Как оценить стоимость стартапа. Ультимативное руководство для фаундера
Туманный мир венчурных инвестиций особенно загадочен в части оценки стоимости стартапов. Инвесторы не слишком любят озвучивать конкретные методики и цифры. Стоимость стартапа при инвестировании — это зачастую скорее результат договорённостей основателей и инвестора, чем результат математических расчётов. Тем не менее существуют некоторые приёмы и формулы, которые можно использовать в качестве аргументов в переговорах с инвестором по конкретным цифрам оценки.
У стартапа начальной стадии обычно (почти) нет пользователей продукта, (почти) нет продаж, к которым можно было бы привязать оценку, как это делается при оценке нестартап-бизнеса, кафе, завода или автосервиса. Чаще всего, на раннем этапе, активы стартапа — это небольшая, но энергичная команда с внутренней мотивацией двигаться вперёд и менять мир, идея, иногда технология, продукт и, может быть, небольшая группа ранних клиентов.
В такой ситуации, с оценкой может помочь только опыт других стартапов, продвинувшихся в развитии дальше вас.
Место, время и ордена
Прежде всего в определении стоимости стартапа задействуются несколько важных факторов: — местоположение команды и клиентов (стартапы с одинаковыми показателями в Сан-Франциско, в Детройте, в Копенгагене, в Анталии, в Перми, или в Тиране стоят очень по-разному, что отражает вероятность их продажи (exit) и потенциальную сумму при продаже); — состояние рынка, на котором действует стартап (стартапы в области путешествий и стартапы в области удалённого образования во времена карантина оцениваются очень по-разному, что отражает состояние и перспективы рынка); — конкуренция (стартап, который намерен конкурировать с Google, Apple, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — особенно в области их бесплатных продуктов, и стартапы, у которых слабые конкуренты, — это разные истории); — глубина и вес команды (любой стартап, который запустит завтра Илон Маск или команда, недавно создавшая единорога, оценят гораздо выше стартапа, созданного командой без «орденов»); — предполагаемая длина «долины смерти» (долгие вложения денег без быстрого роста аудитории и/или продаж, предполагают куда более высокие риски, чем проекты, которые дают результаты быстро);