Как устроены тормозные колодки: быстрая и безопасная езда
Заинтересовавшись быстрой ездой, начинающий водитель идет в мастерскую и просит увеличить мощность двигателя. А более искушенный драйвер меняет тормозные колодки и на следующее утро с легкостью обгоняет новичка на треке. Почему? Да потому что тормоза просто мощнее двигателя!
Рассуждения о мощности тормозов кажутся абсурдными, пока не возьмешь в руки калькулятор и не вспомнишь формулы из школьного курса физики. К примеру, современный «горячий» бизнес-седан может разогнаться от 0 до 100 км/ч за 6 секунд, продемонстрировав среднее ускорение 0,47g — весьма недурно! Та же машина на сухом асфальте и при начальной скорости 100 км/ч способна остановиться на дистанции всего 35 м, управившись за чуть более 2,5 с и показав среднюю перегрузку в 1,12g.
Слово «среднее» в приведенных выше калькуляциях имеет большое значение: разгон и торможение в реальной жизни неравномерны, поэтому пиковые ускорения могут значительно превышать расчетные. Однако даже простейшие вычисления весьма красноречиво свидетельствуют: табун в 250 — 300 «лошадей» под капотом — это ерунда по сравнению со способностью тормозов в мгновение ока превращать кинетическую энергию почти двухтонного автомобиля в тепло раскаленных докрасна колодок и дисков (разумеется, не без некоторой помощи сопротивления воздуха, трения качения и торможения двигателем).
О влиянии тормозов на скорость, управляемость, безопасность и даже сохранность окружающей среды нам рассказали специалисты Ferodo — производителя компонентов тормозной системы с более чем столетним опытом. Ferodo — знаток двух миров, спортивного и дорожного. С тормозами Ferodo побеждал легендарный Хуан Мануэль Фанхио, с ними покорялись рекорды скорости на суше в 1926 и 1963 годах (между прочим, 649 км/ч!). Сегодня колодки Ferodo — это не только непременный тюнинговый аксессуар для автогонщиков, профессионалов и любителей, но и стандартное заводское оснащение таких автомобилей, как Audi A4 или Mercedes-Benz C-Klasse. Такие колодки стоят на 8 из 10 европейских автомобилей.
Хорошие тормоза делают автомобиль не только безопаснее, но и динамичнее, и это справедливо как для гоночной трассы, так и для обычных дорог. Для наглядности удобнее приводить примеры из мира автоспорта. Предположим, соперники приближаются со скоростью 200 км/ч к медленному повороту. Один из них (тот, у кого тормоза лучше) начинает тормозить на секунду позже другого. На скорости 200 км/ч за эту секунду автомобиль проходит 56 м. При замедлении в 1g соперник за это время пройдет лишь 50 м, то есть проиграет почти полтора корпуса! Отыграть такое преимущество на выходе из поворота при сопоставимых мощностях двигателей практически невозможно. Фанаты автоспорта хорошо знают, что именно позднее торможение зачастую определяет и класс гонщика, и исход отдельного поединка, и судьбу всей гонки.