В середине прошлого десятилетия в море вышло судно странной наружности

Популярная механикаHi-Tech

Топор плывет

В середине прошлого десятилетия в судостроении произошла маленькая революция: в море вышло судно странной наружности. Судовая настройка его смещена к носу, а сам нос имеет необычную форму, придающую морскому транспорту сходство с утюгом. Сегодня моря «утюжат» уже несколько судов такой конструкции. В чем же причина ее популярности?

Текст: Олег Макаров

Большое семейство кораблей, проектируемых Ulstein, включает в себя плавсредства самого разного назначения. Сегодня это не только суда обслуживания морских энергетических объектов, но и рыболовецкие траулеры, контейнеровозы, лайнеры для морских круизов.

Инверсный нос, передняя точка которого находится в нижней (у ватерлинии), а не в верхней части, изобрели, конечно, не в XXI веке. Можно вспомнить, например, боевые корабли столетней давности. Инверсным носом оснащались русские броненосцы класса «Бородино», имевшие в своей основе французский прототип. Причем эта конструктивная особенность шла «в пакете» с завалом бортов внутрь. Это означает, что весь корпус корабля выше ватерлинии постепенно сужался, подобно усеченной пирамиде. Все пять кораблей этого типа ждала трагическая судьба. Три из них погибли в Цусимском сражении, перевернувшись и затонув, один был захвачен японцами, пятый – «Слава» – дожил до Первой мировой и был потерян в Моонзундском проливе в 1917 году. Корабли схожей конструкции строили и в других странах, в частности в США, однако впоследствии про инверсный нос практически позабыли.

Спасибо викингам

На новой норвежской банкноте в сто крон изображен гокстадский корабль – обнаруженный в ходе раскопок драккар викингов IX века. Дальние потомки средневековых скандинавских воинов из компании Ulstein (Норвегия) уверяют, что вернуться к хорошо забытому старому их сподвигли вовсе даже не бронированные монстры начала века, а именно гокстадская находка и ряд других дошедших до нашего времени драккаров и кнорров (боевых и грузовых судов викингов). Обводы закругленных носов старинных кораблей вдохновили создателей судов, сконструированных по технологии X-Bow.

Первым заказчиком такого судна стала норвежская же компания Bourbon Offshore, занимающаяся монтажом и обслуживанием энергетической инфраструктуры в море (буровые платформы, трубопроводы, ветрогенераторы).

В этой сфере востребованы специальные суда обслуживания, называемые у нас килекторами. У килекторов много функций: они ставят так называемые мертвые якоря для статичных объектов типа буровых платформ, обеспечивают подводные работы, служат буксирами. При сравнительно небольших размерах им приходится преодолевать большие расстояния в открытом море, противостоять штормам. Килектор, построенный компанией Ulstein, получил имя Orca, что значит «косатка». Плавные, более свойственные живой природе обводы носовой части судна, очевидно, навели на мысль назвать килектор в честь морского животного.

Суднообеспечения Vos Patience. «Patience » в переводе с англ. – «терпение», а VOS – сокращенное название компании-владельца, голландской фирмы по обслуживанию буровых платформ. Функции судна схожи с теми, что были и у первенца X-Bow – килектора Orca.

Врубаемся в волны

Однако кроме оригинального дизайна есть в технологии X-Bow и чисто прагматическое содержание. Когда судно движется в воде, среда сопротивляется его движению. И речь идет не только о трении корпуса о воду. Нос корабля создает носовую (ударную) волну, на преодоление которой также требуется энергия. Еще больше энергии приходится тратить, если вода неспокойна и судно движется против волн. Чуть больше ста лет назад, еще в эпоху боевых кораблей с инверсным носом, был придуман «бульб». Бульб – это продолговатый округлый выступ в носу судна, располагающийся ниже ватерлинии. Если конструкция рассчитана правильно, при обтекании водой бульба образуется волна, которая своей нижней точкой совпадает с гребнем волны, формируемой собственно носом корабля. Таким образом, волны «вычитают» друг друга, и лобовое сопротивление судна уменьшается, заметно экономится топливо. Кроме того, объемный выступ увеличивает плавучесть носовой части, что несколько снижает килевую качку. За прошедший век бульб

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Знаки и смыслы Китая Знаки и смыслы Китая

Китайская иероглифика прекрасна чувствует себя даже в цифровую эпоху

Популярная механика
Доктор зло Доктор зло

Какие бывают виды агрессии, что за ними стоит и как с этим справиться

Grazia
Техпарад Техпарад

Новости мира науки

Популярная механика
Мал, да дорог Мал, да дорог

В Лондоне на торги выставлена коллекция британской портретной миниатюры

Robb Report
Наука о прикосновениях Наука о прикосновениях

Белорусский стартап реализовал технологию передачи тактильных ощущений для VR

Популярная механика
Что изменится для автовладельцев в 2019 году? Что изменится для автовладельцев в 2019 году?

В наступающем году жизнь человека за рулем едва ли станет проще

АвтоМир
Фантастика в открытом поле Фантастика в открытом поле

Иннополис – город, в котором нет старости

Популярная механика
Почему ваши подчиненные не хотят работать Почему ваши подчиненные не хотят работать

Прокрастинация — это проблема не отдельных сотрудников, а всего бизнеса

Forbes
Инфекция жизни Инфекция жизни

Направленная панспермия в вопросах и ответах

Популярная механика
Простор для выбора Простор для выбора

Мы испытали обновленный Nissan X-Trail с бензиновым мотором и дизелем

АвтоМир
Космос, глубина и радиация. Экстремальная робототехника Космос, глубина и радиация. Экстремальная робототехника

Машины для работы в самых экстремальных условиях

Популярная механика
Животные их люди: как наладить отношения Животные их люди: как наладить отношения

Животные и их люди, люди и их животные — кто же в этих отношениях главный

Cosmopolitan
Незастывающее слово Незастывающее слово

Языку так тяжело в тисках учебников и словарей

Популярная механика
Новогодние распродажи. Почему американские акции будут падать этой зимой Новогодние распродажи. Почему американские акции будут падать этой зимой

В 2019 году падение американского рынка, скорее всего, продолжится

Forbes
Кошка на пути домой Кошка на пути домой

Кошка на пути домой. От совершенного хищника к совершенному домашнему питомцу

Популярная механика
5 способов выстроить отношения в паре 5 способов выстроить отношения в паре

Можно ли сохранить отношения такими же яркими, как в первые дни знакомства?

Psychologies
Орбитальные ломы Орбитальные ломы

Сверхтяжелые ракеты SpaceX могут стать носителем первого легального оружия

Популярная механика
Анонимное резюме. Можно ли бороться с дискриминацией при приеме на работу Анонимное резюме. Можно ли бороться с дискриминацией при приеме на работу

Анонимное резюме. Можно ли бороться с дискриминацией при приеме на работу

Forbes
Когда погаснет БАК Когда погаснет БАК

Мегапроекты, которые придут на смену Большому адронному коллайдеру

Популярная механика
Новогоднее меню для будущей мамы Новогоднее меню для будущей мамы

Женщине в положении придется продумать новогоднее меню

9 месяцев
У Солнца под боком У Солнца под боком

О том, какие загадки должен решить меркурианский зонд

Популярная механика
«Партнер не выполняет мои просьбы»: как это исправить? «Партнер не выполняет мои просьбы»: как это исправить?

О типичных ошибках в семейной коммуникации

Psychologies
Ракетный маневр Ракетный маневр

С S7 Space связывают надежды на развитие отечественной частной космонавтики

Популярная механика
Простуду лечить не нужно. И вот почему Простуду лечить не нужно. И вот почему

Терапевт развенчивает основные мифы о лечении ОРВИ

Собака.ru
Механик в аду Механик в аду

Зонд AREE – никакой электроники, только старая школа и верная механика

Популярная механика
Максим Левченко Максим Левченко

Максим Левченко работает над проектом частного музея в квартире дома Мурузи

Собака.ru
Шепот, который убивает Шепот, который убивает

Ни одна винтовка не способна проделывать такие трюки и оставлять такие отверстия

Популярная механика
Как тюльпаны чуть не уничтожили экономику Голландии Как тюльпаны чуть не уничтожили экономику Голландии

Экскурс в неожиданный экономический кризис Голландии XVII века

Maxim
Надо грязи! Надо грязи!

У шамана есть бубен. Три двери у хетчбэка. Восемь колес у БТР

Популярная механика
Вечер Эстетических Удовольствий в Доме Союзов Вечер Эстетических Удовольствий в Доме Союзов

Вечер Эстетических Удовольствий (ВЭУ)

Cosmopolitan
Открыть в приложении