Как заканчивается эпоха первоначального накопления капитала в России
Значительная часть российских бизнесменов и владельцев крупных состояний вынуждена задуматься о том, чтобы перейти из категории «баронов-разбойников» в ранг респектабельных бизнесменов-капиталистов. Причиной тому — давление целого ряда внешних факторов
Подходит к своему логическому завершению тот период ведения бизнеса в России, который связан с накоплением активов и распоряжением ими «по правилам лихих 90-х». Оставлю за кадром человеческий фактор — когда некоторые бизнесмены, пересмотрев свои жизненные приоритеты, сами приняли решение что-то поменять: начать платить налоги, вести бизнес честно и взять на себя бремя социальной ответственности. Кто-то из них, возможно, решил заняться благотворительностью, подумав, в конце концов, о семье и будущих поколениях, и перейти из категории «баронов-разбойников» в ранг респектабельных бизнесменов-капиталистов. Таких людей, к величайшему сожалению, не так уж и много.
Значительная часть российских бизнесменов и владельцев крупных состояний вынуждена задуматься о всем вышеперечисленном и делать пока еще первые шаги в этом направлении. Причиной тому — давление целого ряда внешних факторов. И вот основные из них.
Финансовая прозрачность иностранных активов и операций
Россия не является пионером во внедрении идеи о декларировании и финансовой прозрачности иностранных активов: компаний, счетов в банках и финансовых компаниях. Мы лишь присоединились в этом вопросе к наиболее развитым странам.
На сегодняшний день более 100 стран присоединились к Автоматическому обмену финансовой информацией (Common Reporting Standard, CRS), в том числе и Россия. Подавляющее большинство развитых стран борется не только с чисто криминальным отмыванием денег, но также с уклонением от уплаты налогов. Я несколько раз слышал от коллег истории, когда иностранные специалисты по налогам десять – пятнадцать лет назад приезжали консультировать российскую налоговую службу и видели практически «чистое поле». Сейчас многое изменилось — российские налоговики достигли определенных успехов в сборе и обработке информации, в том числе в анализе Big Data.
Очевидно, что борьба с отмыванием «грязных денег» в России будет усиливаться. В октябре 2018 появились слухи от «информированных источников» о том, что в 2019 году правительство всерьез намерено ужесточить ответственность за легализацию преступных доходов как в своем интересе (ст. 174.1 УК РФ), так и для третьих лиц (ст. 174 УК РФ). Например, по аналогии с британским «Законом о криминальных финансах», планируется расширить ответственность за легализацию преступных доходов. Подразумевается, что ответственность будет распространяться даже на консультантов, юристов и бухгалтеров.
Но вернемся к Автоматическому обмену, основная задача которого – борьба с уклонением от уплаты налогов. Несмотря на недавние рассуждения отдельных российских и иностранных консультантов, финансистов, банкиров о том, что никакого автоматического обмена с Россией не будет, — он уже случился. В 2018 году порядка 70 стран передали российским налоговым органам информацию о финансовых счетах лиц, которые были названы там российскими налоговыми резидентами. Ожидается, что еще 20 стран сделают это в 2019 году. По итогам 2019 года Россия получит финансовую информацию о счетах своих налоговых резидентов из 90 стран. Возможно, таких стран станет еще больше. Процесс «присоединения» новых стран к CRS не окончен и с завершением 2019 года не закончится.