Келин освобожденная: как казахские женщины борются с дискриминирующими обычаями
Казахское общество переживает всплеск интереса к собственным традициям, но некоторые из них доходят до угнетения женщин. Рассказываем, что происходит со статусом невестки — келин, о незавидном положении которой снимают фильмы и шутят в КВН
Айжан, что ты тут сидишь без дела?
— Я дома прибрала, еду приготовила, посуду помыла, за продуктами сходила. Можно я просто посижу?
— Нет, не сиди просто так, а сделай мне массаж!
Это диалог из ролика YouTube, в котором дети разыгрывают сценку: свекровь не дает ни на минуту присесть невестке. Вайны о том, как «ене» (в переводе с казахского — «свекровь») угнетает «келин» («невестку») сделали двух казахских девочек Амину и Адеку настоящими звездами. Популярность видео, которые сами по себе являются социокультурным феноменом, обусловлена тем, что они очень точно отражают казахскую действительность.
«В России есть анекдоты про зятя и тещу. Казахи эти анекдоты не понимают, у нас зять и теща почти не общаются. Зато свекровь и невестка проводят очень много времени вместе, поскольку по традиции мужчина приводит женщину в свою семью», — объясняет руководительница организации Feminita Гульзада Сержан.
Традиция предписывает келин выполнение домашних обязанностей (готовка, стирка, уборка), покорность (именно поэтому она ничего не может возразить свекрови) и скорейшее рождение детей.
«У моего бывшего мужа огромная семья, десять человек — свекр, свекровь и их родственники — рассказывает бывшая келин (сейчас она в разводе) Жамиля Касымхан. — Первый завтрак я подавала свекру в 6:30 утра, потом завтрак для школьников, потом для мужа и остальных членов семьи. Пока я мыла посуду, наступало время готовить обед, а потом и ужин. В пять часов вечера в семье было принято пить чай, и я должна была испечь лепешки, которые очень любила свекровь. Забеременеть я смогла только через год после замужества. Мне казалось, что прошла целая вечность, потому что каждый день меня спрашивали, почему я не рожаю».
В массовой культуре келин — этакая Золушка, которая с раннего утра и до позднего вечера крутится на кухне, моет полы, шьет, стирает, сажает розы, молча снося все обиды от членов семьи. Ежегодно в Казахстане выходят фильмы и сериалы о незавидном положении невесток — например, «Аппақ келін» (в переводе — «Белая невестка»; сюжет разворачивается вокруг отношений свекрови с невесткой — эмансипированной темнокожей американкой и соседской девушкой-казашкой), «Келинка Сабина» (уже вышли три части). Сюжет «ене агрессор, келин жертва» настолько понятен каждому жителю республики, что стал настоящим perpetuum mobile для киноиндустрии и шоу-бизнеса. «Что ты сразу не перелила чай за края? Ты хочешь утопить меня в этой чашке? Или хочешь быстрее напоить меня, чтобы я ушла из-за стола?.. Боже мой, когда же я буду по-человечески пить чай, налитый своей келин!», — говорит ене в фильме «Аппақ келін».
«Для создателей этих фильмов, это шутка, баловство, а женщины якобы счастливы, — рассказывает Гульзада из Feminita. — Примерно такой нарратив и в КВН, который транслируют по телевидению. Многие к этому относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Общество считает это смешным, за редким исключением».
С жестокостью нравов келин сталкиваются не всегда: требования к невесткам зависят от региона и уклада внутри конкретной семьи. Так, в южном Казахстане люди консервативны, а на севере либеральны. В городах население прогрессивней и свободней, чем в деревнях. «Я жила в городе, а оказалась в ауле. В общем-то я знала про строгость традиции, но в моей собственной семье к келин всегда было отношение как к своим дочерям, о них всегда заботились и их жалели, и я не ожидала, что ко мне будут относится иначе», — вспоминает бывшая келин Жамиля Касымхан. Сама она родом из южной части Казахстана.