Почему «Дядя Ваня» поступил плохо и как работает регистрация товарного знака
Пока зарубежные компании уходят из России, некоторые отечественные предприниматели решили воспользоваться ситуацией и зарегистрировать товарные знаки, похожие на айдентику западных брендов. Роман Горбачев, основатель брендингового агентства «Логомашина», рассказывает, почему российским владельцам бизнеса не удастся зарегистрировать обозначения, слишком похожие на иностранные бренды.
Что такое товарный знак
Товарный знак — это уникальное обозначение вашей компании, которое принадлежит только вам. В качестве товарного знака можно зарегистрировать не только логотип, но и слоган, название компании и даже фирменную мелодию.
Регистрация товарного знака не обязательна: некоторые предприниматели отказываются от нее, чтобы сэкономить деньги и время при открытии бизнеса. Но если вы планируете масштабировать свой бизнес, товарный знак может стать гарантом защиты вашей компании.
Например, вы открыли салон красоты «Апрель», наработали большую клиентскую базу и неплохую репутацию, а потом узнаете, что недобросовестный предприниматель решил открыть свой салон красоты под таким же названием. Его мотивы понятны — у бренда «Апрель» уже есть лояльные клиенты и известность, можно сэкономить на рекламе. Однако, если вы зарегистрировали название «Апрель» как товарный знак, вы можете обратиться в Роспотребнадзор: тогда предпринимателю придется выплатить вам до 200 тыс. руб. в качестве штрафа и компенсацию — от 10 тыс. до 5 млн руб.
Есть и другие случаи, когда товарный знак защищает своего правообладателя. Так, в 2018 году Мегафон разместил на своем сайте изображение «Ждуна», который оказался зарегистрированным товарным знаком. За это суд постановил взыскать с мобильного оператора 8,6 млн руб.
Предприниматели могут пойти другим путем и попытаться открыть свою сеть под именем иностранного бренда, не отправляя заявку в Роспатент. Однако и в этом случае они столкнутся со сложностями.
Несмотря на то что некоторые зарубежные компании и приостановили свою работу на рынке России, их товарные знаки все еще действуют и защищены законом.
Товарный знак перестает действовать только в трех случаях.
- Компания сама отказалась от знака.