Как жадность и расчетливость помогли Полу Гетти создать крупнейший частный музей
В издательстве «Слово» в серии «Великие музеи мира» выходит альбом о Музее Гетти. Автор — Василий Расторгуев, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина. С разрешения издательства Forbes Life публикует главу, посвященную основателю музея, промышленнику и коллекционеру Полу Гетти.
«По моему убеждению, человека, не имеющего никакой любви к искусству, нельзя назвать вполне цивилизованным. В то же время очень трудно, если не невозможно вообще, заинтересовать людей произведениями искусства, если они их не видят и ничего о них не знают» — в этих словах Пола Гетти заключен весь тот дух и та миссия, которыми руководствуется сегодня музей, носящий его имя.
Музей Гетти — самый крупный художественный музей на Западном побережье США. В его новом здании в Лос-Анджелесе, открывшемся в декабре 1997 года, хранятся коллекции европейской живописи, рисунка и скульптуры, не уступающиепо качеству важнейшим государственным и частным собраниям Соединенных Штатов и Европы. Одновременно в историческом здании Виллы Гетти в Малибу представлена коллекция греческих, этрусских и римских древностей — лучшая из частных коллекций такого рода на всем Американском континенте.
Сегодня Музей Гетти — часть масштабного комплекса под эгидой организации The J. Paul Getty Trust. Изучать, сохранять и представлять зрителю предметы искусства, преумножая знания о них, призваны четыре различные институции, работающие в сотрудничестве. Помимо музея Getty Trust финансирует Реставрационный институт Гетти, занимающийся исследовательской и реставрационной деятельностью по всему миру и Исследовательский институт Гетти, развивающий разветвленную сеть научных программ в области истории искусства и обладающий большой библиотекой и специализированными базами данных. Актуальной остается и роль Фонда Гетти, спонсирующего целевые программы в сфере искусства.
Но так было не с самого начала. Открывшись для публики в 1954 году, музей первоначально был лишь небольшим частным заведением, доступ в которое осуществлялся в указанные часы для считаных групп посетителей. Обладавший крошечным бюджетом, утверждал который лично хозяин, и расположенный в то время в совершенно непригодном для экспонирования произведений искусства месте, он имел до смешного маленький штат, состоявший всего из двух человек — директора и охранника, причем их функции нередко совмещались.
Располагался музей в живописном местечке с видом на Тихий океан в 30 километрах от центра Лос-Анджелеса, на самой границе с Малибу, и добраться туда было непросто. Это был странный музей, который его сотрудники позднее сравнивали с нелюбимым ребенком, рожденным вне брака. И эти странности во многом были отражением эксцентричности его создателя.
Родившийся в Миннеаполисе в 1892 году в семье Джорджа Гетти, бывшего юриста, сделавшего состояние на добыче нефти, Пол Гетти в молодости не хотел заниматься ничем из того, с чем позже оказалось связано его имя, то есть ни нефтянымбизнесом, ни коллекционированием. Без особенного успеха отучившись пару лет в Университете Южной Калифорнии и в калифорнийском же Беркли, незадолго до Первой мировой войны он очутился в Англии, в Оксфорде, где изучил экономику и политологию. В его планы входило стать писателем или дипломатом, семейное же дело своего отца, отношения с которым у него всегда складывались неважно, он в любом случае продолжать не собирался. Однако начавшаяся в 1914 году война внесла коррективы в планы 21-летнего Пола Гетти, и на борту знаменитого лайнера «Лузитания» он вернулся в Соединенные Штаты, где со свойственной ему импульсивностью записался добровольцем в армию. Что произошло дальше, доподлинно неизвестно, но в армию его не взяли, а вместо этого они с отцом, пересилив взаимную неприязнь, заключили деловой контракт. Крайне выгодно вложив одолженные у отца деньги в нефтяные скважины в Оклахоме, Пол Гетти уже через два года заработал свой первый миллион. Быстрый успех действовал на него опьяняюще, он наслаждался его плодами и собрался было отойти от дел, взяв длительный отпуск, но страсть к выгоде и деловая хватка — две отличительные черты его характера, сохранившиеся до глубокой старости, — пересилили.