Как крупнейший в России производитель майонеза создал растительную котлету, которая принесла ему 350 млн руб. за год и вывела на рынок ОАЭ
Компания «Эфко», больше всего известная по майонезу и подсолнечному маслу «Слобода», давно и прочно заняла свое место на российском пищевом рынке. Но, в отличие от многих крупных игроков, не стала почивать на лаврах и вышла на новый для себя рынок — растительного мяса. О том, как руководство «Эфко» каждый четверг плевалось от очередной неудачной пробной котлеты, почему «спецоперация» не помешала компании выйти на зарубежный рынок и что заставляет ее верить в будущее спорного продукта, — в материале Inc.
«Эфко» в цифрах:
- 223 млрд руб. — выручка группы компаний в 2022 году
- 350 млн руб. из них принесла продажа растительного мяса
- 38% доля экспорта в выручке
- 50 количество стран, в которые экспортирует компания
- 2,5 млн тонн продукции в год выпускает компания
- 2 тыс. ресторанов и кафе продают блюда с растительным мясом «Эфко»
Страх остаться позади
«Эфко» — одно из крупнейших пищевых предприятий России, основанное в 1994 году инженером Валерием Кустовым. Тогда Кустов, заместитель главного инженера электронного завода «Девиз», объединил усилия с младшими компаньонами и выкупил эфирный завод в родном городе Алексеевка Белгородской области. Несколько лет ушло на то, чтобы перестроить производство косметики и парфюмерии на выпуск подсолнечного масла, запуск новой линии майонезов и строительство сбытовой сети.
При этом главную проблему — низкой производительности труда земледельцев, у которых «Эфко» закупала семена подсолнечника — Кустову решить не удавалось очень долго. Тогда он собрал группу московских специалистов под руководством доктора психологических наук, профессора Николая Конюхова, которая несколько месяцев ходила от избы к избе с опросниками и выясняла характерологические особенности и моральные ценности бывших крестьян. По итогам этой работы Кустов пришел к выводу: единственное, что имело значение для работников, — это не деньги или комфортные условия труда, а мнение общины. И предложил им новую модель отношений: теперь каждый земледелец получал от «Эфко» только две трети арендной платы за свой земельный надел, еще треть шла в потребительское общество, созданное при каждом хозяйстве. Жители деревни сами распределяли эти деньги — на ремонт дорог и мостов, на доплату учителям, на премии лучшим работникам. Схема сработала: воровать стали меньше, производительность выросла.
Этим нетрадиционные менеджерские методы Кустова не ограничились: он сделал Николая Конюхова своей правой рукой (в компании его называли просто «профессор»), укомплектовал службу персонала «Эфко» специалистами по психокоррекции и психофизиологии. Каждый потенциальный работник «Эфко» помимо собеседования проходил тестирование на детекторе лжи и энцефалографе, а также тест на соответствие моральным принципам компании. Человек, желающий продвинуться по служебной лестнице, на месяц отправляется в специальный лагерь «Лиман». Жизнь там протекала по-военному: отбой — в 22:00, подъем — в 6:00, каждый день был посвящен лекциям по психологии и гуманитарным предметам, визитам в корпоративный музей скифской культуры, который представляет собой традиционный скифский курган с погребальной камерой. За это Forbes включил Кустова в рейтинг «самых необычных российских бизнесменов — сумасбродов, чудаков и эксцентриков».
Тем не менее экзотические методы давали плоды: в 2001 году объем продаж «Эфко» составлял $92 млн, через пять лет — уже $280 млн в год. В 2005 году 25% компании купил крупнейший в мире производитель растительного масла, американская корпорация Bunge. Компании изначально планировали полностью объединить активы, но через шесть лет акции снова вернулись к «Эфко».
В 2019 году «Эфко» запустила собственный венчурный фонд Fuel For Growth, который инвестирует в развитие новых пищевых технологий (в феврале 2022 года фонд релоцировался в ОАЭ). Сейчас компания является крупнейшим масложировым холдингом на рынке ЕврАзЭс, входит в число системообразующих предприятий пищепрома, выпускает 2,5 млн т продукции в год на 16 заводах в России и Казахстане, экспортирует ее в 50 стран и занимает 72 сточку в рейтинге Forbes «200 крупнейших частных компаний России».
По данным СПАРК, 95% активов компании контролирует кипрская EFKO FOODS PLC. По словам Валерия Кустова, 28% акций «Эфко» владеет он сам, остальные в неравных пропорциях разделены между сотрудниками компании. «У нас нет акционеров, не работающих в „Эфко“. Если устал, продаешь компании акции и идешь отдыхать», — говорил бизнесмен.
История превращения «Эфко» из тяжеловеса масложировой промышленности в стартапера на фудтех-рынке началась в 2018 году. Именно тогда руководство компании в одном из дайджестов про инновации наткнулось на историю американского проекта С16 Biosciences, который разработал технологию производства пальмового масла из микроорганизмов. Раньше пальмовое масло можно было получить только путем вырубки тропических лесов — это серьезно вредит экосистеме Земли. Теперь же его аналог научились получать в лабораториях на биологическом материале. Менеджеры «Эфко» даже попросили группу российских ученых проверить, действительно ли технология возможна, и те подтвердили: 5% из 1,5 тыс. существующих видов дрожжей могут вместе с белками продуцировать жиры. Это заключение было подобно холодному душу, вспоминает член совета директоров «Эфко» Сергей Иванов: он и его коллеги были уверены, что в пищевую промышленность уже никакие новые технологии не придут.