Чего хотят женщины?
Мог ли мальчик Жак Куртен, входивший в жизнь с пустыми карманами, предположить, во что выльется его незатейливая идея помогать людям становиться красивыми?
Жак Куртен хотел стать врачом. Рожденный в небогатой семье в 1921 году, он надеялся выбиться в люди, получив престижную профессию. Следуя за своей мечтой, Жак собирался получить медицинское образование, но вмешалась Вторая мировая.
В сентябре 1939-го юношу призвали в армию и направили в военный госпиталь ухаживать за ранеными. Однажды он сопровождал врача на обходе и войдя в палату, увидел плачущую женщину. Пациентке бы радоваться, что вчера хирург буквально спас ей руку, а она рыдала из-за огромного шрама. Доктор искренне не понимал ее огорчения. Жак хорошо запомнил этот случай и с тех пор всерьез интересовался практикой восстановления.
Демобилизовался он лишь спустя шесть лет. Устроился в косметологическую клинику массажистом и мануальным терапевтом. Разговоры с клиентками рано или поздно непременно сворачивали на тему внешности и ухода за собой. Одни сетовали на тусклый цвет лица, другие — на сухость кожи, третьи — на лишние килограммы. Куртен любил женщин, ценил их красоту, искренне хотел помогать ее поддерживать и все чаще задумывался об открытии собственного дела. Воплощению плана в жизнь немало способствовали женитьба на Марии-Луизе, которую он всю жизнь будет называть Малу, и рождение сыновей — Кристиана и Оливье. Любимую Жак хотел видеть самой неотразимой и был готов бросить к ее ногам все дары природы.
Как-то в начале пятидесятых, сидя с женой и первенцем Кристианом на пляже в Довиле, он услышал чей-то окрик: «Кларанс! Да Кларанс же!» Жак и не подозревал, что обращаются к нему. Тут подошли несколько мужчин, оказавшихся его однокашниками по лицею! Курьез объяснился просто: когда-то Куртен в школьном спектакле из истории Древнего Рима играл тюремщика по имени Кларанс, который кормил львов. Когда за некую провинность героя Жака по сюжету пьесы бросили в клетку к хищникам, те его не тронули. С тех пор прозвище Кларанс закрепилось за юным актером, потому по прошествии лет бывшие одноклассники так его и окликнули.
Позже Жак скажет, что это имя стало его талисманом удачи. Свой первый спа-салон (по моде тех лет именовавшийся институтом красоты) так и назвал: Clarins. Он открылся в 1954-м на парижской улице Тронше. Для процедур Жак использовал нежирные масла и кремы, которые сам готовил в маленькой лаборатории. Его уникальная техника втирания и массажа, названная ни много ни мало «парижским методом», пользовалась у дам успехом.
Однако новых посетительниц нужно было постоянно чем-то удивлять помимо массажа, и Куртен решил сделать ставку на уникальные рецепты. В паре с приятелем-химиком, который специализировался на экстрактах растений, они несколько лет корпели над формулами первых своих масел и кремов.
Каждое из средств имело направленное действие — тонизировало, расслабляло, способствовало похудению. Некоторые формулы оказались настолько успешными, что по сей день не претерпели никаких изменений. Для Малу, досадовавшей на потерю упругости кожи после рождения сыновей, Жак придумал гидромассажный прибор, который в дальнейшем использовал в своем салоне, а в 1966 году появился крем, устраняющий целлюлит и подтягивающий контуры тела.
Дело расширялось, репутация крепла. Жак работал с дерматологами и фармацевтами, экспериментировал, по-прежнему используя только натуральные ингредиенты — травы, масла, сахар, соль, растительные эссенции и экстракты. Его упорство выглядело почти вызовом: в то время косметические новации базировались на искусственных химических компонентах.