На российском книжном рынке не так много частных издательств с долгой историей

ForbesРепортаж

Как три друга открыли издательство, чтобы выпускать литературу о бизнесе и науке

На российском книжном рынке не так много частных издательств с долгой историей и отечественными бестселлерами. Чтобы узнать, как работает этот бизнес и что будет происходить с ним в кризис, литературный обозреватель Наталья Ломыкина поговорила с генеральным директором издательства «Альпина Паблишер» Алексеем Ильиным

Наталья Ломыкина

Генеральный директор издательства «Альпина Паблишер» Алексей Ильин (Фото DR)

Издательская группа «Альпина Паблишер», которая специализируется на научно-популярной и бизнес-литературе, создавалась в кризис 1998 года. Трое друзей — Алексей Ильин, Александр Лиманский и Илья Долгопольский — основали издательство «Альпина», чтобы выпускать книги о финансах. За 23 года компания разрослась, сейчас в ней восемь подразделений — от «Альпина нон-фикшн» до образовательного проекта «Теории и практики». Мы готовили интервью с генеральным директором издательства Алексеем Ильиным о развитии книжного бизнеса, но после 24 февраля 2022 года стало ясно, что ключевой темой разговора будет новый кризис.

— В условиях кризиса, в котором оказалось и книгоиздание, какие вы видите ключевые риски и какие шаги намерены предпринять?

— Давайте начнем с общих вещей. Есть факты, есть риски и есть некие действия, которые являются ответом на уже случившееся. Факты сейчас таковы: Россия — страна-изгой, огромное количество компаний уходят из страны, и даже если закончится «специальная военная операция»*, не факт, что они вернутся. Санкции очень тяжелые и беспрецедентные, то есть нас ждет высокий уровень безработицы, снижение доходов, гиперинфляция. Ограничение свобод — тоже факт. Это то, что уже сейчас происходит. Что может быть? Самые разные вещи. Сейчас происходит то, что мы еще недавно считали невозможным. Поэтому в принципе мы надеемся на лучшее, но готовимся к худшему.

Издательский рынок оказался в кризисной ситуации, но далеко не в самой худшей, потому что книжный бизнес, на мой взгляд, достаточно антихрупкий. По сравнению со многими видами бизнеса, у издателей положение далеко не худшее.

Сейчас ключевая задача для любых компаний — сделать так, чтобы доходы и расходы плюс-минус совпадали, то есть чтобы не было большого дефицита бюджета, потому что даже некие резервы очень быстро рассасываются. Быстрее всего сократить самые крупные статьи расходов, связанные с производством, поэтому напрашивается снижение тиражей. Мы стараемся действовать гибко: анализируем наш портфель и сокращаем те темы, которые ушли из поля интереса. Для книг, которые наоборот вышли на пик интереса, можем даже увеличить тираж. У нас, например, продажи книги «Вся кремлевская рать» Михаила Зыгаря за март выросли в шесть раз. Продажи книги Виктора Франкла «Сказать жизни» «Да!» выросли более чем в четыре раза.

А «Тонкое искусство пофигизма» Марка Мэнсона, наверное, пошло на спад?

Кстати, не настолько. «Тонкое искусство пофигизма» — это популярное изложение принципов стоиков, а стоицизм — самая актуальная философия на сегодняшний день. У Марка Мэнсона есть книжка «Все хреново», она всегда продавалась существенно хуже, чем «Тонкое искусство пофигизма», но сейчас это, наверное, самая актуальная книга сегодняшнего дня — прикладной стоицизм. Если возвращаться к теме тиражей, то мы их сокращаем, но делаем это дифференцировано. В среднем мы снижаем тиражи где-то на 30-40% по отношению к обычной ситуации.

— Издатели говорят , что себестоимость книги выросла уже на 30-40%, и это не предел, потому что мелованная бумага, типографские краски, оборудование — все импортное. Есть ли шанс, что издательский бизнес переориентируется, будут задействованы российские мощности и потери компенсируются?

— С мелованной бумагой в России проблема. У нас была отечественная легкомелованная бумага достаточно плохого качества — и все. Не знаю, сможет ли кто-то это производство возродить и наладить. Думаю, стандартным сценарием будет уход от мелованной бумаги и печать цветных книг на офсете. Очевидно, что с учетом падения курса рубля все компании будут стараться пользоваться только российскими материалами. Есть вещи, которые не заменить, но они в большинстве случаев незначительно влияют на себестоимость книги. Думаю, сейчас еще очень много паники и нервотрепки. Я, честно говоря, не ожидаю радикального роста себестоимости — это будет, может быть, несколько десятых процента, но на общем фоне ничего трагического.

— А насколько вырастет цена на книгу? Читатели и так жаловались, что книги дорогие.

— Я могу отвечать только за издательскую группу «Альпина Паблишер». Мы цены повышать в ближайшее время не планируем, кроме тех книг, которые ушли в отрицательную рентабельность за счет снижения тиражей из-за падения спроса. Вот таким книгам мы вынуждены повышать цены, но это единичные случаи. На 90 % процентов нашего ассортимента мы в ближайшее время цены повышать не будем. Мы понимаем, в какой ситуации оказались люди, и не хотим рисковать продажами, которые есть. Издательский бизнес очень инерционный. У нас есть существенные запасы того, что мы уже выпустили и пока можем продавать по старым ценам.

— Вы начинали издавать книги в девяностые, и тогда тоже был кризис на кризисе, но при этом — движение вперед и поиск стратегий. А сейчас есть ощущение ускользающих возможностей, которые еще вчера казались абсолютно естественными и устойчивыми. Тяжелее ли психологически вам как бизнесмену дается эта ситуация?

— Этот кризис для всех очень тяжелый, прежде всего морально. Мы всегда были уверены, что даже если сейчас плохо, дальше будет лучше. Сейчас этой уверенности нет. В ближайшие год-два лучше впереди не будет. С кризисом такого масштаба сегодняшний бизнес еще никогда не сталкивался.И психологически у всех руководителей задача — поддержать своих сотрудников, чтобы они были ориентированы решать конкретные проблемы каждый день. Ну и каждый руководитель сам должен как-то пройти все психологические этапы принятия кризиса с тем, чтобы действовать максимально эффективно. Это тяжелее всего.

При этом надо все равно помнить, что любой кризис — время возможностей. Посмотрите, вся экономическая элита, либо сметена беспрецедентными санкциями, либо очень сильно ранена. В экономике возникают лифты — экономические, социальные, какие угодно. Те, у кого сейчас есть свободные деньги, будут иметь супервозможности. Раз больше половины экономики, как в романе «Атлант расправил плечи», решает просто взять и уйти, те, кто сумеет на образовавшемся поле сориентироваться, смогут сделать серьезный рывок. Нельзя думать, что у нас кризис такой масштабный, что нет никаких возможностей. Пока нет ядерной войны, возможности есть.

— Как в издательстве будет меняться соотношение переводных и российских книг? Как складывается ситуация с зарубежными партнерами и авторами?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жить в удовольствие: как парфюмер Оливье Кресп создает ароматы из маленьких слабостей Жить в удовольствие: как парфюмер Оливье Кресп создает ароматы из маленьких слабостей

Парфюмер Оливье Кресп — насколько сложно развивать свою парфюмерную марку?

Forbes
Не мимикой единой Не мимикой единой

Неожиданные привычки, приводящие к морщинам

Лиза
Александр Черниченко: «Если сидеть и говорить, что это невозможно, так оно и будет» Александр Черниченко: «Если сидеть и говорить, что это невозможно, так оно и будет»

Александр Черниченко про спорт и своих сыновей

Maxim
Будьте скромнее, просите о помощи и не спешите: как прекратить самосаботаж и выжить Будьте скромнее, просите о помощи и не спешите: как прекратить самосаботаж и выжить

Как обрести психологическую устойчивость и перестать заниматься самосаботажем

Forbes
Что такое духовность и как ее развивать: 6 способов Что такое духовность и как ее развивать: 6 способов

Кто может называть себя духовно богатой личностью?

Psychologies
Лучшие драматические роли Джима Керри Лучшие драматические роли Джима Керри

Вспоминаем непривычно серьезные роли Джима Керри

Maxim
Как украсить яйца к Пасхе-2022: 10 самых стильных дизайнов Как украсить яйца к Пасхе-2022: 10 самых стильных дизайнов

Крутые варианты украшения яиц без использования привычных красителей

Cosmopolitan
Что запрещено фотографировать в России Что запрещено фотографировать в России

Что действительно нельзя фотографировать на территории Российской Федерации

Cosmopolitan
Астрономы нашли новую пару нейтронных звезд Астрономы нашли новую пару нейтронных звезд

Новая пара нейтронных звезд содержит миллисекундный пульсар

N+1
Продукты, снижающие и повышающие холестерин: правильное питание для сердца и сосудов Продукты, снижающие и повышающие холестерин: правильное питание для сердца и сосудов

Что именно нужно есть, а от чего лучше отказаться для здоровья сердца и сосудов

Популярная механика
5 самых популярных мифов о здоровье зубов 5 самых популярных мифов о здоровье зубов

Мы разоблачаем самые популярные мифы и учимся ухаживать за зубами с умом

Популярная механика
Российские археологи сделали неандертальские копья и потыкали ими туши быка и барана Российские археологи сделали неандертальские копья и потыкали ими туши быка и барана

Похоже, неандертальцы из Чагырской пещеры занимались контактной охотой

N+1
10 сериалов для тех, кто соскучился по «Игре престолов» 10 сериалов для тех, кто соскучился по «Игре престолов»

10 сериалов, которые стоит посмотреть любителям истории и фэнтези

Esquire
Нелюбимая дочь, наследница L'Oréal: кто такая Франсуаза Беттанкур-Майерс Нелюбимая дочь, наследница L'Oréal: кто такая Франсуаза Беттанкур-Майерс

Что известно о наследнице одной из крупнейших бьюти-империй современности

РБК
Ценности поколений: как понять детей, рожденных в XXI веке Ценности поколений: как понять детей, рожденных в XXI веке

Кажется, между детьми, рожденными в 2000-х, и родителями — бездонная пропасть

Psychologies
4 сервиса, где нейросети рисуют картинку по описанию 4 сервиса, где нейросети рисуют картинку по описанию

Пока привыкать: искусственный интеллект может создать свой шедевр

CHIP
Химики обнаружили в воздухе из древнеегипетского сосуда остатки сушеной рыбы Химики обнаружили в воздухе из древнеегипетского сосуда остатки сушеной рыбы

Артефакты из гробницы Ча и Мерит изучили с помощью масс-спектрометрии

N+1
История солистки Roxette Мари Фредрикссон «Любовь к жизни» История солистки Roxette Мари Фредрикссон «Любовь к жизни»

Солистка группы Roxette Мари Фредрикссон честно рассказала свою биографию

СНОБ
Перед жертвоприношением на вулкане инки дали детям коку и аяуаску Перед жертвоприношением на вулкане инки дали детям коку и аяуаску

Ученые провели токсикологический анализ останков, найденных в Перу

N+1
«Наша цель в агро — исключительно поисковая» «Наша цель в агро — исключительно поисковая»

Гендиректор «Щелково Агрохим» о развитии сельхозбизнеса компании

Агроинвестор
10 редких видов собак: породы для тех, кто хочет завести необычного питомца 10 редких видов собак: породы для тех, кто хочет завести необычного питомца

Решили завести собаку редкой породы?

ТехИнсайдер
3 вопроса на собеседовании, которыми обманывают всех, 3 осторожно! 3 вопроса на собеседовании, которыми обманывают всех, 3 осторожно!

HR-специалист оценивает всё, что ты делаешь и что говоришь

Cosmopolitan
Жизнь и судьба Бориса Ельцина Жизнь и судьба Бориса Ельцина

Борис Ельцин с триумфом ворвался в большую политику

СНОБ
10 книг, с которыми ты станешь умнее и достигнешь успеха 10 книг, с которыми ты станешь умнее и достигнешь успеха

Просто бери эти книги и умней с каждой прочитанной страницей!

VOICE
Дайан Фосси: невероятная история знаменитой исследовательницы горилл Дайан Фосси: невероятная история знаменитой исследовательницы горилл

История Дайан Фосси — воительницы за права и жизни горилл

Популярная механика
Остров русских Остров русских

Что Россия могла бы делать сама?

Weekend
Музыкант и актер Игорь Титов — о внутренних конфликтах Музыкант и актер Игорь Титов — о внутренних конфликтах

Артист Игорь Титов — о словах мастера и кризисе 30-летних

РБК
«В Европе женщины взрослеют»: как эмигрантки адаптируются к жизни в другой стране «В Европе женщины взрослеют»: как эмигрантки адаптируются к жизни в другой стране

Есть ли гендерные различия в эмиграции и как женщины ищут себя в новой стране

Forbes
Интервальное голодание с умом: 6 ошибок, которые помешают худеть Интервальное голодание с умом: 6 ошибок, которые помешают худеть

Система интервального голодания подкупает своей простотой

VOICE
«Синий чулок»: как Хирацука Райтё основала первый феминистский журнал в Японии «Синий чулок»: как Хирацука Райтё основала первый феминистский журнал в Японии

Хирацука Райтё — одна из первых феминисток в Японии

Forbes
Открыть в приложении