Как производитель шприц-ручек для «Оземпик» завоевывает рынок лекарств для похудения
SHL Medical начала свою деятельность в 1989 году, имея только один завод по производству медицинского оборудования на Тайване. В настоящее время компания стремительно захватывает часть активно развивающегося рынка препаратов для похудения
В прошлом году огромный успех препаратов для похудения на фармацевтическом рынке вызвал взрывной рост акций многих производителей лекарственных препаратов, включая Novo Nordisk, выпускающего «Вегови» и «Оземпик». Большинство пациентов принимают их дома в виде еженедельных инъекций, используя пластиковые устройства в форме ручки, известные как автоматические инъекторы (шприцы-пистолеты), наполненные жидким лекарством и снабженные небольшой иглой шириной в два человеческих волоса.
Рост спроса на препараты, которые удобно использовать в домашних условиях, сделал миллиардером Роджера Самуэльссона, 60-летнего уроженца Швеции и соучредителя швейцарской компании SHL Medical, одного из крупнейших в мире производителей автоинъекторов. По оценкам Forbes USA, его состояние составляет $3 млрд благодаря 69% акций компании, соучредителем которой он стал в 1989 году. Остальные 31% принадлежат шведской частной инвестиционной компании EQT, которая за годы своего существования помогла семерым людям попасть в ряды миллиардеров, и Athos, семейному офису братьевШтрюнгман. Застенчивый Самуэльссон, отклонивший многочисленные просьбы дать интервью, является фанатом гоночных автомобилей (в 2016 году он участвовал в гонках серии Ferrari Challenge), а также владельцем яхты Octopus длиной 126 м, которую он приобрел в 2021 году после смерти ее первого владельца, соучредителя Microsoft Пола Аллена (умер в 2018 году).
Фирма SHL Medical производит автоинъекторы для препаратов для лечения широкого спектра заболеваний — от рассеянного склероза и астмы до псориаза. Согласно полученным документам, продукцию фирмы используют 20 из 25 крупнейших фармацевтических компаний мира, включая таких гигантов отрасли, как Novo Nordisk, Amgen и Pfizer, а также множество небольших биотехнологических стартапов. Большая часть доходов компании — 90% — приходится на производство автоинъекторов. Компания контролирует 25% данного сегмента на мировом рынке.
«Автоинъекторы — одноразовые устройства, внутри которых находится лекарственный препарат. Нужно лишь снять колпачок и сделать себе инъекцию самостоятельно, — объясняет Ульрих Фесслер, гендиректор SHL Medical, во время видеосвязи из своего офиса в швейцарском Цуге, демонстрируя один из продуктов компании — гладкую цилиндрическую шприц-ручку Molly (другой прибор производится под названием Maggie; в компании объяснили, что выбрали женские имена в качестве названий, поскольку их легко запомнить). — Когда Роджер начал свой бизнес еще в 90-х годах, он считал, что одноразовые автоинъекторы смогут изменить весь процесс приема лекарств. Потребовалось 30 лет, но это произошло. Мы являемся самой быстрорастущей компанией в данной отрасли».
Самуэльссон родился и вырос в Швеции, изучал инженерное дело в городе Линчепинг на юге страны, а в юности увлекался боксом. Однажды он заметил, что все его боксерские перчатки были произведены на Тайване. После этого он решил отправиться на остров в 1983 году, когда ему было 20 лет. Самуэльссон посетил местные заводы, что натолкнуло его на идею начать поставлять в Швецию перчатки, прищепки для ванной и реабилитационное оборудование для пожилых людей, произведенные на Тайване.