Как это вынести: кто хоронит Ленина в российском YouTube
С конца декабря 2020 года на YouTube-канале «Расстанный проезд 3» появилось четыре видео, объединенных общим посылом — необходимо перезахоронить тело Владимира Ильича Ленина, которое до сих пор находится в мавзолее на Красной площади. В трех из них снялись известные актеры: Чулпан Хаматова, Лолита Милявская и Александр Гудков. Forbes узнал, кто стоит за проектом и на чьи деньги его автор выносит «вождя революции» из мавзолея.
«Если Сталина нет, а бог есть, может, вы меня уже похороните?» — вопрошает из своего саркофага Владимир Ильич Ленин, внезапно проснувшийся в мавзолее. Телеведущий и автор YouTube-канала «Чикен Карри» (2,7 млн подписчиков) Александр Гудков в роли караульного укладывает вождя обратно, а на экране появляются слова: «60 лет назад тело Сталина было вынесено из мавзолея».
Полутораминутный ролик вышел в октябре 2021 года на YouTube-канале «Расстанный проезд 3» и стал четвертым в цикле коротких видео под хештегом #НевыносимоеВыносимо. Помимо Гудкова, за несколько месяцев в них успели сняться Лолита Милявская и Чулпан Хаматова. Все ролики агитируют за перезахоронение Ленина на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге, где похоронены его мать и сестры. Именно это кладбище расположено по адресу Расстанный проезд, 3.
Автор идеи и создатель видео — режиссер рекламных и социальных роликов, бывший муж актрисы и телеведущей Эвелины Бледанс Александр Семин, выяснил Forbes. Он также занимает должность советника генерального директора в Агентстве стратегических инициатив (АСИ) — структуре, созданной в 2011 году правительством России для поддержки и продвижения проектов в социальной и предпринимательской сферах.
Forbes пообщался с Семиным, актерами, снявшимися в его роликах, политологами, экспертами на рынке видеопродакшена и рассказывает, как родилась новая кампания в поддержку перезахоронения Ленина, кто может ее финансировать и почему в ней соглашаются сниматься знаменитости.
Социальный режиссер
Окончив в 2004 году режиссерский факультет Московского государственного института культуры и искусств, москвич Александр Семин решил пойти в рекламу — в те годы, по его словам, это был единственный способ заниматься творческим бизнесом и при этом зарабатывать. Он устроился креативным директором коммуникационного агентства SPN Ogilvy Moscow, а через несколько лет перешел на ту же позицию в агентство Deluxe Interactive. В 2010 году он создал рекламный ролик для благотворительного фонда «Линия жизни», а в 2012-м — придумал еще несколько роликов для «Аэроэкспресса» и департамента транспорта города Москвы.
Параллельно со съемкой рекламных и социальных проектов под заказ Семин занимался творческой деятельностью. Его продюсерским дебютом в 2010 году стал сериал «Нанолюбовь», а через год он выступил режиссером и продюсером фильма «Манипулятор» с участием актеров Гоши Куценко и Максима Виторгана. На съемках последнего он познакомился со своей будущей женой, актрисой Эвелиной Бледанс (в 2017 году пара развелась).
В 2014 году Семин открыл собственное агентство коммерческой и социальной рекламы What If Semin. С тех пор он успел поработать с корпорацией Unilever, телеком-операторами МТС и Yota, АФК «Системой» миллиардера Владимира Евтушенкова, фастфуд-сетью KFC, производителем пива AB InBev Efes и другими крупными компаниями. По словам Семина, клиенты приходили через сарафанное радио — у агентства до сих пор нет собственного сайта.
Помимо коммерческой рекламы, What If Semin стало делать социальные проекты, в том числе для благотворительных фондов. Например, для фонда помощи хосписам «Вера», в правление которого Семин вошел в 2017 году, агентство разработало слоган и ролик проекта «Жизнь на всю оставшуюся жизнь», а для фонда Владимира Потанина «Старость в радость» — социальный рекламный ролик в поддержку кампании помощи пожилым людям «Не стакан воды». Сам Семин называет себя «социальным режиссером» и отмечает, что ему всегда было важно рассказывать про человека, а не про продукт.
По данным СПАРК, выручка ООО «Вот Иф Семин» с 2014 по 2016 год увеличилась с 4,2 млн до 21,5 млн рублей соответственно. В 2018 году у агентства было уже 45,3 млн рублей выручки и 5,3 млн рублей прибыли, но затем финансовые показатели упали — до 2 млн рублей выручки и 27 000 рублей прибыли в 2020 году. Семин объяснил снижение оборотов юрлица обилием благотворительных проектов, частыми задержками выплат от заказчиков и получением части средств на ИП.
Фантомные страхи политиков
Идея видео про вынос Ленина из мавзолея пришла Семину 10 лет назад — в 2011-м он написал сценарий полнометражного фильма про перезахоронение вождя с рабочим названием «На вынос». Но дальше сценария тогда дело не пошло. К идее Семин вернулся только в 2020-м, прочитав материал про расстрельные указы из рассекреченных телеграмм Ленина в одном из онлайн-изданий (в каком именно, он не помнит). Затем режиссер купил с рук собрание сочинений вождя. Листая одну из книг, он задумал сделать социальный ролик, в центре которого будет ребенок, случайно решивший погадать на произведении Ленина.
Чтобы реализовать идею, Семин обратился в знакомую продакшен-компанию Trehmer. В партнерстве с ней он и его рекламное агентство создавали многие коммерческие и социальные ролики: например, Trehmer участвовала в производстве видеоролика для «Медси», серии роликов для ритуального агентства Ritual.ru, а также социальных проектов «Не стакан воды» для фонда «Старость в радость», «Когда можно положить трубку» для фонда «Дом Роналда Макдоналда» и «Первый шаг за вами» для фонда «Подарок ангелу».