«Москвичи» в кинематографе
Советские машины марки «Москвич» часто называют автомобилями-легендами. Купить первые модели можно было только по предварительной записи, о них мечтали многие семьи, а те, кому удалось получить автомобиль, считали его большой ценностью. Начиная с 1940-х годов «Москвичи» не раз меняли внешний облик и постоянно совершенствовались.
Познакомиться с историей этих машин можно на выставке «Мечта Москвича»: она проходит в историческом павильоне «Транспорт СССР» на ВДНХ. Организаторы — Музей Транспорта Москвы — показали их через призму известных советских фильмов, где автомобили появляются в кадре. Читайте о том, какую роль сыграли «Москвичи» в любимых кинолентах.
«Сердца четырех»: КИМ 10-51
История «Москвичей» началась в 1938 году: именно тогда Главное управление автомобильной промышленности решило производить новые модели машин на Московском автосборочном заводе им. КИМ — Коммунистического интернационала молодежи. В 1940 году предприятие выпустило малолитражный автомобиль КИМ 10-50: советские инженеры разработали его на базе британского Ford Prefect. Год спустя появилась еще одна модель на основе КИМ 10-50 — фаэтон КИМ 10-51 со складным матерчатым верхом, двумя дверями и целлулоидными окнами. Сейчас кабриолеты с откидной крышей считаются дорогими и престижными автомобилями, а в советское время фаэтоны были одним из самых простых и доступных вариантов.
Вскоре новые автомобили стали героями кинолент. Одна из них — комедия Константина Юдина «Сердца четырех» — вышла в 1941 году. Главные героини картины — сестры Мурашовы, строгая доцент Галя и веселая студентка Шура. Они познакомились с лейтенантом Петром Колчиным и ученым-биологом Глебом Заварцевым. С этого началась целая водевильная история, в финале которой все герои нашли настоящую любовь.
Одной из ключевых сцен фильма стал момент, когда Галя и Колчин застряли посреди реки в открытом автомобиле-фаэтоне. Ехали они на британском Ford Prefect, но киноведы считают, что иностранная машина сыграла роль КИМа: Колчин упомянул, что эта модель советская и «она у нас еще на испытаниях».
«Москва слезам не верит»: «Москвич-400/420»
После войны в Москву прибыла крупная партия трофейных немецких «опелей». Советские инженеры решили использовать их детали для новых моделей машин. В 1947 году появился «Москвич-400» — первый массовый легковой автомобиль в СССР. Он получил кузов из цельного металла, гидравлические тормоза, независимые переднюю и заднюю подвески и двигатель с водяным насосом. Передняя подвеска выдерживала езду по кочкам и ямам, а на хорошей асфальтированной дороге машина могла разогнаться до 90 километров в час. В народе модель прозвали «слоном» из-за близко расположенных фар и высокой решетки радиатора, которая напоминала формой хобот.
В кино этот автомобиль сняли намного позже: только в 1979 году его показал Владимир Меньшов в картине «Москва слезам не верит». В первой серии действие разворачивается в 1950-х. Главная героиня Катерина вместе с подругами поехала на такой машине на дачу, чтобы познакомиться с родителями жениха. На «Москвиче» же ее забирали из роддома с новорожденной дочкой.
Действие второй серии происходит спустя почти 20 лет после первой. К тому времени «Москвич-400» уже устарел и считался раритетом. Меньшов обыграл это в эпизоде, когда владелец машины — муж Катиной подруги — копается под капотом и приговаривает: «На нем еще мои внуки ездить будут. При хорошем уходе машина может сохраниться хоть сто лет».
«Осторожно, бабушка!»: «Москвич-401»
В 1954 году Московский автосборочный завод выпустил усовершенствованный вариант предыдущей модели — «Москвич-401». В том же году машину упомянул в своем ироническом стихотворении Самуил Маршак:
Писательский вес по машинам Они измеряли в беседе: Гений — на ЗИМе длинном, Просто талант — на «Победе», А кто не сумел достичь В искусстве особых успехов, Покупает машину «Москвич» Или ходит пешком. Как Чехов.
«Москвич-401» можно увидеть в картине Надежды Кошеверовой «Осторожно, бабушка!», которая вышла в 1960 году. По сюжету главная героиня Леночка руководила строительством нового Дома культуры. Но оказалась слишком юной и неопытной для такой должности, поэтому не все у нее получалось гладко. На помощь Леночке пришла бабушка: эту роль сыграла Фаина Раневская. Под ее управлением «Москвич-401» превратился в настоящую гоночную машину, которая помогла героям решить множество проблем.
«Зеленый огонек»: «Москвич-407»
«Москвич-407» стал первой самостоятельной разработкой советских инженеров: в его конструкции не использовали детали и технические решения зарубежных автомобилей. Машину выпустили в 1958 году. Всего с конвейера сошло почти 360 тысяч «Москвичей-407».
Эта модель исполнила в кино роль одушевленного персонажа. В 1964 году режиссер Виллен Азаров снял картину «Зеленый огонек». Главного героя — таксиста Сергея Никитина — сыграл Алексей Кузнецов. По сюжету таксопарк выделил Никитину для работы старенький «Москвич-407», который вот-вот должны были списать. Машина в фильме обладала собственным характером и даже произносила монологи: ее озвучил знаменитый артист Зиновий Гердт.
«Бриллиантовая рука»: «Москвич-408»
В годы оттепели Московский завод малолитражных автомобилей продолжал разрабатывать новые модели. Инженеры сконструировали первые советские микроавтобусы и микролитражку «Москвич-444», больше известную как «запорожец». Там же выпускали игрушечные машины с педалями и клаксоном для детей.
Новая легковая модель «Москвич-408» появилась в 1964 году. Двери по сравнению с предыдущими вариантами стали изящнее, а салон с новыми системами отопления и звукоизоляции — просторнее, теплее и тише. Для этой машины проводили специальные испытания на полигоне — аналог современных краш-тестов. В салон на водительское и пассажирские места помещали манекены, после этого автомобиль переворачивался, врезался в бетонный куб или сталкивался с другой машиной. По результатам проверки инженеры дорабатывали систему безопасности.
В 1968 году «Москвич-408» появился в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Именно из этой машины, подвешенной к вертолету, выпал герой Юрия Никулина в конце фильма. Чтобы снять сцену, подготовили специальный латексный манекен, похожий на Никулина. А в конце фильма этот автомобиль упомянул самый загадочный персонаж — Шеф: «На полагающуюся мне по закону премию я по совету друзей решил приобрести автомашину «Москвич»! Новая модель!»
«Москвич-408» был популярен не только в СССР, но и за рубежом. В Скандинавии его продавали под названием Moskvich Carat, во Франции — Moskvitch Elite 1360, а для Великобритании, где принято левостороннее движение, выпускали специальную праворульную версию Moskvich 408.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl