Кампания для Маска: как в США крупный бизнес участвует в выборах
Самый богатый человек мира Илон Маск объявил, что готов поддержать губернатора штата Флорида Рона ДеСантиса в качестве республиканского кандидата в президенты США в 2024 году. Маск — далеко не единственный американский миллиардер, который явно выражает свои политические пристрастия. О влиянии крупного бизнеса на выборы в США рассказывает политолог и автор Telegram-канала One Big Union Ян Веселов
На протяжении всей истории США организованные группы интересов, связанные в отдельными отраслями экономики, стремились как публично, так и кулуарно влиять на политическую систему, в том числе и через выборы. Сперва это были конфликты плантаторов и торговых капиталистов в конце XVIII и начале XIX веков, затем натиск промышленных баронов-разбойников во время «позолоченного века» (последние десятилетия XIX века, эпоха быстрого экономического роста между двумя войнами — Гражданской и Первой мировой. — Forbes). Ну а двадцатое столетие во многом прошло в ритме противостояния крупного бизнеса и профсоюзного движения.
Как минимум еще со времен первой половины XX века Республиканская партия считалась выразительницей интересов крупного американского бизнеса, в то время как демократы больше отражали чаяния рабочего класса (особенно со времен левого поворота партии при Франклине Рузвельте в 1930-х годах). Но в последние десятилетия идеология и социальная база обеих партий претерпели определенные изменения. За республиканцев все чаще стал голосовать белый рабочий класс, а представители партии все чаще стали призывать к снижению влияния большого бизнеса. Пока это в основном касается социальной повестки — можно вспомнить, например, противостояние республиканцев с компанией Disney во Флориде. С другой стороны, электоральная база Демократической партии все больше пополняется за счет голосов более зажиточных жителей пригородов, а по тем же социальным вопросам партия куда более солидарна с бизнесом, чем раньше.
Корпорации тоже люди
Одним из традиционных механизмов относительно публичного влияния бизнеса на политику является финансирование избирательных кампаний. Американское законодательство ограничивает так называемые «жесткие деньги», то есть индивидуальные финансовые пожертвования в размерах не более $3000 в год одному кандидату и до $35 000 — федеральному отделению партии. Корпорациям и вовсе запрещено напрямую давать деньги кандидатам или партийным комитетам. Однако существует множество лазеек для «мягких денег», которые позволяют обходить эти ограничения.