Спустя годы я тоже поступил в ЛГИТМиК. Педагог по сценической речи Марина Владимировна Смирнова, увидев меня на первом курсе, всплеснула руками: «Как ты похож на отца! Знаешь, а ведь в Женьку были влюблены все девчонки!» Мама тоже пользовалась успехом.

Оба были продвинутыми неформалами, любили тусоваться в Ленинградском рок-клубе. Немногие знают, что будущий исполнитель романсов Евгений Дятлов в юности записал альбом «Как я стал предателем» с «АукцЫоном». Пел он уже тогда офигенно. Но из коллектива ушел в один момент: на очередном концерте ребята из группы почему-то решили, что петь ему не нужно, пусть стоит в углу и играет на скрипочке. Отец страшно обиделся.

Мама поддержала: «Пошли ты их по известному адресу! Раз не ценят — уходи в «Присутствие», ведь давно зовут». Папа так и поступил. Но «АукцЫон» добился популярности, а участники «Присутствия» взяли да и эмигрировали в Америку! Позже отец играл в коллективе «Аты-баты», также исполнявшем альтернативную музыку. Он тогда был очень худым, с длинными волосами — настоящий рокер.

Любовь к музыке я, конечно, унаследовал от отца. Мама рассказывала, что еще не научившись толком стоять, едва начинала звучать мелодия, пытался пританцовывать. А как только немного подрос, зажигал не по-детски на мариупольских дискотеках под открытым небом, когда приезжал отдыхать к бабушке. Прыгал и скакал настолько заразительно, что вокруг собиралась толпа, мне аплодировали. Мой дядя Никита говорил маме и бабушке: «Этот парень поталантливее вас будет. Заткнет за пояс всю династию!»

Любовь к музыке мне передалась от папы. Отец и мать были продвинутыми неформалами, любили тусоваться в Ленинградском рок-клубе. Фото: Persona Stars

Династию дядя упоминал не случайно, мои мариупольские бабушка с дедом — тоже актеры. Заслуженная артистка РСФСР Наталья Никитична Юргенс работала до весьма почтенных лет, в семьдесят с лишним еще выходила на сцену. Прекрасно помню ее старуху в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».

Мы были необыкновенно дружны. Часто беседовали по душам, Наталья Никитична рассказывала о своем ленинградском детстве, об истории нашего рода. Бабуля была очень темпераментной, энергичной. Если вечером у нее спектакль, не дай бог попасться под руку — нервничала, скандалила, думаю, специально себя накручивала. Так делают некоторые актеры, чтобы наработать «настроение».

Она была очень красивой, с шикарными длинными волосами. Когда меня привозили в Мариуполь, часто брала с собой на рынок. Помню ее восхищенный шепот: «Егор, ты слышал? Продавец назвал меня девушкой!» Кстати, в свое время бабушка упорно отговаривала маму от брака с отцом. Предупреждала: «Этот человек сделает тебе больно!» Почему — не знаю: в свои проблемы взрослые меня не посвящали.

Фото: Persona Stars

Родного деда Георгия Михайловича Лесникова я, к сожалению, не застал. Он умер, когда маме было тринадцать. Тоже заслуженный артист РСФСР и добрейшей души человек, он считался главным Дедом Морозом Мариуполя. Бабуля с гордостью рассказывала, что в спектакле «А зори здесь тихие...» местного драмтеатра Георгий Михайлович играл Федота Васкова, и когда труппа гастролировала в Москве, эту работу на сцене МХАТа увидел и оценил автор повести писатель Борис Васильев, сказавший, что Лесников — лучший исполнитель роли старшины. Главного персонажа книги «В списках не значился», добавляла бабуля, он написал специально под деда, доверив право первой постановки своей инсценировки мариупольскому театру.

Вместе с дедом служил Леонид Броневой, и бабушка рассказывала, что он просил театральное руководство не назначать его на одну роль с Лесниковым: «Лучше убейте!» Боялся, что дед его переиграет. Не думаю, чтобы Леонид Сергеевич завидовал, они были коллегами и товарищами, но такая фраза, по словам бабушки, прозвучала.

— Почему вы носите фамилию деда?

— Это было маминым решением. Говорит, хотела, чтобы продолжились оба рода — и Юргенс, и Лесниковых. И назвала меня она в честь своего отца. Папа был за имя Филипп, но Дарья Георгиевна отрезала: «Егор, я сказала!» Дед в кругу родных был Егором.

Дарья Георгиевна назвала меня в честь своего отца Егором, хотя папе больше нравилось имя Филипп. Фото: из архива Е. Лесникова

Об отцовских корнях, к сожалению, знаю куда меньше. Дед по линии Дятловых вырос в детдоме, стал шофером и рано погиб — утонул. Бабушка Любовь Сергеевна преподавала биологию и химию в школе и ПТУ. Она, к счастью, жива. Если прочтет интервью, хочу передать ей привет и пожелать здоровья.

— Несколько лет назад в «Коллекции Каравана историй» Дарья Юргенс рассказала о разводе с Дятловым. По ее словам, причиной стала его измена.

— Когда родители разъехались, мне было всего два года, а в дальнейшем этой темой никогда не интересовался, поэтому прояснить ничего не могу. Но точно знаю, что я родился от большой любви. И этого мне достаточно.

В детстве я называл папой Петра Васильевича Журавлева. Меня этому никто не учил, все сложилось само собой. Детская логика привела к единственно верной, как казалось, картине мира: папа — тот, кто существует с ребенком под одной крышей. В голодное время, когда в театре платили копейки, Петр Васильевич совершил очень мужской поступок — ради того чтобы кормить семью, ушел из актерской профессии. Продавал дубленки, которые привозил из Турции. Мой отчим — мудрый, справедливый и строгий. Мне даже доставалось от него ремнем пару раз. Ничего страшного в этом не вижу, сам виноват: в подростковом возрасте доводил их с мамой ужасно.

А Евгений Валерьевич женился на Екатерине, она взяла его фамилию. Смутно припоминаю, что однажды он привел меня, совсем еще маленького, к себе в гости и познакомил с женой, представив ее как «еще одну маму». Вернувшись домой, я сообщил об этом «первой» маме, и кажется, рассказ ей не очень понравился. Возможно, приревновала меня как сына. После этого некоторое время мы с отцом не общались. Хотя видеться приходилось, ведь родители продолжали служить в одном театре — Молодежном на Фонтанке.

Я, как и большинство актерских детей, рос за кулисами. Смотрел все спектакли, особенно любил «Звучала музыка в саду» — веселую, с эстрадными номерами постановку, одну из старейших в репертуаре. Мама побывала на ней в пятнадцать лет, когда приехала в Ленинград из родного Мариуполя. А я впервые увидел года в три и с тех пор сто раз пересматривал. Серьезные драматические спектакли, в которых играла Дарья Юргенс — «Маркиз де Сад», «Крики из Одессы», «Лунные волки», — оценил, только когда стал старше.

Кстати, совсем маленьким, помню, выбегал вместе с ней на поклоны. Нравилось, что публика аплодирует. И я тоже кланялся, уцепившись за мамину юбку. Она смущалась: «Зачем ты здесь? Уйди!» За кулисами даже шлепнула однажды по попе.

Я играл в догонялки и прятки с другими театральными детьми. Дружил с Дашей и Аглаей — дочками актрис Аллы Одинг и Натальи Сурковой. Мы таскали пистолеты из реквизиторской, постоянно бегали в буфет за сладостями. Словом, развлекались как умели.

Лет до девяти я рос просто идеальным ребенком. Занимался в секции фигурного катания, где с упоением крутил пируэты, дружил только с девочками. А потом меня перемкнуло. Представьте себе картину: 2000 год, на экраны выходит фильм «Брат 2», где играла мама. Она взяла меня на питерскую премьеру, и я познакомился со своим кумиром Сергеем Бодровым — тогда все мальчишки хотели быть похожими на его Данилу Багрова. Сергей подошел ко мне и произнес в манере своего персонажа:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Неравный брак Неравный брак

История Матильды Бонапарт

Караван историй
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Евгения Добровольская. Разбивая стереотипы Евгения Добровольская. Разбивая стереотипы

Воспоминания Евгении Добровольской о том, как она стала актрисой

Караван историй
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Сабина Ахмедова: «Мне необходимо иногда быть одной» Сабина Ахмедова: «Мне необходимо иногда быть одной»

Сабина Ахмедова рассказала о любимых актерах, работе мечты, Золушке и мышах

Cosmopolitan
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Покидая Ленинград Покидая Ленинград

Откровения Матильды Шнуровой

Esquire
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Партнер по религиозным соображениям Партнер по религиозным соображениям

Как Россия создает базу для привлечения исламского капитала

Эксперт
Поверив Гомеру… Поверив Гомеру…

Действительно ли Троя — это тот город, о котором идёт речь в «Илиаде»?

Дилетант
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались

Замминистра финансов Алексей Сазанов — о налоговых реформах и их результатах

Ведомости
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
Открыть в приложении