«Наша платформа — это eBay для интеллектуальной собственности»
Повсеместный переход на цифровые сервисы изменил в том числе и культуру потребления аудио- и видеоконтента. Что сейчас происходит на музыкальном B2B-рынке и с правами на интеллектуальную собственность? Мы обсудили эту тему с Валерией Брусникиной, управляющей IT-портфелем ассоциации IPChain и руководителем проекта IPEX, биржи, которая позволяет авторам и правообладателям монетизировать свои произведения или изобретения, находить покупателей и заключать выгодные контракты.
Можно ли эффективно управлять своими правами на произведения в цифровую эпоху?
Первая проблема — мало кто из создателей креативного контента понимает, что они работают с интеллектуальной собственностью и ею, как и любым другим ценным активом, нужно грамотно управлять. Это относится не только к стартаперам, но и к блогерам, разработчикам софта, дизайнерам, музыкантам и другим представителям творческих, инновационных и технологических профессий. Нормы управления IP, защиты авторских прав и другие аспекты прописаны в Гражданском кодексе РФ, но он сложен для восприятия. Поэтому мы и видим ситуацию, в которой без посторонней помощи — юристов, консультантов и других посредников, — мало кто знает, как монетизировать свое творчество.
Цифровизация также несет с собой масштабные изменения с точки зрения творчества и его распространения. Ежегодно растет число интернет-пользователей и количество создаваемого ими контента, соответственно, увеличивается и оборот прав. Только представьте, в 2014 году в сети было 2,4 млрд активных юзеров, а в 2020-м — уже 4,54 млрд, это больше половины всего населения Земли. Ежесекундно на YouTube загружают свыше 500 минут видео, а на Spotify — около 46 треков.
Объемы интеллектуальной собственности в сети исчисляются триллионами гигабайт, причем сюда относятся не только музыка, фильмы или рисунки, но и изобретения, элементы дизайна, программы и даже персонажи игр.
И у каждого отдельного объекта есть свой автор, который имеет право им распоряжаться по своему усмотрению: продавать, передавать во временное использование, ограничивать доступ и т. д.
Любая сделка с такими объектами всегда сопряжена с длительными и, как следствие, дорогостоящими процессами: поиск пользователя, проведение переговоров, проверка прав и объектов для подтверждения чистоты сделки, подготовка лицензионных договоров, закрывающих документов, контроль оплат и условий договора, отгрузка контента. Возьмем музыкальную индустрию, в которой оборачиваются произведения, исполнения или фонограммы. Нужно выбрать способ их охраны, на который влияют многие факторы, включая обстоятельства создания, тип объекта и цели, которые преследует автор или правообладатель. Все эти аспекты тесно взаимосвязаны, и важно сделать так, чтобы авторы могли комплексно, на своих условиях фиксировать, защищать и монетизировать свои произведения. Из-за того, что и создание, и использование контента переместились во многом из реальной жизни в виртуальную, должны создаваться особые инструменты для работы с ними — цифровые сервисы для IP.